Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ 5 страница




 

Г Л А В А 7

СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ МАТЕРИИ (БЫТИЯ)

 

§ 1. Понятие материи.

 

Известный ученый начала ХХ века писал: «Картина мира есть картина того, как материя движется и как материя мыслит». В этом высказывании выражено представление об общем устройстве мира, содержащееся в современном философском материализме. Мир – это материя, которая движется и развивается. Результат ее развития – мысль, сознание, носителем которых является особая форма материи – человек (общество). В главе 2 отмечалось, что во всех философских системах прошлого содержались онтологические и гносеологические взгляды, то есть представления о том, как устроен мир и как он познается человеком. Сейчас мы продолжим и уточним эту мысль. В современной философии имеются три базовые, фундаментальные концепции: 1) концепция материи, или бытия; 2) концепция изменения и развития мира; 3)концепция человека (общества). У материалистов и идеалистов, диалектиков и метафизиков эти концепции раскрываются по-разному, одни – подробнее, другие – более кратко. Так, герменевтика рассматривает человека как историческое, то есть интеллектуально развивающееся существо, а бытие – как бытие человека, проявляющееся в языке. Объяснение бытия внешнего мира у сторонников этого направления вызывает большие теоретические сложности, его существование фактически подразумевается, но считается неважным для философии. Задача философии – изучение и интерпретация языковых конструкций, то есть текстов. Концепция философского материализма, наоборот, подробно разрабатывает учения о бытии, развитии и человеке, пытается проследить их взаимосвязь. В этой главе мы остановимся на учении о бытии.

Человек с глубокой древности наблюдал предметы и явления природы, пытаясь понять их и использовать для удовлетворения своих жизненных потребностей. Как отмечалось в главе 1, философский подход к окружающей действительности начинался с попытки сделать крупные обобщения, раскрывающие единство мира, его глубинные черты и закономерности. Фалес, Анаксимандр и Анаксимен (см.: гл. 1) поставили вопрос о единой первооснове всего существующего и объявляли этой первоосновой воду, апейрон («беспредельное») или воздух. Первыми попытками понять наиболее общие черты окружающих человека вещей стали также понятия «мир» и «бытие». Мир – это все, что окружает человека. Более сложное философское понятие – бытие. К нему тоже относится все существующее, вся окружающая человека реальность. Понятие бытия позволяет, однако, глубже анализировать природу мира. Бытию противостоит небытие – несуществующее, то, чего нет. Противоположность бытия и небытия впервые обсуждается в философии Парменида. С его точки зрения, небытие – то же самое, что пустота. Бытие едино и неподвижно. Небытия не существует. По Гераклиту бытие – непрерывно становящаяся, изменяющаяся реальность. Понятия бытия и небытия применяются на протяжении всей истории философии. Г.В.Ф. Гегель и Ж.П. Сартр предлагают сопоставлять другие противоположности: вместо бытия и небытия – бытие и ничто.

Однако такие общие характеристики действительности, как понятия мира и бытия, не обладают достаточной научной строгостью и определенностью. Они даже не указывают на какое-либо решение основного вопроса философии: бытие может быть или материальным, или духовным. Так, с точки зрения Гегеля «чистое бытие» является духовным началом, а с точки зрения материалистов первооснова мира материальна. Для Сартра представляет интерес только человеческое бытие-в-мире. В материалистической концепции выделяется также общественное бытие (его противоположность – общественное сознание), бытие личности и т.п. Решение фундаментальных философско-мировоззренческих проблем требует выяснения, какое бытие является исходным, первичным, определяющим, более фундаментальным – материальное или духовное. Поэтому для характеристики общей природы мира мыслители прошлого выработали более конкретное и точное, чем «бытие», понятие – понятие материи и составляющее его противоположность понятие сознания. Существует материальное бытие и духовное бытие, или бытие материи и бытие духа, сознания.

Понятие материи содержит в себе ответ на вопрос о глубинной сущности мира, его первоначале и первооснове. С точки зрения философского материализма мир – это бесконечно многообразные проявления материи. Понятие материи возникло под действием потребностей в познании мира и в практической деятельности человека. Это наиболее глубокое, «последнее объяснительное понятие науки», показывающее, на что в конечном итоге направлено познание и практическая деятельность людей. Исследуя вещи и события, человеку необходимо знать, существуют ли они объективно, в действительности, или являются фантомами нашего собственного сознания, игрой фантазии, обманом органов чувств (как считал, например, И. Кант). Практическая деятельность человека может успешно развиваться, только если он уверен, что эта деятельность позволяет преобразовывать объективно существующие вещи, подчиненные объективным, не зависящим от сознания и человеческого произвола законам.

Понятие материи является результатом обобщения большого массива научных фактов. В процессе познания мира человеком оно прошло сложный путь развития.

В античной философии возникли два понятия, характеризующие первооснову мира – субстрат и субстанция. Субстрат – это пассивное вещество, из которого построены все предметы, носитель всех свойств и качеств. Субстанция – активная первооснова мира, включающая в себя источник движения. Милетские философы и Гераклит еще не ставили философского вопроса о взаимосвязи материи и сознания. Но фактически они считали материю, вещество единственной основой мира, то есть субстанцией, способной самостоятельно изменяться и порождать все многообразие предметов и явлений. Поэтому их называют стихийными материалистами. Первым «настоящим», так сказать, «осознанным» материалистом стал Демокрит, полагавший, что мир состоит из мельчайших неделимых частиц – атомов. Демокрит прямо ставил проблему взаимосвязи материального и духовного и утверждал, что душа состоит из материальных частиц – маленьких, круглых атомов. Она, следовательно, производна от материи и не является самостоятельной субстанцией. Атомизм Демокрита противостоит так называемой континуалистской (от слова «континуум» – длительность, протяженность) концепции материи. Согласно континуалистам вещество делимо до бесконечности и никаких «предельных», мельчайших частичек материи не существует. С точки зрения континуалистов (Эмпедокл, Гераклит, Аристотель и др.) мир состоит из четырех стихий, или элементов – огня, воздуха, воды и земли. Все стихии бесконечно делимы, они соединяются между собой в различных пропорциях и таким путем образуют все другие вещества. Континуалистскую концепцию материи использовали алхимики. Однако естествознание нового времени полностью опровергло ее и на практике подтвердило достоверность атомистической модели мира.

Античный идеализм считал материю не самостоятельной субстанцией, а только субстратом – пассивным веществом, из которого построены вещи. Платон делил мир на две сферы – мир вещей и мир идей (см.: гл. 1). Мир вещей – это инертная материя, вещество, пребывающее в неподвижности и не способное к самостоятельному изменению, самодвижению. Активное начало – это духовная субстанция, мир идей – некая «бесцветная, бесформенная и неосязаемая сущность, в сущности своей существующая, зримая только для одного кормчего души – разума» (см.: там же). Аристотель делит реальность на материю и форму, тоже понимая материю как пассивный субстрат (металл, глина, земля, древесина и другие вещества), превращающийся в реальные вещи только под воздействием духовного начала – формы. Представление о материи как наименее совершенном, инертном начале бытия сохраняется и в религиозной философии средних веков.

В философии эпохи Возрождения и нового времени полемика между материалистической и идеалистической линией была также связана с объяснением природы материи. Материалисты старались представить ее как неотделимую от движения самостоятельную субстанцию (например, Ф. Бэкон – см.: гл. 4). В то же время наука ХVII века строилась на основе классической механики. С точки зрения механики физическое тело не обладает внутренней активностью – оно приходит в движение только в результате толчка извне. Это понимание движения часто переносили на материальную субстанцию в целом и делали вывод, что вся материя – только пассивный субстрат, вещество, не способное к самодвижению и самоорганизации. Такова метафизическая концепция материи. “Материя, - писал английский материалист Джон Локк, - есть плотная и протяженная субстанция”. (О движении в этом определении вообще не упоминается). Другой знаменитый материалист, Бенедикт Спиноза, пишет, что не находит научных оснований для того, чтобы считать движение атрибутом, то есть неотъемлемым свойством материи. Неразвитость естествознания этой эпохи делала концепцию материализма, признающего материю единственной субстанцией, недостаточно обоснованной. Мир изменчив и многообразен. Если все его богатство невозможно объяснить движением материи, то из этого логично следует, что первичной реальностью, субстанцией является какое-то другое начало бытия. Так и рассуждали идеалисты. Классик субъективного идеализма Дж. Беркли писал о понятии материи как о неком фантоме, бесполезном вымысле: “Бытия духа, бесконечно мудрого, благого и всемогущего, с избытком достаточно для объяснения всех явлений природы. Но что касается косной неощущающей материи, то ничто воспринимаемое мной не имеет к ней ни малейшего отношения и не направляет к ней моих мыслей”. В ХVIII веке развитие естественных наук позволило доказать, что старое представление о пассивности материи не соответствует действительности. “Движение, - пишет английский материалист Джон Толанд, - есть существенное свойство материи”. Он впервые ввел понятие “самодвижения” материальной субстанции и подкрепил свой подход многочисленными примерами из физики и химии. Другой известный английский философ и химик, Джозеф Пристли, подчеркивал, что силы притяжения и отталкивания, вызывающие движение, заложены в самой сущности материи. Такую же точку зрения развивали французские материалисты (см.: гл. 4). П.А. Гольбах в “Системе природы” впервые назвал движение “способом существования материи”. Атрибутами, то есть неотъемлемыми всеобщими свойствами материи он считает движение, пространство и время. Аргументы идеалистов о том, что материя пассивна и не может породить реальное многообразие мира, становились менее убедительными. Гольбах попытался дать более точное, обобщенное определение материи, сопоставив ее с человеческим познанием: “Материя есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства”.

К концу ХIХ века на основе классической физики сложилось представление, что материя обладает следующими основными характеристиками:

1. Является веществом.

2. Состоит из мельчайших неделимых частиц – атомов.

3. Каждое материальное тело имеет постоянную массу, которая не может изменяться ни при каких условиях.

4. Является плотной, непроницаемой субстанцией.

5. Обладает протяженностью – то есть каждое материальное тело занимает определенный объем пространства.

Однако в конце ХIХ – начале ХХ века в науке – прежде всего в физике – наступает глубокий кризис. В эти годы одно за другим были открыты новые физические явления, казавшиеся совершенно невозможными с точки зрения классической механики – основы всей науки ХVII – ХIХ веков. Это открытия электромагнитного поля, которое не подчиняется законам классической механики; делимости атома и радиоактивности, дефекта массы, постоянства скорости света по отношению к любому наблюдателю. Возникли вопросы: если материя – вещество, то что такое поле? Как совместить открытый ядерной физикой дефект массы с пониманием массы в классической механике? Радиоактивный распад атомов – что это, исчезновение материи? Понятие материи как основы мира, центральное для философского материализма, казалось, разрушалось новыми физическими открытиями. Если «материя исчезает, остаются одни уравнения», как считали некоторые ученые рубежа веков, необходимо искать новые философские концепции, объясняющие природу бытия и познания. Ряд физиков, философов и математиков пытались заменить «опровергнутый» наукой материализм новой субъективно-идеалистической концепцией мира и познания, получившей название махизм, или эмпириокритицизм. (Об их учении подробнее см.: гл. 6, § 2).

Революционные открытия в естественных науках потребовали развития концепции материализма, уточнения понятия материи. Наиболее удачно это было сделано в основной философской работе В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (1909), получившей высокую оценку А. Эйнштейна и ряда других физиков.

Прежде всего, Ленин не соглашается с тем, что материя исчезает – превращается в энергию, излучение или еще что-то нематериальное. «Исчезает не материя, - пишет он, - исчезает тот предел, до которого мы раньше знали материю, наше знание идет глубже». Ленину впервые удалось сформулировать наиболее точное определение материи, которое используется в современной науке. Он считает, что материю нельзя сводить к веществу, полю или другим конкретным формам бытия. Суть философского определения материи в том, что она является объективной реальностью – в отличие от субъективной реальности, сознания. Объективная реальность – это все, существующее до, вне и независимо от сознания, по своим собственным законам, обладающее субстанциальностью – то есть первичное, самостоятельное бытие, не зависящее ни от чего внешнего. (Еще по определению Спинозы «субстанция есть причина самой себя», то есть не зависит ни от каких внешних причин). Вот как сформулировано определение материи в «Материализме и эмпириокритицизме»: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». «Материя есть то, что, действуя на наши органы чувств, производит ощущение; материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении».

Определение бытия как материи – объективной реальности, данной человеку в ощущениях – не является просто созданной философами логической конструкцией. Анализ методов исследования в естествознании, экономике, технических науках показывает, что ученый, как правило, исходит из существования неких объективных, не зависящих от познающего субъекта закономерностей действительности. Человек может понять их, если разработает и успешно применит адекватные методы познания. Возникают и такие ситуации, при которых не сразу ясно, где, образно говоря, кончается объективный закон природы (общества), а где начинается сфера субъективного – интерпретация, осмысление, формулировка этого закона ученым на том или ином научном языке. Так, экономисты отмечают, что иногда бывает очень трудно провести границу между объективными отношениями собственности и отношениями управления, имеющими субъективную природу (как результат сознательной, целенаправленной и контролируемой человеком деятельности). Конвенционалисты, о которых шла речь выше (см.: гл. 6, § 2), считали, что природа и общество лишены жестких объективных законов – последние формулируются более или менее произвольно, причем так, как захотят ученый и научное сообщество. Реальная практика развития научных исследований показывает, что законы природы и общества обладают принудительной силой – их содержание не зависит от способа изложения и интерпретации. Объективно-реальный подход к действительности, раскрывающий эти «принудительные» для исследователя закономерности, является наиболее эффективным методом познания. Он заключается в попытке понять действительность такой, какова она есть сама по себе, без всяких посторонних прибавлений и субъективных искажений. Понятие материи как объективной реальности служит, таким образом, мировоззренческим ориентиром познания: оно задает материалистическую парадигму (используя термин Т. Куна) научного исследования и практической деятельности человека.

Распространение понятия материи на учение об обществе привело к формированию понятия общественного бытия. При идеалистической трактовке истории, господствовавшей в эпоху Просвещения, социальные мыслители еще не видели, что в обществе, как и в природе, действуют объективные, непреложные законы. Так, французские материалисты ХVIII века понимали преобразование общества и государства как свободную творческую деятельность, зависящую только от воображения людей и принимаемых ими волевых решений. Художник рисует картину и изображает на ней все, что ему вздумается. Политические деятели тоже создают такие общественные учреждения и институты, принимают такие законы, какие им хочется (до каких они додумались). Идея закономерности общественного развития появляется у Гегеля, но он признает только законы мирового духа – нематериальной субстанции, лежащей в основе мира. В марксизме по аналогии с материей вообще вводится понятие общественной материи – общественного бытия. Общественное бытие – это реальная материальная жизнь людей, протекающая по особым социальным законам (например, по законам экономики). Как материя первична по отношению к сознанию, так и в обществе общественное бытие первично по отношению к общественному сознанию. Идея первичности материальных процессов (прежде всего – производства материальных благ) по отношению к духовной жизни общества широко обсуждается и используется в экономике и политике. На этой идее обычно основывается современная дипломатия, международная экономическая деятельность, социальная политика и другие сферы общественной деятельности.

Можно сделать вывод, что понимание материи как объективной реальности, субстанции, существующей по собственным законам независимо от воли и сознания человека широко вошло в современную науку и практическую жизнь общества – даже если люди не всегда осознают это в теоретическом плане.

 

§ 2. Атрибуты материи. Движение, пространство, время.

 

Философы нового времени установили, что материя всегда обладает несколькими фундаментальными свойствами. Среди них – протяженность, длительность и способность к изменениям. Развивая этот подход, французские материалисты ХVIII века пришли к выводу, что материя обладает тремя атрибутами, то есть неотъемлемыми свойствами. Эти атрибутыпространство, время и движение. Как понимают их современное естествознание и философия?

Представление людей о пространстве и времени всегда было тесно связано с уровнем развития естественных наук, в особенности – физики. В истории философии и физики сложилось два основных подхода к объяснению природы этих атрибутов материи. В классической механике использовалась так называемая субстанциальная концепция пространства и времени, а в современной релятивистской физике, основанной на теории относительности – реляционная концепция.

Субстанциальная концепция пространства и времени легче всего согласуется с повседневным жизненным опытом человека. Она была использована Н. Коперником, Г. Галилеем и И. Ньютоном и легла в основу классической физики. При этом подходе пространство и время рассматриваются фактически как самостоятельные субстанции. Пространство – это вместилище всех вещей, нечто вроде исполинского ящика, в котором сложены все физические тела во Вселенной. Правда, в отличие от огромного ящика пространство бесконечно («мир нигде не заколочен досками», как выразился Гегель). Вещи никак не взаимодействуют с пространством: если их из него убрать, пустое пространство останется по своим свойствам точно таким же, каким было в наполненном состоянии. Пространство трехмерно и однородно: все его точки одинаковы, в нем нет центра или других особых зон, передвижение в нем может происходить в любом направлении и на любое расстояние.

Время в классической механике уподобляется реке, равномерно текущей всегда с одинаковой скоростью и в одном и том же направлении – от прошлого к будущему. Оно обладает одномерностью и необратимостью, все его моменты одинаковы (у времени нет ни начала, ни конца, ни каких-либо особых периодов, отличающихся от других временных отрезков). Время, как и пространство, не взаимодействует с физическими объектами: независимо от их существования оно всегда течет одинаково равномерно.

Представления о природе времени и пространства были кардинально пересмотрены в рамках теории относительности. Тем не менее и сейчас следует признать: подход И. Ньютона являлся гигантским шагом вперед по сравнению с донаучным, средневековым пониманием этих реальностей. Восприятие пространства в средние века было глубоко религиозным: в нем выделяли священный центр – место пребывания потусторонних божественных сил, оно казалось неоднородным, то есть различным в разных местах. Есть, например, мир христиан и есть мир неверных, нехристей. Нравственное совершенствование человека происходило в форме пространственного перемещения (уход из «мира» в монастырь). Достижение святости также осознавалось как движение в пространстве: святой мог быть взят в рай, а грешник ниспровергался в преисподнюю. В такой же культурно-религиозный подтекст окрашено и восприятие времени человеком Средневековья. Оно имеет начало (сотворение мира) и конец. Есть обыденное мирское время и есть праздничное время. Сутки делились не на равновеликие часы, а на часы дня и часы ночи: первые исчислялись от восхода солнца до заката, вторые – от заката до восхода. Поэтому летом часы дня были длиннее часов ночи, а зимою наоборот. «Время, - описывает это мировосприятие А.Я. Гуревич в известном труде «Категории средневековой культуры», - столь же реально и вещественно, как и весь остальной мир. Поэтому время можно упорядочивать и разделять – так поступили боги при сотворении мира: создав землю и небеса, они разделили время и установили его исчисление. Время можно предрекать и изменять его содержание. Следовательно, время для человека варварской эпохи – нечто совершенно иное, нежели для нас: это не форма существования мира, абстрагированная от вещей, а конкретная предметная стихия, ткань на станке богов, и норны (богини судьбы в скандинавской мифологии – С.О.) обрезают нити ее – человеческие жизни». Точных приборов исчисления времени не существовало. Для основной массы населения главным ориентиром суток был звон церковных колоколов. Главными временными категориями были год, сезон, месяц, день, а не час и тем более не минута. Выделение частей часа, которые все равно никто не мог измерить, носило чисто абстрактный, схоластический характер. Так в ХII веке Гонорий Августодунский пишет, что час состоит из следующих долей: 4 «пунктов», 10 «минут», 15 «частей», 40 «моментов», 60 «знамений», 22560 «атомов». «Атомы времени» понимались как что-то вещественное – наподобие «атомов тела».

Классическая механика превратила «пространство» и «время» в строго научные понятия. Она научилась измерять реальное пространство и время и описывать их строгими математическими методами, очистив пространственно-временные представления от религиозных и наивно-антропоморфных предрассудков. Тем не менее в ХIХ – ХХ веках мнение об абсолютной неизменности пространства и времени начинает устаревать. Субстанциальная концепция пространства и времени вытесняется реляционной.

Предпосылки для разработки реляционной концепции были созданы открытием неевклидовой геометрии (Н.И. Лобачевский, Я. Больяи, К.Ф. Гаусс, Б. Риман). С точки зрения новой геометрии прямолинейное пространство, описанное Евклидом, не является единственно возможным. Можно представить себе пространства, в которых сумма углов треугольника не будет равна двум прямым (как у Евклида), а через точку вне прямой, вопреки пятому постулату Евклида, можно провести более чем одну прямую, параллельную данной (или, наоборот, нельзя провести ни одной).

Первоначально идея искривления пространства не была воспринята мировым научным сообществом и считалась абсурдной. Однако в начале ХХ века новая фундаментальная физическая теория – теория относительности – показала, что неевклидовы геометрии действительно реализуются во Вселенной. Физика обнаружила, что под влиянием гравитации пространство искривляется, а замедление течения времени становится существенным при субсветовых скоростях. Поэтому вполне правдоподобна описанная в научной фантастике ситуация, когда космонавты, двигавшиеся на космическом корабле с большими скоростями, возвращаются на Землю и обнаруживают, что они младше своих детей и внуков, так как на борту корабля время текло во много раз медленнее, чем на Земле.

Теория относительности неопровержимо доказала, что пространство и время – не самостоятельные субстанции, а свойства, проявления, формы существования материи, которые невозможно от нее отделить. Пространство можно определить как порядок сосуществования рядоположенных материальных объектов, их протяженность. Вопреки мнению Ньютона, абсолютного пространства, свободного от материи, во Вселенной нет. Образно говоря, если «убрать» все материальные тела – не останется «пространства» как какого-то особого эфира, тумана, желе, киселя или другой среды, в которую можно «погружать» вещи. Пространство само является отношением между материальными предметами, создается этими предметами – их формой, расстоянием, поворотом по отношению друг к другу и т. п. Отдельно от материальных тел никакого пустого пространства не существует, как не существует веса или цвета вещи отдельно от нее самой.

То же можно сказать и о времени. Время – это порядок смены состояний материальных объектов, длительность происходящих в них процессов. Не существует какой-то «реки времени», текущей с одной и той же скоростью независимо от погруженных в нее вещей. Временной порядок создается материальными процессами, сменой состояний материальных тел. Если «убрать» все предметы – никакого независимого от них течения времени не останется.

Отсчет и измерение времени возможны на основе циклических природных процессов, которые многократно повторяются. Это смена времен года, времени суток, движение небесных тел по небосклону, колебание маятника в механических часах, радиоактивный распад в атомных часах и т.п.

Многие вопросы, связанные с изучением пространства и времени современной наукой, до сих пор остаются не до конца решенными. Так, не совсем понятно, почему пространство имеет три измерения, а время – одно, и не могут ли существовать другие пространства и времена – например, четырехмерное пространство? В ядерной физике существует точка зрения, что пространство микромира может иметь не три, а другое число измерений – например, может быть девятимерным. В то же время существуют математические расчеты, показывающие, что в макромире дело обстоит иначе: в четырех- или пятимерном пространстве существование стационарных орбит электрона – а, следовательно, атомов и вообще вещества – оказывается невозможным. Поэтому человек способен попасть в многомерное пространство только в своем воображении. В физике и математике используются понятия четырехмерного пространства-времени (четвертое измерение – время, которое тесно связано с пространством) и даже многомерных пространств. Однако надо иметь в виду, что «многомерные пространства» не имеют буквального физического смысла и являются математическими идеализациями, обозначающими многофазовые состояния физических систем, а не реальные пространственные измерения. В математике разработаны представления о метрических и неметрических пространствах. Пространство, описанное Евклидом или Лобачевским, относится к метрическим. Неметрическое, например, топологическое пространство обладает принципиально иной природой: в нем расстояние является несущественной, «не сохраняющейся» величиной. В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» подобным пространством воспользовался профессор Воланд (дьявол, принявший облик человека), когда он расширил для шабаша нечистой силы квартиру Степы Лиходеева, превратив ее в огромный дворец. Но это – фантастика. Природа математики такова, что она может создавать самые разнообразные мысленные модели – как отражающие какие-либо материальные явления, так и не отражающие никаких. Возможность создания разнообразных и «диковинных» абстракций пространства и времени вовсе не означает, что эти мыслимые формы пространства и времени где-то существуют реально. При выяснении природы окружающего нас пространства решающую роль могут сыграть только эмпирические, частные науки, опирающиеся на наблюдения и эксперименты (например, физика и астрономия).

Проблема обратимости времени тоже давно привлекает внимание ученых. Нельзя ли повернуть время вспять, совершив переход в прошлое или, наоборот, сделать прыжок в будущее? Исчерпывающего доказательства необратимости времени не существует, хотя нет и ни одного реального факта, доказывающего возможность его движения назад. Необратимость времени обосновывают, например, с помощью второго закона термодинамики. Далее, в природе существует множество необратимых процессов, известных нам даже из повседневного опыта – так, законы химии делают невозможным вернуть в исходное состояние сгоревший лист бумаги. Физики считают важнейшим подтверждением необратимости течения времени рассеяние электромагнитного излучения, которое никогда не возвращается обратно к своему источнику. Так, электролампа легко наполняет комнату светом, но невозможно заставить свет собраться обратно в лампу и погрузить комнату в темноту.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.