Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ 7 страница




Пятый этап формирования учения о развитии – немецкая классическая философия, в первую очередь философия Шеллинга и Гегеля. Гегель сумел впервые в истории науки представить весь мир как целостную развивающуюся систему (подробнее см.: гл. 5). Однако идеалистический характер учения Гегеля – развивается не материальный мир, а абсолютная идея – делает его диалектику ограниченной и не до конца последовательной.

Шестой этап – это концепция диалектического и исторического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса. Они впервые дали развернутую материалистическую интерпретацию философского учения о развитии. В марксизме диалектика опирается на конкретно-научные представления о процессах развития в природе и обществе (подробнее см.: гл. 6, § 3).

Седьмой этап – концепция развития в философии ХХ века. В это время идея развития существует не только в философии, как во времена Гегеля, и не только в отдельных естественно-научных теориях. Теперь диалектические представления пронизывают все основные науки, научное знание в целом. Теория расширяющейся Вселенной описывает историю развития Метагалактики. Пути развития в локальных областях, отдельных частях мира исследуют неравновесная термодинамика, синергетика, теория диссипативных структур И.Р. Пригожина. Ряд химиков-теоретиков считают, что современный этап развития этой науки – эволюционная химия. Механизмы развития химической формы материи были глубоко проанализированы, например, в классической работе профессора МГУ А.П. Руденко «Теория саморазвития открытых каталитических систем» (1969). Процессы перехода к биологической форме материи изучались в концепциях возникновения жизни на Земле. Современная форма дарвинизма – синтетическая теория эволюции – вскрывает процессы развития живого, привлекая для этого генетику, молекулярную биологию и другие отрасли естественных наук, возникшие в ХХ веке. Становятся все более полными знания о происхождении человека и о развитии современного общества.

Философская теория развития – диалектика – опирается на этот обширный комплекс конкретно-научного знания. Задача философии – раскрыть основные, всеобщие черты и закономерности процесса развития. Любая частная наука может изучать специфические проявления законов развития в своей предметной области. Проследить его всеобщие, «сквозные» закономерности, использовать их для понимания действительности и разработки стратегии практической деятельности общества может только наука о всеобщем, философия.

 

Х Х Х

 

При изложении диалектики в ней обычно выделяют три типа компонентов: принципы, законы и категории.

Основные принципы – это наиболее широкие, фундаментальные положения любой науки, определяющие ее содержание и структуру. Законы науки представляют собой конкретизацию ее принципов.

В математике основные принципы называются аксиомами или постулатами. Специфика постулатов в том, что они не доказываются в рамках данной научной системы. Так, попытки доказать или опровергнуть пятый постулат геометрии Евклида (через точку вне прямой можно провести только одну прямую, параллельную данной) в свое время оказались безрезультатными. Ученые, считавшие, что постулаты должны приниматься без доказательств, вообще отказались от пятого постулата и создали неевклидовы геометрии. Истинность математической системы, построенной на тех или иных постулатах, определяется на практике, путем эмпирического сопоставления ее выводов и прогнозов с объективным положением дел. Так, астрономические измерения и физические эксперименты показали, что неевклидовы геометрии не являются вымыслом математиков, какими-то произвольными конструкциями. Они действительно могут выполняться, реализовываться в космическом пространстве.

Философские принципы отличаются от математических постулатов. Они не могут выбираться произвольно или быть недоказуемыми. Принципы современной философии являются результатом обобщения выводов науки и анализа практической деятельности человека. В современной философской теории развития выделяют два главных принципа – принцип всеобщей связи явлений и принцип развития.

Основные законы диалектики выражают главные стороны, аспекты, механизмы процессов развития. Со времен Гегеля принято выделять три таких закона: закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон единства и борьбы противоположностей (или закон противоречия), закон отрицания отрицания. Различие между законами и категориями диалектики является несколько условным. Категории – это наиболее широкие, узловые понятия науки. Так, в физике существуют категории массы, энергии, вещества, поля. В экономике – категории стоимости, цены, прибыли, издержек производства и т.п. Философия также создает сложную систему категорий. Некоторые из них используются при формулировке ее законов – например, категории количества и качества. Другие категории не входят непосредственно в содержание законов диалектики. Можно сказать, что они выражают другие, не основные и менее фундаментальные законы развития. Так, категории причины и следствия выражают закон причинно-следственной связи, категории сущности и явления – закономерность связи между явлениями и сущностью и т.п.

Перейдем к описанию основных положений современной концепции материалистической диалектики.

 

§ 2. Принципы диалектики.

 

Принцип всеобщей связи явлений.

 

С точки зрения диалектического миропонимания реальная действительность не является механическим скоплением независимых друг от друга вещей. Мир есть единое целое, пронизанное всеобщей связью. Всеобщая связь вещей реализуется разными путями. Во-первых, все вещи материальны, в мире есть только движущаяся материя и ее свойства, проявления, в число которых входит сознание. Во-вторых, эта общность вещей реализуется через их взаимодействие. Все вещи обладают способностью взаимодействовать с другими вещами, однако это не значит, что такое взаимодействие обязательно происходит в реальности. Так, современная физика считает, что скорость распространения любого взаимодействия не может быть больше, чем скорость света в вакууме. Согласно теории относительности движение со сверхсветовой скоростью принципиально невозможно. Из этого следует, что предметы, находящиеся слишком далеко друг от друга, в принципе не могут непосредственно взаимодействовать, если время их существования меньше, чем время, необходимое для преодоления расстояния между ними. Ядерная физика предполагает, что существует особый тип элементарных частиц – виртуальные частицы. Время их существования настолько мало, что зафиксировать их с помощью приборов невозможно. Феномен виртуальных частиц сильно усложняет исследование микромира.

Связи между вещами и явлениями подразделяют на непосредственные и опосредованные, существенные и несущественные, внутренние и внешние, необходимые и случайные. К непосредственным относятся прямые связи, осуществляющиеся без посредствующих звеньев – например, связь между скоростью и величиной пройденного за определенное время расстояния. Такие связи часто оказываются очевидными для обыденного сознания и не требуют специальных исследований. Опосредованные связи вещей носят в некотором смысле бесконечный характер, поскольку опосредованно каждая вещь связана с каждой. Распутывание сложных, глубинных и порой неожиданных связей становится задачей специальной научной деятельности. Так, британские психологи в свое время предположили, что надпись на двери в метро «Выхода нет» может стать последней каплей, выводящей человека из равновесия и толкающей его к самоубийству. Когда эти надписи заменили на «Выход с другой стороны», число самоубийств снизилось почти на 1 %. Возможно, что между табличкой в метро и самоубийством действительно есть связь. Ч. Дарвин приводил шуточный пример того, как могут быть взаимосвязаны совершенно различные явления и объекты. Он говорил, что существует связь между качеством бифштексов, которые едят англичане, и количеством старых дев в стране. В самом деле: старые девы любят держать кошек, кошки едят мышей, мыши – зерно, а зерном откармливают скот, идущий потом на бифштексы. Если кошек будет больше, то скоту достанется больше зерна, и бифштексы будут лучше. Комичность этого примера в том, что связь между бифштексами и старыми девами теоретически существует, но относится к связям несущественным, чрезвычайно слабым – ясно, что рацион британцев гораздо сильнее зависит от множества других обстоятельств. Продолжая в том же шутливом тоне, можно было бы сказать, что связь между величиной дохода и возможностью хорошо поесть – это уже существенная, сильная связь.

Наиболее сложный и важный для человеческой деятельности тип связей – это закон.

Можно выделить четыре главных признака закона. Во-первых, закон есть повторяющаяся связь. Обнаружение повторяемости в явлениях – первый и наиболее простой признак закона. Так, повторение фактов перехода одного вида энергии в другие привело к открытию закона сохранения и превращения энергии. Повторяющаяся гибель в борьбе за жизнь наименее приспособленных особей позволила Ч. Дарвину высказать предположение о существовании особого закона естественного отбора. Обобщение повторяющихся черт в истории общества и в экономике позволяет сформулировать законы исторического развития и экономические законы. Однако повторяемость сама по себе еще не является достаточным признаком закона. В реальной жизни человек встречается с разнообразными случаями повторяемости, которые не выражают законов и могут быть названы регулярностями. Они встречаются, например, в социологических опросах. Люди могут много раз подряд высказывать одни и те же мнения, но это не значит, что существуют законы, например, высокого рейтинга президента или плохого отношения к гражданам той или иной национальности или профессии.

Во-вторых, закон фиксирует внутреннюю, существенную связь, является моментом, проявлением сущности. Закон естественного отбора, закон сохранения энергии, закон соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил – это выражение внутренних и существенных сторон различных областей действительности.

В-третьих, закон является необходимой связью, выражает не случайные, а необходимые взаимодействия явлений.

Наконец, в-четвертых, закон определяет соответствующий ему круг явлений. Закон, строго говоря, не только форма связи между явлениями – он выражает сущность вещей, оказывается силой, тенденцией, определяющей течение реальных процессов. Так, естественный отбор – принудительная тенденция живого, выражение глубинного стремления жизни к самосохранению.

Раскрытие законов – одна из наиболее сложных задач человеческого познания. Поэтому изложенное сейчас материалистическое истолкование законов встречало возражения сторонников других подходов. Так, согласно субъективно-идеалистической концепции закона И. Канта человек познает только мир явлений, а поэтому то, что мы называем законами, отражает только наш субъективный способ понимания вещей. В науке нередко возникают дискуссии – действительно ли некую закономерность можно считать законом природы, или она возникла в результате нашего субъективного, произвольного метода упорядочения и классификации материала? В начале ХХ века была выдвинута концепция конвенционализма (см.: гл. 6, § 2), согласно которой законы всегда конструируются учеными, а не задаются объективными свойствами вещей. Это была попытка использовать субъективно-идеалистический подход Канта для преодоления кризиса в физике. Объективно-идеалистическая концепция закона хорошо прослеживается в философии Гегеля. Законы – это проявления абсолютной идеи, которая лежит в основе мира, составляет его сущность и управляет им. Искать закономерные связи надо в этом духовном начале, а не в природных вещах.

Объективно-идеалистический и материалистический подходы различаются также в решении вопроса о возникновении и исчезновении законов. Если закон – нечто устойчивое и постоянное в потоке изменчивых явлений действительности, может ли он сам появляться и исчезать? Оказывается – может. Пока не существовало жизни, не было и закона естественного отбора. Когда нет общества, нет и законов экономики. Закон не является каким-то вечным шаблоном, неизменной сущностью, пребывающей в мире идей Платона. Он появляется вместе с теми предметами и процессами, законом которых выступает. Пока не возникло, например, общество, нет и законов общества, существуют только предпосылки для их возникновения. Более того, закон может изменяться и развиваться вместе с изменением своей предметной области. Так, законы развития жизни в эпоху ее возникновения действовали проще, чем стали действовать с появлением высших животных и человека. Вероятно, подобным же образом может изменяться действие законов экономики. Впрочем, проблема эволюции законов в современной науке почти не исследована.

Существуют несколько классификаций законов. Их можно разделить на законы общества и законы природы, на законы развития и законы функционирования, на общие и специфические, динамические и статистические. Особенно интересное и недостаточно изученное явление – законы техники.

Главная особенность законов общества заключается в том, что они являются законами, реализующимися через сознательную деятельность людей. Человек всегда ставит себе более или менее осознанные цели. Поэтому возникает иллюзия, что конечная причина человеческого поведения – наша воля и сознание. Эту иллюзию разоблачает материалистическое понимание общества. Наиболее глубокие причины и стимулы человеческой деятельности – материальные интересы людей, которые могут быть удовлетворены только при учете объективных, независимых от сознания законов и обстоятельств.

Законы развития описывают механизм возникновения качественно новых явлений. К ним можно отнести, например, закон естественного отбора, закон классовой борьбы, закон возвышения потребностей и, наконец, законы диалектики. Существует также большая группа законов, которые не выражают развитие прямо и непосредственно, а описывают функционирование процессов в рамках одного и того же уровня сложности. Таковы, например, закон Архимеда, законы Ньютона, законы Кеплера, закон Авогадро, закон Ома, закон Бойля-Мариотта. Проявление законов функционирования может, конечно, иметь отношение к каким-либо качественным изменениям, но сами эти законы не схватывают, не описывают процесс развития.

Общие и специфические законы различаются по широте того класса явлений, в котором они действуют. Так, в физике есть законы, описывающие частные явления – давление газов, поведение светового излучения и т.п. Закон сохранения и превращения энергии – более общий по отношению к ним. В экономике специфические законы капиталистического производства являются частными по отношению к общим законам развития цивилизации. Законы философии являются всеобщими, то есть общими по отношению ко всем другим законам.

Динамические законы – это законы однозначной детерминации, жестко предопределяющие каждое отдельное событие. К ним относятся, например, закон всемирного тяготения, законы Кеплера и Архимеда. Статистические законы называют законами вероятностной детерминации. Они применимы только к крупным ансамблям событий и не позволяют предсказать с полной достоверностью отдельный конкретный факт. Так, закон больших чисел в теории вероятности не позволяет предсказать, орлом или решкой вверх упадет подброшенная монета, но он устанавливает, что при увеличении количества подбрасываний отношение между выпаданиями орла и решки будет все больше и больше приближаться к пропорции 1:1. В экономике закон спроса или закон предложения тоже выражают тенденции в действиях участников рынка, но не могут точно предсказать отдельный акт купли-продажи.

Законы развития техники пока плохо изучены. Они явно носят комплексный, «гибридный» характер. С одной стороны, все технические приспособления подчиняются законам природы. С другой стороны, создание той или иной отрасли техники, пути ее развития и использования прямо зависят от потребностей и возможностей людей, социальных групп, то есть подчиняются законам общества. Законы техники выражают механизмы преобразования мира человеком, создания им «второй природы», культуры, техносферы. Человек – высшая форма материи, которая существует, воспроизводя саму себя в процессе труда (материального производства). С появлением общества начинается формирование новых, социальных законов и законов техники. Наиболее сложная в материальном мире система связей и взаимодействий возникает в социальной форме материи.

 

Принцип развития.

 

Один и тот же атрибут материи характеризуется двумя понятиями: «движение» и «развитие». Что они выражают и в чем различаются?

Материалисты называют движение атрибутом материи по меньшей мере с XVIII века. Понятие движения тесно связано с понятием развития. Движение – это изменение вообще, а развитие является наиболее сложным видом изменений: это движение от низшего к высшему, от простого к сложному, качественное усложнение предметов и явлений материального мира. Поэтому движение можно считать наиболее простым, поверхностным проявлением процессов развития. Развитие материальных систем обычно становится заметным только в достаточно крупных масштабах, на больших временных промежутках. Движение как изменение вообще легко обнаружить в любом явлении и событии. Например, в смене погоды, передвижении животного или в единичном акте купли-продажи движение присутствует явно, а развитие вообще не заметно. Тем не менее, самое незначительное движение и изменение – это частичка глобальных процессов развития природы и общества. Поэтому распространенное утверждение, что развитие есть частный случай движения является ошибочным. Специфика процесса развития состоит в том, что он не может проявляться во всем своем богатстве и сложности в каждом незначительном событии. Эта закономерность относится и к природе, и к обществу.

Развитие можно считать универсальным всеобщим свойством, атрибутом материального мира.

Главный вопрос, возникающий при анализе процесса развития в целом – это вопрос о его направленности. Имеет ли развитие какое-то направление, а если имеет, то какое именно?

Два главных понятия, дающих ключ к теории развития – понятия прогресса и регресса. Прогресс – это движение от низшего, простого, к высшему, более сложному, то есть усложнение вещей и явлений. Регресс - это процесс упрощения, деградации, движение от высшего к низшему. Существует определение развития как единства прогресса и регресса. С ним можно частично согласиться: в самом деле, в процессах развития чередуются явления прогрессивного развития и периоды регресса, отступления назад, возврата к старым, более примитивным состояниям. Но утверждение, что развитие – единство прогресса и регресса, явно недостаточно. Необходимо охарактеризовать это единство более определенно. Поэтому возникает вопрос: какое из двух направлений является основным, доминирующим? Или, может быть, они равносильны и осуществляются с равной вероятностью?

Современная наука располагает множеством примеров прогресса и регресса в природе и обществе. Еще знаменитый французский просветитель Жан-Жак Руссо обратил внимание на то, что социальный прогресс не бывает простым и безоблачным. Так, прогрессивное развитие европейского капитализма в эпоху Просвещения сочетается с физической и духовной деградацией огромных масс населения – пролетариата. В ХХ – ХХI веках прогресс в науке и технике ведет к угрожающей деградации природной среды, исчерпанию природных ресурсов полезных ископаемых и к глобальной угрозе регресса и гибели цивилизации.

Однако материал современной науки показывает, что в конечном счете в развитии преобладает прогрессивная тенденция. Об этом свидетельствует не только история цивилизации, но и все развитие Метагалактики после Большого взрыва. Если бы возникновение высших, все более сложных форм материи происходило чисто случайно, то есть имела место равносильность тенденций прогресса и регресса, наша Вселенная была бы совершенно не такой, какова она сейчас. По мнению ведущих современных ученых в случае равновесия тенденций к прогрессу и регрессу вероятность возникновения жизни за время существования Земли была бы ничтожно мала. По подсчетам Г. Кастлера она равна 10-255, а Блюменфельда – 10-800 (по отношению к уровню органических веществ). По отношению же к уровню элементарных частиц вероятность случайного возникновения жизни (при равносильности тенденций прогресса и регресса) оказалась практически равна нулю. Поэтому следует признать, что тенденции к прогрессу и регрессу не равносильны. Развитие в целом – это интегральный прогресс, включающий в себя в подчиненном виде регресс. В известной нам части Вселенной легко прослеживается единая линия прогрессивного развития от элементарных частиц до человека («магистраль развития», как выражаются биологи-эволюционисты). Эту линию прогрессивного усложнения образуют основные формы материи. Единой линии регресса в материальном мире не существует. Регресс, деградация, круговороты развития – это отдельные локальные явления, неизбежно порождаемые процессом прогрессивного развития. Как уже отмечалось, в живой природе, например, выделяют три направления эволюции: магистральное направление прогрессивного развития – цепь ароморфозов, регрессивное направление упрощения живых организмов - общая дегенерация и развитие без существенного изменения уровня организации – идиоадаптация (см.: гл. 7, § 3). В обществе также есть основное направление прогрессивного развития, образованное последовательностью общественно-экономических формаций, и подчиненные направления – застой и деградация социальных систем.

В ХХ веке механизмы развития, взаимодействия прогрессивных и регрессивных изменений были детально проанализированы в синергетике, теории самоорганизации материи, теории диссипативных структур и в других учениях. Как показано рядом ученых, материальные процессы, взятые в достаточно крупных пространственно-временных масштабах, обнаруживают внутреннюю тенденцию к развитию и усложнению. На философском уровне эти механизмы развития описываются с помощью законов и категорий диалектики. Далее мы переходим к рассмотрению фундаментальных закономерностей развития.

 

§ 3. Законы диалектики.

 

Законы диалектики раскрывают содержание принципа развития. Каждый из них описывает один из аспектов, или одну из сторон единого процесса развития материи. Законы диалектики обладают высшей степенью общности: они проявляются в природе, обществе и в процессе познания.

 

Закон взаимного перехода количественных

и качественных изменений.

 

Данный закон формулируется с помощью пяти философских категорий: качество, количество, мера, свойство, скачок.

Категории количества и качества были описаны уже в философии Аристотеля. Качество – это внутренняя специфическая определенность вещи, делающая ее тем, что она есть. Изменение качества делает данную вещь другой вещью. Так, в результате химической реакции возникает качественно новое вещество, в результате селекции – качественно новый сорт растений, в процессе развития материального производства – качественно новые хозяйственные системы (например, после натурального хозяйства – товарное). Таким образом, в понятии качества выражается разделенность всего сущего на отграниченные друг от друга, относительно самостоятельные и устойчивые виды, формы или способы бытия. Понятие качества – даже если рассмотреть его само по себе, отдельно от количества – является довольно сложным и многогранным. В процессе развития происходит усложнение, накопление новых качеств. Так, человек – это и физическое тело, и химическое вещество, и живой организм. Однако главное, основное качество, характеризующее человека – его социальная природа. Человек – социальное существо. Это его качество является итоговым, основным, определяющим. Так же обстоит дело и с качествами других, более простых материальных образований. Обычно говорят, что вещь имеет одно основное качество и ряд качеств не основных, второстепенных. Некоторые философы выражают эту мысль иначе: вещь имеет только одно качество, в которое в подчиненном виде включены различные черты, аспекты, стороны (то, что при другой терминологии называется не основными качествами).

Важнейшая черта диалектики – признание того, что в процессе развития время от времени возникает качественно новое, несводимое к ранее существовавшей реальности (как, например, химические явления нельзя свести к физическим, а социальные процессы – к биологическим: см.: гл. 7, § 3). Метафизика, наоборот, не признает качественной несводимости высшего к низшему. История науки показывает, что мысленно, теоретически предсказать новое качество, которое еще не появилось в объективном мире, вообще невозможно. Приведем несколько примеров, иллюстрирующих этот вывод. Химик может сколь угодно тщательно изучать свойства кислорода и водорода, но на основе этих исследований он не сможет предсказать свойств их простейшего соединения – воды. Чтобы узнать качественные характеристики воды, надо сначала реально получить ее. Когда Д.И. Менделеев якобы предсказал качественные характеристики еще не открытых элементов, он на самом деле опирался на периодический закон, на знания о предшествующих и последующих элементах периодической системы. «Новое» качество на самом деле уже было в основном изучено раньше (на примере сходных веществ). Но Д.И. Менделеев не смог предсказать явления, которые по своему качеству действительно были совершенно новыми – например, радиоактивный распад тяжелых элементов. Такие же пределы ограничивают и развитие наук об обществе – мысленно, теоретически синтезировать новое качество не удается, оно сначала должно возникнуть в объективном мире. В этом отношении материя обладает гораздо большим творческим потенциалом, чем человеческое познание – материальный мир создает качественно новые явления, а сознание способно только осмысливать то, что уже возникло. Поэтому лауреат Нобелевской премии академик Жорес Алферов подчеркивает: развитие науки трудно планировать, так как крупные научные открытия непредсказуемы. Никто не предсказал изобретение лазера или полупроводников, пока в реальных физических экспериментах не были обнаружены качественно новые физические явления. За несколько лет до создания атомной бомбы физики считали ее принципиально невозможной, так как были уверены, что нельзя выделить в чистом виде необходимый для ядерной реакции обогащенный уран.

В истории общества многократно повторялись ситуации, когда не удавалось вовремя предсказать и оценить качественные изменения в технике, экономике, политике и т.п. Так, в принятую в 1961 г. Программу КПСС по указанию Н.С. Хрущева были включены контрольные цифры, показывающие, сколько в 1980 г. должно быть произведено стали, электроэнергии и т.п. для создания материально-технической базы коммунизма. Научных методов планирования конкретных производственных показателей на 20 лет вперед не существует до сих пор (слишком много появляется непредсказуемых, качественно новых факторов). Поэтому одни из этих контрольных цифр оказались завышенными, другие – заниженными. Но главное даже в другом. За 20 лет ситуация в мировой экономике изменилась качественно, и показатели, считавшиеся важными в 1961 г., к 1980 году превратились в не очень существенные. В 80-е – 90-е годы уровень развития производства определялся уже в первую очередь не тоннами выплавленной стали и количеством вылепленных кирпичей, а внедрением высоких технологий – уровнем компьютеризации, разработкой программных продуктов, применением лазеров, порошковой металлургией, гибким эффективным менеджментом и т.п.

Н.С. Хрущев был не первым и не последним политическим деятелем, совершившим такого рода просчеты. Чтобы эффективно действовать в своей профессиональной сфере, любой политик, экономист, менеджер, инженер или ученый должен осознавать: общество не будет долго оставаться одним и тем же. В нем постоянно возникают качественно новые явления и ситуации, которые невозможно заранее предсказать, «вывести» из каких-то универсальных законов. Новые явления в сфере своей профессиональной деятельности надо уметь вовремя отслеживать, давать им оценку, вырабатывать стратегию действий в качественно новых ситуациях. Такие разные политики и менеджеры, как, например, Генри Форд, В.И. Ленин, Махатма Ганди или Билл Гейтс имеют по меньшей мере одну общую черту. Это способность намного быстрее других увидеть качественное изменение ситуации в политике или экономике и быстрее всех начать действовать адекватно в этих новых условиях. Человек в принципе не может теоретически предвидеть все, что произойдет, но может стремиться быстро и точно распознавать качественные сдвиги, происходящие в объективной реальности (природе и обществе).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.