Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ 8 страница




Способность человека создавать в процессе трудовой деятельности качественно новые предметы приводит к появлению у понятия качества некоторого добавочного смысла, заметного, когда это понятие применяют к продуктам труда. Если говорят о товарах низкого или высокого качества, имеют в виду не тот тривиальный факт, что все вещи обладают качественной определенностью. Качество есть у любого предмета – не «высокое» или «низкое», а просто - качество. Вещь, удовлетворяющая потребность человека, сопоставляется по своему качеству уже не просто с другими вещами, а с этими потребностями. Под «высококачественной» вещью понимают предмет, который достаточно хорошо удовлетворяет некую потребность, соответствует по своему качеству эталону.

Близкой к понятию качества является категория свойство. Свойство – это выражение качества вещи в ее отношениях с другими вещами, то есть внешнее проявление качества. Так, химические свойства – реакционная способность, валентность, гидрофильность или гидрофобность – это выражение качественной природы химического вещества по отношению к другим химическим веществам. Свойство металлов – проводить электричество. Свойство капитала – стремление к самовозрастанию (капитал есть самовозрастающая стоимость) и т.п. В разных соотношениях вещь проявляет разные свойства, хотя ее качество при этом не меняется. Для выявления свойств вещи человеку приходится вступать с ней в практические, материальные отношения, взаимодействовать с ней посредством орудий труда и приборов. Человек постепенно раскрывает для себя все более сложные свойства вещей и свои собственные свойства, создавая новую технику, с помощью которой он становится в более глубокие и разнообразные отношения к предметам внешнего мира.

Понятия качества и свойства сами по себе не дают исчерпывающей характеристики предметов. Вещи обладают еще одной характеристикой, образующей диалектическую противоположность качеству – количественной определенностью.

Количество – это внешняя определенность вещи, характеризующая величину, темпы изменения и степень различия свойственных ей качеств. Количественная определенность чаще всего выражается числовыми характеристиками (штуки, метры, килограммы, вольты, амперы, километры в час и другие эталонные величины для измерения количества).

В обычном повседневном опыте хорошо видно, что любая вещь имеет и количественную, и качественную определенность. Однако только в ХIХ веке Гегель обнаружил, что между качественными и количественными характеристиками предметов существует глубокая закономерная связь. В чем она выражается?

Во-первых, количественные и качественные параметры вещи не существуют в отрыве друг от друга. Любая качественная определенность существует в каком-то ограниченном количестве. Любое количество – это количество каких-то качественно определенных явлений или предметов (не бывает 2 кг «ничего» или 3 штуки «ничего»).

Во-вторых, качественные характеристики вещей можно выразить и сопоставить только с помощью количественных параметров. Можно сравнить количества, если это количества качественно однородных предметов (невозможно, например, сказать, что больше – 2 кг, 3 км или 4 ампера). Как сравнивают по качеству, например, два автомобиля? Это можно сделать только через сопоставление количественных характеристик. Лучшим обычно признается автомобиль, который едет быстрее, служит дольше, стоит дешевле, имеет больший по размеру салон, требует меньше времени на техобслуживание и т.п. Существует, правда, особый класс свойств вещей, который не поддается количественной оценке – это эстетические свойства, например, красота. Нелепо спрашивать, во сколько раз автомобиль красивее стола или картина Рафаэля красивее автомобиля – в десять, в тысячу или в миллион? Невозможность количественной оценки в этом случае объясняется тем, что красота, строго говоря, не является объективным, натуральным свойством вещи наподобие ее размеров, веса, удельной теплоемкости и т.п. Представление о красоте возникает в результате субъективной оценки людьми объективных качеств и свойств вещей. Поэтому, например, представления о красоте или художественной ценности произведения искусства могут сильно меняться, хотя сама материальная вещь при этом совершенно не меняется ни качественно, ни количественно. Так, стоимость картины легко может измениться в тысячи раз, если ее создатель станет популярным художником. Объективные качественные характеристики вещи, наоборот, от моды никак не зависят и могут сравниваться с помощью количественных параметров.

В-третьих, взаимосвязь количества и качества выражает особое философское понятие – категория меры.

Понятие меры (так же как качество, количество, свойство) не является сугубо научным термином. О существовании меры люди догадывались давно. Отсюда – известные выражения: «Знай меру», «все хорошо в меру», «сверх всякой меры» и т.п. Однако философия дает своим понятиям более точные, строгие определения и включает их в научное описание действительности.

Мера – это тот количественный интервал, в рамках которого существует данное качество. Мы обычно не замечаем, что все без исключения окружающие предметы могут сохранять свое качество только оставаясь в довольно жестких количественных рамках. (Примитивный пример: стол размером с дом или с будильник уже не может выполнять функции настоящего стола и становится качественно другим предметом). Наука постоянно сталкивается с границами меры. Так, количество особей, входящих в любой биологический вид, ограничено более или менее жесткими рамками. Если животных слишком мало, вид обречен на вымирание. Если их слишком много, вид заселяет огромную территорию и распадается на несколько новых видов. Общество способно в некоторых пределах сознательно изменять те или иные качественные определенности и границы меры. Так, при данной экономической системе количество специалистов той или иной профессии и квалификации находится в рамках некой меры. Для нормального функционирования социального организма требуется вполне определенное количество бухгалтеров, врачей, шоферов, профессоров и т.п. Это количество может регулироваться как рыночными закономерностями спроса и предложения, так и целенаправленными планомерными действиями. Данная регулировка может происходить в интересах тех или иных классов, политических группировок, общественных слоев, профессиональных групп и т.п. Так, в США Американская медицинская ассоциация с начала 30-х годов проводила политику максимального ограничения подготовки медицинских кадров, что позволяло поддерживать цены на медицинские услуги на довольно высоком уровне. В случае перепроизводства врачей ситуация была бы другой, не столь выгодной для медицинских работников.

В-четвертых, взаимосвязь количества и качества описывает понятие диалектического скачка. Скачок – это перерыв постепенности в развитии. Количественные изменения происходят чаще всего плавно, постепенно, а качественные – более резко, скачками. Простейший пример чередования количественных и качественных изменений – смена агрегатных состояний вещества. Так, вода остается жидкостью при разной температуре, изменяясь только количественно. Когда температура достигает критических точек – 0 градусов или 100 градусов по Цельсию – плавные количественные изменения температуры сменяются резким качественным скачком, ведущим к смене агрегатного состояния. Аналогичные качественные скачки происходят при химических реакциях, формировании новых биологических видов и т.п.

Более интересны сложные качественные скачки, совершающиеся в обществе. Вся история техники представляет собой чередование постепенных и скачкообразных изменений. Скачками в технике являются крупнейшие изобретения – такие, как паровая машина, железная дорога, радио, двигатель внутреннего сгорания, телевидение, полупроводники и созданная на их основе ЭВМ. После скачка следует период сравнительно медленного количественного изменения – доработка уже известного технического принципа и расширение сферы его применения. В течение этого периода обычно происходят и мелкие качественные скачки, не ведущие к крупным фундаментальным изменениям. Затем рано или поздно совершается новый крупный качественный скачок, связанный с новым фундаментальным открытием.

В общественной жизни возможны изменения двух типов: плавные, количественные, называемые эволюционными, и резкие качественные – революционные. В реальной истории цивилизации эти изменения чередовались: эпохи революций сменялись периодами застоя или постепенного развития путем реформ. Оценка этих двух типов развития зависит в основном от идеологической ориентации. Так, позитивизм и консервативная идеология считают революции вредными, а метод постепенных реформ – единственным приемлемым путем социальных преобразований. Марксизм считает и революции, и реформы необходимыми этапами общественного прогресса. Революции при этом называют «локомотивом истории». Наконец, анархисты, ультралевые группировки, а также некоторые экзистенциалисты полагали, что революции являются наиболее предпочтительной формой развития общества.

Скачки обычно делят на два типа: мгновенные и постепенные. Мгновенные происходят относительно быстро и встречаются чаще всего в физических и химических процессах. В живой природе и в обществе распространены постепенные скачки. Они тоже являются периодами ломки старого и формирования нового качества, однако постепенные скачки продолжаются относительно долго. Например, возникновение человека из обезьяны или формирование новой общественно-экономической формации охватывает значительный период времени.

Наконец, в-пятых, закономерности взаимосвязи количества и качества подытоживает закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Его можно сформулировать так:

В процессе развития мелкие, вначале незначительные количественные изменения постепенно накапливаются и рано или поздно нарушают меру предмета, вызывая коренные качественные изменения. Количественные изменения происходят чаще всего непрерывно, постепенно. Качественные изменения происходят обычно в виде скачков, перерывов постепенности.

Развитие оказывается, таким образом, единством прерывности и непрерывности, количественных и качественных изменений.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений несколько по-разному действует на различных уровнях организации материи. Простейшие его проявления видны в смене агрегатных состояний веществ и в химических реакциях. В живой природе количественные изменения биологического вида приводят в конце концов к качественным – вид может, например, распадаться на несколько самостоятельных, качественно новых видов. В обществе этот закон проявляется в смене общественно-экономических формаций, в развитии науки, техники и т.д.

Как уже отмечалось, качественные скачки, происходящие в обществе, не всегда легко заметить. Сначала их обычно принимают за простые количественные изменения. В годы внедрения первых компьютеров были модны сравнения такого типа: компьютер заменяет 10000 человек. На самом деле это совсем не так. Вычисления, которые способны были делать уже машины первого поколения, 10000 вычислителей вообще не смогли бы выполнить: люди начинают ошибаться, конфликтовать из-за найденных друг у друга ошибок и т.д. Внедрение компьютеров сделало доступным качественно новый уровень расчетов, который был бы вообще недостижим для вычислителей, вооруженных счетами и арифмометрами. Это объясняется и громоздкостью вычислений (например, расчеты движения космических аппаратов без компьютера выполнить не удастся), и различиями в скорости работы человека и компьютера, которые из количественных переходят в качественные. Если, например, будет возникать класс задач, требующих принятия решений в течение нескольких минут, а мы способны производить необходимые расчеты только за несколько дней или месяцев, ясно, что такие задачи для нас фактически неразрешимы. Такого рода задачи часто возникают в контрольно-управленческой сфере – например, в системах, контролирующих работу ядерного реактора. Эти системы могут быстрее человека оценить опасную ситуацию и подать команду для аварийной остановки. Фактор времени исключительно важен в авиации, военном деле, медицине и т.п.

В развитии самой вычислительной техники также легко увидеть крупные качественные скачки. Например, возможности машин первого поколения были ограничены довольно жестким пределом. Казалось бы, можно строить сколь угодно большие компьютеры, в которых будут работать сотни тысяч ламп. Но на самом деле такая огромная машина становится вообще неработоспособной, поскольку каждые несколько секунд одна из ламп будет перегорать. Дальнейшее развитие вычислительной техники потребовало всем известных качественных сдвигов – создания микросхем (чипов), которые гораздо надежнее, чем лампы. В настоящее время существует точка зрения, что очередным крупным скачком в разработках компьютерной техники в обозримом будущем станет создание светового компьютера.

Можно сделать вывод, что закон взаимного перехода количественных и качественных изменений описывает любые процессы развития и раскрывает их механизм. Этот закон, по существу, отвечает на вопрос, как осуществляется развитие: сначала происходят количественные изменения, потом они рано или поздно сменяются качественным скачком. При этом возникает также новая мера. Но это описание еще ничего не говорит о причинах и движущих силах эволюционных процессов. Остается непонятным, почему в реальном мире вообще что-то изменяется, действие каких сил порождает процессы изменения и развития? Ответ на вопрос об источнике, движущих силах развития дает другой закон диалектики – закон единства и борьбы противоположностей.

 

Закон единства и борьбы противоположностей.

 

Еще Гераклит пришел к выводу, что движущей силой любого изменения является взаимодействие, борьба противоположностей. Закон единства и борьбы противоположностей вскрывает причину, источник движения и развития, глубже которого теоретический анализ не обнаруживает никаких иных, более фундаментальных законов. Великий немецкий диалектик Г.В.Ф. Гегель называл данную закономерность несколько иначе – законом противоречия. «Противоречие, - писал Гегель в «Науке логики», - … есть корень всякого движения и жизненности; лишь поскольку нечто имеет в себе самом противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью». «Противоречие не следует считать просто какой-то аномалией, встречающейся лишь кое-где: оно есть … принцип всякого самодвижения». «Движение есть само существующее противоречие». Таким образом, с точки зрения Гегеля противоречие носит всеобщий и универсальный характер. Рассмотрим подробнее, что оно из себя представляет.

Науке давно известно, что все отношения вещей могут быть сведены к различиям и сходствам. Сходство, или тождество – это совпадение свойств и черт вещей, которое всегда оказывается частичным: абсолютно одинаковых вещей не бывает. Понятие различия выражает неодинаковые, несовпадающие свойства и черты вещей. Можно легко привести примеры предметов, которые различаются, не похожи друг на друга. Но среди множества таких «неинтересных», тривиальных различий между вещами существует особый класс различий, всегда интересующий философию и частные науки – противоположности.

Противоположности – это вещи и явления, которые и отличаются друг от друга (не совпадают друг с другом), и в то же время находятся в глубокой внутренней связи, то есть образуют единство. Так, раб и рабовладелец – противоположности: это представители разных общественных классов, но они взаимосвязаны, так как не могут существовать друг без друга (не может быть общества, где есть рабы, но нет рабовладельцев, и наоборот). Производство и потребление – тоже противоположности: с одной стороны, они различаются, с другой – взаимосвязаны и образуют единство. Не может быть общества, которое только потребляет, ничего не производя, или только производит, ничего не потребляя. Противоположностями в природе являются хищные и травоядные животные, реакции окисления и восстановления, положительный и отрицательный полюса магнита и т.п. Противоположности также можно определить как различные противостоящие друг другу стороны, свойства, тенденции изменения целостного материального или духовного образования.

Противоречием называют отношение между противоположностями. Противоречие – это взаимосвязь противоположностей в составе целого, в котором они взаимопредполагают и взаимоотрицают друг друга, находясь в состоянии единства и борьбы.

Смысл этого определения можно проиллюстрировать простым примером. Так, что значит утверждение: между классами рабов и рабовладельцев существует противоречие? Это значит, что отношение между данными социальными группами имеет следующие черты. Во-первых, классы рабов и рабовладельцев взаимопредполагают друг друга: если существует один из них, то обязательно существует и другой. Во-вторых, они взаимоисключают друг друга: раб – не рабовладелец, а рабовладелец – не раб. В-третьих, эти социальные группы находятся в состоянии единства и борьбы (в науках об обществе она называется классовой борьбой). Наконец, в-четвертых, отношения между сторонами противоречия не симметрично: рабовладелец владеет собственностью и занимает в обществе господствующее положение, раб ничем не владеет и занимает подчиненное положение. Таким образом, в зрелом противоречии стороны взаимопредполагают (1) и взаимоотрицают (2) друг друга, находятся в единстве и борьбе (3) и являются несимметричными (4). Эти четыре аспекта можно проследить на других примерах – противоречия между хищником и травоядным, производством и потреблением, умственным и физическим трудом, рабочим и капиталистом и т.п.

Формы противоречий бесконечно многообразны, как многообразна вся окружающая действительность. Каждая основная форма материи обладает своим специфическим набором противоречий. В физической форме материи противоречия связаны с проявлениями масс-энергетических свойств вещества и поля – это противоречия между притяжением и отталкиванием, положительными и отрицательными зарядами, действием и противодействием. Физические процессы намного проще биологических и социальных. Даже термин «борьба противоположностей» применяется к ним несколько условно. Ясно, что, например, положительно заряженный протон и отрицательно заряженный электрон взаимодействуют, но не «борются» в таком же буквальном смысле слова, как животное или человек. Основное противоречие химической формы материи – это противоречие между ассоциацией и диссоциацией атомов, то есть между тенденцией к усложнению молекул и тенденцией к их упрощению, распаду на более простые элементы. Основное противоречие живой материи – между стремлением организмов к самосохранению и ограниченными возможностями реализации этого стремления. В результате развертывания этого противоречия возникают межвидовая и внутривидовая борьба, совершается долгая эволюция жизни от одноклеточных до высших обезьян. Способ существования социальной формы материи – воспроизводство самой себя на основе преобразования окружающей среды. Поэтому основным противоречием общества является противоречие между уровнем производства материальных благ и потребностями человека (которые развиваются и никогда не могут быть удовлетворены полностью). Это фундаментальное противоречие порождает противоречия между классами (то есть группами людей, имеющими разные возможности в удовлетворении потребностей). Возникают классовая борьба и разнообразные социальные конфликты, требующие разрешения. Всеми процессами развития реального мира управляют противоречия. Разрешение одних противоречий закономерно порождает другие, стимулирующие процессы развития на новом уровне. Любой достаточно длительный процесс развития сопровождается формированием целой цепи противоречий, которые возникают, развертываются и разрешаются, порождая новые противоречия. Это нетрудно проследить как на примере смены общественно-экономических формаций, так и в более мелких, локальных процессах.

Кроме перечисленных исторических типов противоречий (в физической, химической, биологической и социальной формах материи) существует ряд всеобщих форм, или типов противоречий. Они встречаются в любых областях действительности. Это противоречия внутренние и внешние, существенные и несущественные, основные и неосновные, главные и неглавные, антагонические и неантагонические.

Внутренние противоречия – это противоречия в сущности любой вещи или системы, ее противоречия с самой собой. Возникновение противоречий вещи с самой собой, ее самопротиворечивость – важнейшая черта процесса развития. Одно из главных проявлений процесса развития – возникновение в вещах и материальных системах свойств и тенденций, которые отрицают саму эту вещь, вступают с ней в противоречие и вызывают ее переход в новое состояние. Так, в рамках первобытно-общинного строя возникают отрицающие и разрушающие его тенденции формирования классового общества. Они приводят к формированию рабовладельческой формации. Феодализм сам вызывает к жизни тенденции, которые противоречат его природе и порождают капитализм. Противоречивые тенденции развития классического капитализма (индустриального общества) приводят к возникновению постиндустриального и социалистического общества, а в будущем – какой-то новой, еще неизвестной формации. Внешние противоречия – это противоречия между вещами и системами. Оба этих типа противоречий выступают как источник развития, однако ведущую роль играют внутренние. По мере развития материи, роста относительной самостоятельности и активности материальных образований ведущая роль внутренних противоречий усиливается. Так, в обществе внутренние противоречия играют явно большую роль, чем внутренние противоречия в живой природе. В отличие от животных и растений общество существует и развивается не путем приспособления к среде, а путем ее преобразования в соответствии с потребностями человека.

Основные противоречия – это противоречия, определяющие развитие предмета в целом, от начала до конца его существования. Так, основные противоречия общественно-экономической формации связаны со способом производства и отношениями между основными классами, а многочисленные противоречия другой природы (внутри семьи, между церковью и светской системой образования, между художественными стилями в искусстве и т.п.) относятся к неосновным. Главные противоречия играют решающую роль на некотором ограниченном этапе развития. Это, например, противоречие между воюющими государствами.

Антагонистические и неантагонистические противоречия различаются по остроте, средствам разрешения и результатам. Антагонистические противоречия отличаются наибольшей остротой и несовместимостью сторон. Они разрешаются путем исчезновения одной или обеих из входящих в них противоположностей. Различение антагонистических и неантагонистических противоречий приобретает смысл в применении к живой природе и обществу. Так, антагонистическими являются отношения между хищниками и их жертвами. Антагонизм существует в обществе в отношении между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Возникновение антагонистических противоречий в обществе связано с двумя условиями – частной собственностью (которая не всегда вызывает антагонизм) и эксплуатацией. Одной из главных целей общественного развития является преодоление социального антагонизма.

Существование противоречий в природе и обществе не вызывало сомнений у ведущих ученых последних веков. Противоречия притяжения и отталкивания изучали классическая механика и астрономия, противоречия между живыми организмами – эволюционная теория Дарвина, между общественными классами – историческая наука (О. Тьерри, Л.-А. Тьер) и марксизм. В то же время предпринимались попытки рассматривать противоречия с позиций субъективного идеализма. Субъективно-идеалистическая интерпретация противоречий состоит в том, что их объявляют не свойством реальных вещей, а продуктом человеческого познания. Так, в начале ХХ века эту точку зрения обосновывал российский философ Я.А. Берман (1868-1933). В работе «Диалектика в свете современной теории познания» (М., 1908) он писал: «Мы должны бороться с противоречием, устранять его, а не мириться с ним, не возводить его в принцип». «Противоречие, таким образом, становится постоянным спутником развития нашей мысли, но совсем не в том смысле, что противоречие присуще самим вещам и что оно неразрешимо, а, напротив, в том смысле, что вследствие некоторых недостатков нашего мыслительного аппарата всегда возможны ошибочные наблюдения и ошибочные выводы, которые, приходя в столкновение с правильными идеями, вызывают у нас чувство противоречия». Так же скептически относится к учению о противоречии известный аргентинский физик и философ Марио Бунге (р.1919). Однако большинство современных ученых уверены, что изучаемые их науками противоречия – не просто «чувства», возникающие из-за ошибок в мышлении, а выражение свойств реальных предметов и процессов, происходящих в обществе и природе.

В человеческом познании, конечно, тоже возникают противоречия. Их природа может быть разной. Противоречия в мышлении можно разделить, по крайней мере, на три группы. Первая – это формально-логические противоречия, являющиеся результатом ошибки в рассуждении. Создатель формальной логики Аристотель (см.: гл. 1) справедливо считал, что правильное мышление не должно содержать такие противоречия. Их запрещает один из законов логики – закон противоречия (никакое суждение не может быть одновременно истинным и ложным). Вторая группа – противоречия, возникающие в процессе познания и отражающие некий промежуточный этап развития научных теорий. Они возникают с неизбежностью и разрешаются в результате создания новой, более точной научной концепции. Этот тип противоречий мышления называют антиномиями. Они свидетельствуют о неточности, неполноте научного знания и сигнализируют ученым о необходимости поиска объяснения непонятных явлений. Такие антиномичные ситуации возникли, например, в физике во время кризиса конца ХIХ – начала ХХ веков. С одной стороны, материя считалась веществом, обладающим неизменной массой. С другой стороны, вещество, как оказалось, может «исчезать» в результате радиоактивного распада, а масса возрастает при увеличении скорости. Эту антиномию преодолевает теория относительности А. Эйнштейна, дающая объяснение данных физических процессов. Такой же антиномичной была (и отчасти до сих пор остается) теория света: в одних случаях он ведет себя как волна, в других – как корпускулы (поток частиц). В физике эту ситуацию называют корпускулярно-волновым дуализмом. Разрешение антиномий происходит в результате развития научных знаний. Наконец, третья группа противоречий в человеческом мышлении и познании – это выражение реальных противоречий материального мира. Мы уже приводили примеры противоречий, возникающих в природных и социальных процессах. Ясно, что наше мышление не может «разрешить» их посредством каких-то логических ухищрений: их развертывание происходит в объективной действительности по законам, которые не зависят от сознания человека.

Практическая деятельность людей (например, в технике, экономике или в политике) реально влияет на возникновение и разрешение противоречий общества. Так, социальная революция всегда разрешает ряд острых противоречий и в то же время создает новые. Политики могут идти на сознательное сглаживание или обострение противоречий, если это способствует достижению поставленных ими целей. Жесткие тоталитарные и диктаторские режимы часто используют надежный политический маневр: для ослабления противоречий внутри страны они развязывают войну с другим государством. Появление внешней угрозы приводит к сплочению народа вокруг руководства, и внутренние противоречия отходят на второй план, как бы консервируются. Похожий прием еще в ХI веке применил римский папа Урбан II: начав крестовые походы на Ближний Восток, он сумел снять социальную напряженность, достигавшую в Европе угрожающего уровня.

Закономерно, что взгляды научных школ, политических движений и отдельных ученых на противоречия общества сильно зависят от их идеологической ориентации. Так, с точки зрения революционной идеологии – прежде всего марксизма – история человечества после первобытно-общинного строя есть история борьбы классов. Ее главная движущая сила – противоречия. Более консервативное направление общественной мысли, выраженное, например, в позитивизме и неопозитивизме, рассматривает противоречия как деструктивную силу, препятствующую социальному прогрессу. В ХIХ веке эти представления были выражены в так называемой теории равновесия. Один из ее создателей, классик позитивизма Герберт Спенсер (см.: гл. 6, § 2) использовал для описания общества понятие равновесия, заимствованное из механики. В начале ХХ века в качестве эталона равновесной системы стали рассматривать живой организм, в котором равновесие обеспечивается сложными процессами внутренней регуляции. Существует равновесие внутри организма, равновесие организма со средой и т.п. Общество рассматривается как система, тоже постоянно стремящаяся к равновесию как своему основному и естественному состоянию. С этим связано и представление о несущественности для общества такого явления, как классовая борьба. Действительно, состояния равновесия и устойчивости закономерно возникают в природных и социальных системах. Однако главное возражение на теорию равновесия состоит в том, что в реальном процессе развития столь же закономерно возникают неустойчивые, неравновесные состояния и противоречия. Развитие потому и возможно, что в результате возникновения и развертывания противоречий состояние покоя, устойчивости, равновесия постоянно и неизбежно нарушается.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.