Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные правила развития ВПФ




Л.С.Выготский в статье «Орудие и знак в развитии ребенка» сформулировал основные правила формирования ВПФ[41].

1. История развития каждой из ВПФ является не прямым продолжением и дальнейшим усовершенствованием соответствующей элементарной функции, но предполагает корректное изменение направления развития и дальнейшее движение процесса в совершенно новом плане; каждая ВПФ является, т.о., специфическим новообразованием.

2. ВПФ не надстраиваются, как второй этаж, над элементарными процессами, но представляют собой новые психологические системы, включающие в себя сложное сплетение элементарных функций, которые, будучи включены в новую систему, сами начинают действовать по новым законам; каждая ВПФ представляет собой, т.о., единство высшего порядка, определяемое в основном своеобразным сочетанием ряда более элементарных функций в новом целом.

Основываясь на правилах, выдвинутых Л.С.Выготским, в отечественной психологической науке были оформлены основные положения культурно-исторического подхода к формированию телесности. Линия психологов, приверженцев культурно-исторического подхода, продолжает традиции, заложенные И.М.Сеченовым, И.П.Павловым, В.М.Бехтеревым, Н.А.Бернштейном, где утверждается материалистическое понимание психики и ее рефлекторность.

Основные положения культурно – исторического подхода к формированию телесности человека состоят в следующем:

1. Телесные функции человека могут быть рассмотрены в логике развития человека.

2. Телесность человека изменяется, преобразуется в ходе онтогенеза.

3. Натуральные функции видоизменяются, социализируются, приобретают качественно иную структуру, чем у иных живых организмов, в процессе онтогенеза.

Развитие телесных функций человека имеет отличительные особенности.

Особенности телесного развития человека

Индивидуальное развитие человека идет, как процесс преобразования природного в социальное в человеке. В этом развитии создаются, упрочиваются новые связи, которые делают человека социальным субъектом.

Новорожденный еще не имеет всех человеческих качеств. Это существо потенциально готово к человеческой жизни. Каждый этап его жизненного пути – переход от потенциального многообразия возможных способов функционирования к некоторым определенным. Эти способы отображены и закреплены воспитанием. Воспитательные функции выполняет другой человек на основе тех традиций и ценностей, которые приняты в обществе, к которому он принадлежит.

В своей социализации телесность человека проходит ряд этапов.

Этапы социализации телесного

I этап. Стихийный.

Этап начального формирования человеческой телесности непродолжителен, практически он заканчивается с периодом новорожденности. Новорожденность характеризуется преобладанием естественных, безусловных рефлексов над условными. В это время ребенок только вступает в мир людей. Он первично знакомится с предметами человеческой культуры, правилами общения, нормами взаимоотношений. Его психика функционирует преимущественно по природным законам.

II этап. Начало формирования телесности.

Важнейшим фактором развития телесности человека становится другой человек. Содержание человеческого опыта фиксировано в языке, орудиях труда, социальных нормах, т.е. в разнообразной системе знаков. Вся жизнь младенца, ребенка организована так, что во всякой ситуации его жизни присутствует взрослый. Через взрослого идет овладение культурным опытом. Через другого ребенок включается в человеческое бытие, а это бытие перестраивает его телесность.

Психологический путь развития телесности таков: данные природой телесные части и процессы совершенствуются в ходе овладения социальным опытом. Психические процессы начинают существовать с учетом особенностей внешних условий, условий социума. Природные процессы перестраиваются, получая иную форму организации.

Телесные функции психологизируются через связь с другими. Основа этого преобразования – естественная потребность. На первых порах другой (обычно мать) удовлетворяет натуральные потребности ребенка, втягивая ребенка в общение, т.о. естественные потребности наполняются человеческим смыслом.

Биологическая потребность становится предметом установления социальных контактов. Удовлетворение биологической потребности уже на первых порах – акт социального контакта и межличностного общения. Ребенок научается использовать телесный язык для межличностного общения. Другой выступает дешифровальщиком природных состояний ребенка, а ребенок интериоризирует, усваивает позицию другого. Иначе говоря, взрослый означает словом состояние ребенка, использует специальные средства для удовлетворения этих состояний, и у ребенка определнное физиологическое состояние связывается с тем или иным словесным обозначением, тем или иным предметом. Далее эти знаки могут влиять на изменение физиологического состояния малыша. Например, желая есть, ребенок ищет бутылочку с молочной смесью, а заметив её у него начинается слюноотделение. Иными словами, взрослый означает телесный опыт малыша, наделяет телесные процессы ребенка человеческим смыслом. Ребенок же усваивает эту систему смыслов и значений. Телесные процессы и функции начинают подчиняться условиям, правилам и традициям социума.

III этап. Этап гностических действий.

Этап гностических действий наступает с укреплением опорно-двигательного аппарата. Гностические действия – действия, направленные на ознакомление, познание предметов и явлений. Они, как правило, приспособлены к логике предмета, которым манипулирует ребенок. Жесты ребенка и его действия с предметами, направленные на познание предметов, означаются взрослым. Взрослый комментирует, поясняет действия малыша, вкладывая тем самым в эти действия человеческое значение. В этот период у ребенка активно формируется «язык жестов». Жесты становятся все более разнообразными, конкретными, определеннее соответствуют ситуации илогиче взаимодействия с предметом. Жестом ребенок теперь может общаться, выражать свои желания и намерения, управлять взрослым.

IV этап. Этап овладения вербальным языком.

Этап овладения вербальным языком начинается к концу первого началу второго года жизни. Здесь осуществляется переход от натуральных символов к языковым символам. Овладевая языком, ребенок не только овладевает человеческим опытом, но и овладевает преобразованными формами телесности. Организменные, телесные процессы ребенка фиксируются в языке, получают означение в нем.

Теперь при овладении вербальным языком ребенок может сам означать свои телесные процессы и регулировать их. Запустить телесную функцию теперь может слово или знак его замещающий. Управлять организменными процессами возможно, изменяя систему знаков и отношений человека. Телесные процессы приобретают новые качества существования: они становятся опосредованными и произвольными.

Итак:

а) Удовлетворение природной потребности опосредствуется другим человеком, что создает систему, где удовлетворение биологической потребности является актом коммуникации, где биологическое и социальное сплетено в единое целое.

б) Телесные функции социализируются в онтогенезе.

в) Телесные функции получают свое означение в человеческом языке.

Следовательно, телесные функции могут быть рассматриваться как аналог ВПФ.

Признаки телесных функций, роднящие их с иными психическими функциями:

a. имеют рефлекторную основу;

b. детерминированы внешними стимулами;

c. направлены на решение определенных задач.

С ВПФ телесные функции совпадают с ВПФ по ряду важнейших характеристик, таких как:

· генезис (формируются прижизненно);

· опосредованность (означены в языке);

· произвольность (возможна регуляция психических функций);

· системность (задействованы разные уровни ЦНС);

· динамичность (могут использоваться разные органы и способы для выполнения функции).

Отсюда очень важное для медицины замечание: аномалии, связанные с коммуникативными актами, с неадекватным для человека употреблением знаков, могут выражаться на отравлении той или иной натуральной функции.

Определив организменную функцию как аналог ВПФ, отметив в таких феноменах как здоровье и болезнь наличие значительных психологических компонентов, мы заключаем, что лечение заболеваний, отклонений в отправлении телесных функций у человека не возможно без использования психологических знаний и техник.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 730; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.