Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология творчества с точки зрения З. Фрейда




ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы. Психология творчества издавна является предметом исследований как отечественных, так и зарубежных авторов. Знание разных сторон психологии художественного творчества, раскрываемых в трудах российских и зарубежных психологов, позволяет расширить кругозор, оперировать понятийным аппаратом психологии художественного творчества, использовать современные подходы к психологии художественного творчества в практической деятельности.

Цель лекции: Изучить основные направления психологии творчества в трудах отечественных и зарубежных авторов.

Задачи:

После изучения данной темы студент будет иметь представление:

1. О ходе развития психологической мысли в плане изучения художественного творчества.

Студент будет знать:

2. Основные положения психодинамической теории личности Фрейда относительно природы художественного творчества.

3. Воззрения на природу творчества психологов гуманистического направления.

4. Главные положения учения о творчестве с точки зрения отечественных авторов.

Студент будет уметь:

5. Определять истоки тех или иных направлений в современном понимании художественного творчества.

 

 

С точки зрения Зигмунда Фрейда (1856-1939),, поведение человека направляется сексуальными и разрушительными импульсами, исходящими из глубинных структур подсознания. Но, во-первых, жизнь человека состоит вовсе не только из сексуальных или разрушительных действий. Во-вторых, бесконтрольное применение как тех, так и других обществом не одобряется. В связи с этим возникает необходимость перенаправить энергию либидо (полового влечения) или мортидо (стремления к смерти и разрушению) в некоторое социально приемлемое русло. Все несексуальные и неразрушительные сферы поведения человека, по Фрейду, являются результатом сублимации (преобразования) энергии сексуальности или стремления к разрушению. Особую роль в этом занимает художественное творчество.

Личность человека Фрейд подразделял на несколько структур: эго (Я), ответственное за контакт с реальностью, ид (Оно), несущие в себе темные бессознательные желания, и Суперэго (Сверх-Я) – часть личности, несущая функцию совести, самоконтроля и стремления к идеалам.

Сублимация — наиболее желательный и здоровый способ, с помощью которого можно справиться с неприемлемыми импульсами. Она происходит, когда индивид находит социально приемлемую цель и объект для выражения нежелательного импульса. Это позволяет косвенным путем высвободить импульс, поскольку давление на него уменьшилось. Сублимация происходит, когда художник трансформирует примитивные побуждения в произведение искусства. При художественном рисовании, лепке (придании порядка бесформенному материалу) художник трансформирует свое либидо. В то же время в некоторых видах искусства, например, при ваянии из камня (введенное в определенные рамки разрушение) художник трансформирует свое мортидо.

Творческие личности, с точки зрения Фрейда и других психоаналитиков, сохранили способность, утерянную большинством из нас, обращаться к миру фантазий бессознательного. Ид не захватывает их полностью, как психотиков, и, в отличие от детей, они могут функционировать со зрелым эго. Творческие люди способны на то, что психоаналитики описывают как «вытеснение на службе эго». Исследования подтверждают психоаналитическую гипотезу, что художники (в широком смысле слова) могут легко «передвигаться» между контролируемым мышлением (функцией эго) и беспорядочными мыслями (бессознательным). Психотики также могут воспринимать материал бессознательного, но они с большим трудом возвращаются к контролируемому мышлению. Шизофреник, в противоположность поэту, не может использовать метафору как мост между реальностью и воображением. Религиозные мистики, подобно творческим индивидам, близки к бессознательному. Художники-сюрреалисты, в частности Сальвадор Дали, в своих произведениях явно выражают образы бессознательного. Фрейд, однако, ценил эго больше, чем ид, и потому он стал уважать Дали только после того, как убедился в его способности не только выражать бессознательное, но и контролировать его. Творческие поиски, такие как рисование и литературный труд, могут безопасным способом разрешить бессознательный конфликт, поэтому и служат для защиты эго от таких конфликтов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2136; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.