Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология творчества в трудах А.Маслоу




 

Абрахам Маслоу (1908-1970), один из крупнейших американских психологов ХХ века, был основателем гуманистического направления в психологии. Он назвал эта направление «психологией третьей силы».

Ключевое понятие в психологическом направлении, которое основал и развивал Маслоу - самоактуализация. Это – максимальное раскрытие всех способностей и возможностей, присущих человеку. Человек, по Маслоу, достигает самоактуализации, удовлетворив в большей или меньшей мере другие, более элементарные потребности – а именно, потребности физиологические, потребности в безопасности и защите, к любви и принадлежности, к самоуважению. Самоактуализация – высшая, подлинно человеческая потребность. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности.

Маслоу обнаружил, что все без исключения самоактуализирующиеся люди обладают способностью к творчеству. Однако творческий потенциал тех людей, которых Маслоу считал самоактуализирующимися, проявлял себя не так, как у выдающихся талантов в поэзии, искусстве, музыке или науке. Маслоу говорил скорее о такой же естественной и спонтанной креативности, которая присуща неиспорченным детям. Почти всякий ребенок может сложить песенку или стихотворение, или придумать танец, или нарисовать картину, или сочинить пьесу или интересную игру под влиянием момента, без предварительного планирования или намерения.

Креативность эта присутствует в повседневной жизни как естественный способ выражения наблюдательной, воспринимающей новое и живительно простой личности.

Маслоу первым отказался от стереотипного мнения о том, что здоровье, гениальность, талант и продуктивность - это синонимы. Большая часть его испытуемых, несмотря на здоровье и креативность, не были продуктивными в привычном смысле, не были они талантами или гениями, поэтами, композиторами, исследователями, артистами или мыслителями. Также очевидно, что некоторые величайшие таланты человечества не были здоровыми людьми с психологической точки зрения, например, Вагнер, Ван Гог или Байрон. Талант, считал Маслоу, более или менее независим от положительности или здоровья характера, и мы очень мало знаем об этом. Например, существуют некоторые доказательства того, что великий музыкальный талант и математический талант в большей степени наследуются, нежели приобретаются. Кажется очевидным, писал Маслоу, что здоровье и специальный талант - это отдельные возможности, либо слабо связанные между собой, либо не связанные вообще. Иное дело - широко распространенная креативность, которая является наследием любого человека по праву рождения и которая, как считал Маслоу, связана с психологическим здоровьем.

Вначале Маслоу, подобно многим другим людям, думал о творчестве в терминах продукта и считал, что любой художник, любой поэт, любой композитор ведет творческий образ жизни. Он пишет: «Бессознательно я считал, что творчество было прерогативой кучки профессионалов. Но эти ожидания были разрушены людьми, которых я изучал… Я научился тому, что первоклассный суп — это более творческое явление, чем второсортная картина, и что в целом приготовление пищи, роль родителя или уход за домом могут быть творческими, в то время как поэзия может не быть таковой. Она может быть отнюдь не творческой… Другими словами, я научился применять слово «творческий», «креативный» (а также слово «эстетичный») не только к продукту, но и к людям, как характеристику, а также к деятельности, к процессу, к позиции, отношению. И более того, я стал применять слово «творческий» ко многим продуктам человеческой деятельности, которые отличаются от стандартов или признанных поэм, теорий, романов, экспериментов или картин».

Маслоу призывал отличить «специальное творчество» от «творчества самоактуализации», которое в большей мере зависит от личности и широко проявляется в самых различных аспектах жизнедеятельности, например в форме чувства юмора. Это тенденция делать творчески все, чем бы ты ни занимался, смотришь ли ты за домом или учишь детей.

Как же проявляет себя креативность в художественном творчестве?

Маслоу выделяет первичные и вторичные процессы творчества.

Во-первых, писал он, великие работы нуждаются в великом таланте, который, как мы видели, не вписывается в наше понятие психического здоровья и благополучия. Во-вторых, шедевр нуждается не только во вспышке, вдохновении, вершинном переживании, но также в тяжелой работе, длительных тренировках, критике, стремлении все сделать на высшем уровне. Другими словами, вместо спонтанности приходит преднамеренность, вместо принятия - критицизм, вместо интуиции - строгое мышление, вместо смелости - осторожность, вместо фантазии и воображения - реальная оценка. Приходит сравнение, суждение, оценка, трезвость, просчет, отбор и отвержение.

Вторичные процессы берут свое начало в первичных. Потребность в пассивности и восприимчивости к вдохновению должна открыть путь активности, контролю и тяжелой работе. Пик-переживание случается с человеком, но человек создает шедевры.

Таким образом, с точки зрения гуманистической психологии, творчество является сущностной характеристикой человека. Человек только тогда по-настоящему становится человеком, когда он в творчестве раскрывает все свои возможности. Но творчество вовсе не сводится к созданию выдающихся произведений в искусстве или выдающихся открытий в науке. Творчество у самоактуализирующихся личностей распространяется на весь процесс их жизнедеятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 4100; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.