Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обработка результатов. В ходе исследования всегда возникает вопрос о статистической обработке его результатов




 

В ходе исследования всегда возникает вопрос о статистической обработке его результатов. Увы, именно рисуночные тестовые методики оказываются в данном случае пасынками статистики. Обнаружив тот или иной признак в изображении, исследователь должен дать ему оценку. Но появление данного признака может иметь случайный характер. Оно может быть спорадическим и не нести никакой проективной информации, но в другом случае появление того же самого признака может, несомненно, свидетельствовать о проекции того или иного качества. Имеется реальный единственный способ достижения объективных оценок – пожертвовать частью информации, содержащейся в тестовом рисунке, с тем, чтобы оставшаяся ее часть, несомненно, была достоверной.

Как мы видели выше, такой судьбе целесообразно бывает предоставить сведения, которые требуют присутствия экспериментатора в процессе тестирования. Между прочим, и здесь не следует перегибать палку. Можно получить, несомненно, объективные данные, но после отбрасывания всего малодостоверного массива информации содержание оставшейся ее части будет настолько скудным, что ради такого ничтожного результата не стоило разворачивать процедуру исследования.

В исследовании признаков изображения имеет место столкновение двух психологических конструктов:

1) изображения как комплекса проективных проявлений личностных свойств испытуемого;

2) теста как комплекса оцениваемых параметров, отражающего индивидуальный подход и собственные проекции его составителей.

Вследствие этого, объективный подход к исследованию требует, чтобы субъективные особенности требований исследователя нейтрализовались в ходе статистической обработки результатов. Итак,

· рисунок как целое отражает свойства испытуемого,

· тест как целое отражает свойства составителя (исследователя).

Вывод следует тот, что, как бы ни был велик соблазн считать свое мнение объективным и правильным, исследователь обязан принять некоторые формальные меры для преодоления последствий собственной субъективности.

По нашему мнению, исследование фабулы изображения не только может сочетаться с применением статистических методов, но и фактически обречено на их применение. И вот почему.

Мы можем рассмотреть две противоположные гипотезы:

А) Появление тех или иных признаков в изображении всецело зависит от свойств личности как таковой и никак не зависит от суммарных свойств того контингента (той общественной группы), к которой принадлежит обследуемый индивид.

Б) Появление тех или иных признаков в изображении в значительной степени обусловлено групповыми признаками контингента, и судить о личных особенностях испытуемого возможно только, устранив внешние влияния со стороны группы.

С нашей точки зрения, ни та, ни другая гипотеза не является удовлетворительной. Воздействие групповых свойств на появление определенных признаков в рисунке - несомненно. Например, изображение человека в униформе проявляется лишь спорадически в тех общественных группах, где униформу носить не принято, но в военизированных контингентах встречается очень часто. С другой стороны, само стремление к групповой «норме» изображаемых признаков являет собой свидетельство подчинения индивидуума групповому давлению. Следовательно, проявление типичных для группы свойств в рисунке требуется не отбрасывать, а особым образом учитывать. Это отражает необходимость адаптации процедуры тестирования к тому или иному контингенту обследуемых. Но для того чтобы исследование сохраняло свою объективность, сама такая адаптация должна быть стандартной процедурой. При этом статистическая обработка данных не следует за интерпретацией каждого частного случая, а напротив – предшествует ей и создает для нее необходимый фон.

Однозначно оцениваемым параметром может быть проявление того или иного фабульного признака – или отсутствие такого проявления. Чтобы адаптировать данный тест к заданному контингенту, необходимо:

1. Обследовать проективной методикой выборку репрезентативную по отношению к данной группе, или всю группу, если она достаточно невелика и вся подлежит обследованию.

2. Выяснить, насколько часто встречается в данном контингенте каждый параметр.

3. Определить среднюю частоту проявления всех признаков в изображениях. Данная величина является характеристикой составителя данного теста и позволяет ввести поправку на его субъективное воздействие. Исследователь может склоняться либо к тестированию тривиального, то есть постоянно оценивать те параметры, которые встречаются в подавляющем большинстве случаев, либо к тестированию эксвизитных параметров, которые в данном графическом материале встречаются в единичных случаях или не встречаются вовсе.

4. Полученную величину использовать как общую характеристику теста, опираясь на которую, определить частные параметры - степень нетривиальности каждого оцениваемого признака в тесте.

Тем самым создается возможность выявления нетривиальности как меры нонконформизма и креативности обследуемого индивида (в данном случае два эти параметра выступают в настолько нераздельном единстве, что их невозможно изолировать друг от друга и приходится рассматривать вместе).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.