Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет философии и ее основные функции




Само слово «философия» в переводе с древнегреческого означает « любовь к мудрости ». Считается, что впервые это слово употребил Пифагор (ок. 580-500 до н. э.). Однако еще с древних времен стали разделять мудрость и просто знание о чем-то. Как утверждал другой древнегреческий философ Гераклит (ок. 544-483 до н. э. или ок. 520-460 до н. э.), многознание уму не научает. А с точки зрения Платона, философ – это даже и не мудрец, он где-то между мудрецом и глупцом. Платон говорил, что мудрец уже обладает мудростью, а глупец потому и глупец, что не в состоянии ее оценить. Философ же стремится к мудрости, пылая к ней небесной любовью.

Философия есть стремление к истине, но не всякое стремление к истине философично. Есть конкретные истины, истины фактов, их постигают конкретные науки. Та же истина наиболее философская, которая наиболее универсальна, то есть может быть применена к наибольшему числу людей, вещей, явлений, но при этом она не должна быть пустой для человека, а наоборот – глубокой и актуальной, задевающей его за живое.

Таким образом, обобщая вышесказанное, мы можем заключить, что философияэто специфическая форма духовной деятельности людей, направленная на познание мира в его целостности и многообразии, а также человека и их взаимоотношений. Отсюда следует, что предмет философии комплексен и многолик, как многолики мир и человек, что, однако, не должно нарушать единство философского знания. Предмет философии заключается в:

· исследовании наиболее фундаментальных вопросов бытия (при этом слово «бытие» понимается, с одной стороны, как целокупность сущего, все что есть, мироздание в его целостности, мир как таковой, а с другой – как специфический способ существования чего-либо – того или иного явления или человека);

· исследование наиболее фундаментальных вопросов познания (таких как: способы познания мира, природа истины, возможные границы познавательной деятельности человека);

· изучение наиболее глубоких проблем бытия человека;

· исследование основных принципов существования и развития общества.

Та или иная вещь может быть либо бессмысленной, либо полезной для нас (поскольку наличие некоего смысла – это предпосылка возможной полезности или же ее результат). Когда мы говорим, в чем сущность, суть той или иной вещи, мы обычно подразумеваем, зачем она нужна. То, зачем та или иная вещь нужна – Богу, природе, обществу или ее обладателю – это функция вещи.

Будучи формой духовной деятельности, философия выполняет ряд функций, связанных как с самим процессом постижения мира, так и с критикой социального порядка, с изучением истинно человеческого в человеке. Существует много классификаций функций философии; обобщая, можно выделить следующие основные функции:

1. Мировоззренческая функция. Наряду с мифом, религией, искусством философия формирует мировоззрение человека, объясняя ему, что собой представляет мир в целом.

2. Гуманистическая (она же аксиологическая) функция. Поскольку философия обращена на человека, она помогает ему глубже познать самого себя, обнаружить человека в себе, исследовать мир смыслов и ценностей, которыми он руководствуется.

3. Эвристическо-методологическая функция. Поскольку предметы исследования различных наук различаются, различаются и методы их изучения. У каждой науки есть свой собственный метод, но существуют также общие научные методы, которые конкретизируются каждой наукой применительно к собственному предмету исследования. Эти методы не могут быть созданы отдельно взятыми науками в силу их ограниченности собственным предметом, зато на это способна философия, стремящаяся к постижению мира в его целостности. В основе методов современных наук лежат, к примеру, рассуждения выдающихся философов Нового Времени – Френсиса Бэкона и Рене Декарта.

4. Прогностическая функция заключается в способности философии вскрывать тенденции развития человека и общества, направлять его и предупреждать о возможной опасности. Собственно говоря, практическая ценность любого знания – именно в том, что оно служит основанием для деятельности с относительно предсказуемым результатом.

5. Критическая функция. Как уже было сказано раньше, философия адогматична, то есть любые философские решения той или иной проблемы могут быть пересмотрены. Поэтому без обоснованной критики несостоятельных или устаревших теорий философия не смогла бы ни существовать, ни развиваться, а главное – она оказалась бы неспособной отвечать на вызовы современности современными же средствами и языком. Кроме того, философия – это едкое жало, которое человек направляет туда, где особенно очевидно несовершенство. Критиковать мироздание как оно есть было бы довольно бессмысленной затеей, поскольку критики достойно лишь то, что может быть изменено, и философ обращает свою критику на себя, на человека, на общество и его культуру.

6. Социальная функция. Хотя человек существует в физическом, природном мире, его непосредственной средой обитания является социальная реальность. В обществе человек рождается, формируется и становится человеком. Любой порок, изъян в общественной жизни может отдаваться невыносимой болью в сердце (или в желудке) человека. Ритмы жизни общества тесно связаны с жизнью отдельно взятого человека. Философия должна помочь человеку, во-первых, глубже постичь общество, в котором он живет, во-вторых, вскрыть его наиболее злокачественные опухоли и, в-третьих, предложить возможное лекарство для его исцеления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1011; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.