КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дополнительная. 1. Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы
Обязательная 1. Основы онтологии: Учеб. пособие / Под ред. Ф.Ф. Вяккерева, В.Г. Иванова, Б.И. Липского, Б.В. Маркова. СПб., 1997.
1. Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы. М., 2005. 2. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 2001. 3. Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вопросы философии, 1990, № 10. 4. Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993. С. 18-26. 5. Хайм М. Метафизика виртуальной реальности. // Возможные миры и виртуальная реальность. Серия "Аналитическая философия в культуре ХХ века". Исследования по философии современного понимания мира. Выпуск I. Составители В.Я. Друк и В.П. Руднев. Москва, 1995. (http://seventh.boom.ru/phil/virtual.txt) 6. Эпштейн М.Н. Философия возможного. СПб., 2001.
ТЕМА 5. СОЗНАНИЕ И МОЗГ: СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ 1. Понятие сознания: основные подходы 2. Сознание и физический субстрат (мозг) 3. Сущностные характеристики сознания. Сознание и самосознание. Понятие бессознательного
1. Понятие сознания: основные подходы Сознание, наряду с бессознательным, является основным (образующим) компонентом психики человека. Каждому из нас представляется очевидным, что он обладает сознанием. А как же иначе? Мы ведь не просто имеем какие-то неотчетливые психические состояния – смутные ощущения (хотя таковые тоже присутствуют) – мы их, во-первых, соотносим с тем, что их вызывает, а, во-вторых, соотносим их с собой. В одном случае говорят о сознании чего-то в мире, в другом – о сознании самого себя или о самосознании. Однако сознание нельзя свести ни к первому, ни ко второму, хотя главное его значение заключается в том, что оно помогает нам отличать себя от всего того, что нас окружает и что вызывает в нас разнообразные чувственные впечатления, а также дифференцировать это окружение и собственные психические состояния. Существует множество трактовок-интерпретаций сознания. Одна группа мыслителей настаивает на том, что сознание принадлежит только человеку, что оно суть то, что отличает его от всех других живых существ, другая – полагает, что оно характеризует в разной степени все живые организмы, но только в человеческом мире переходит на качественно новый уровень – уровень рефлексии, обретает способность замечать самое себя. Третья группа мыслителей считает сознание атрибутом существования как такового. Сознание, по их мнению, присуще вообще космосу, эволюция которого в этом смысле оказывается эволюцией сознания (например, учение французского философа Тейяра де Шардена, 1881-1955)[8]. Философские и естественнонаучные взгляды в третьем случае пересекаются с религиозными взглядами: и здесь и там сознание представляет собой надчеловеческое (и шире, надорганическое) образование. В рамках естествознания сознание трактуется как информация, особое поле, обусловливающее функционирование разума человека и тесно связанное со свойствами, превращениями вещества-энергии. Религиозные взгляды на сознание апеллируют к божественному разуму, могуществом которого проникнуто и причастным к которому в силу своего происхождения оказывается все существующее в мире. Будучи космическим (вселенским) или божественным разумом, сознание является своего рода живой душой мира, а мир, соответственно, единым и взаимосвязанным целым, разумно устроенным и функционирующим. В истории философии существуют различные подходы к решению проблемы соотношения сознания (идеального) и физического (материального) в рамках объяснения природы реальности как таковой. В целом, их можно разделить на три большие группы. Сторонники монизма полагают, что природу реальности образует только одно начало: или материальное, или идеальное. Ярким представителем последнего выступает английский философ Дж. Беркли (1685-1753), который считает, что вещи не существуют без их восприятия субъектом, т. е. они возможны потому, что возможны в нашем сознании. Такого рода взгляды получили название субъективного идеализма. Г.В.Ф. Гегель в этом смысле является объективным идеалистом, поскольку учит о неком мировом духе, полагающим из себя все существующее в мире. Сторонники дуализма уверены в том, что природа реальности является двойственной: ее образуют два не сводимых друг к другу начала, материальное и духовное (например, как у Р. Декарта). Вопрос доминирования того или иного начала, а также их взаимодействия в рамках дуализма так и остался открытым. Мы будем придерживаться третьей точки зрения, согласно которой реальность как таковая – одна, а материальное и идеальное суть ее различные свойства (проявления). В современной философии проблема материального-идеального выражена в проблеме соотношения сознания и мозга.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |