Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема объективности познания




В философии неоднократно ставился вопрос об ограниченных возможностях человеческого познания. Познавательное устремление человека – знать все, проникнуть в тайны природы – сталкивается не только с пространственно-временными границами, но и с тем, что достижение позиции объективного наблюдателя, который непогрешимо отражает действительность, не привносит в это знание ничего своего, свободен от иллюзий, фантазий, представляется проблематичным. Это связанно с многочисленными предрассудками, которые мешают видеть действительность. Своеобразную типологию подобных предрассудков представил Фр. Бэкон, различия четыре вида «идолов», ложных идей, свойственных в той или иной степени всем людям. Первый тип ложных идей – идолы рода – проистекает из природы человеческого разума находить закономерности, порядок и организацию везде и во всем, соизмерять познаваемое с «человеческими» смыслами и значениями. Следующие тип предрассудков – «идолы пещеры» – проистекают из особенностей индивидуального воспитания и пристрастий, интересов, симпатий и антипатий, свойственных человеку. Подобные симпатии концентрируют внимание на одних аспектах действительности и «затушевывают» другие. «Идолы площади» – расхожие упрощенные представления, стереотипы, которые закрепляются в языке культуры, приобретаются человеком в процессе общения с другими людьми и становятся само собой разумеющимися понятиями. «Идолы театра» – идеи, понятия, почерпнутые из идеалистических учений и доктрин, объясняющие общие вопросы мироздания и наделяющие события действительности сюжетной канвой, которая отвлекает от реальных причинно-следственных механизмов.

Вопрос объективности познания заключается в том, может ли человек до конца избавиться от предрассудков, «идолов сознания», отражать действительность как ничем не замутненное зеркало? Возможно, «идолы сознания» – неотъемлемая характеристика любого индивидуального сознания, стремящегося объяснить причины явлений, исходя из известного, структурировать данные опыта, найти смысл в изучаемых явлениях и событиях. Возможно, как показали современные философы, например Р. Рорти, стремление занять позицию объективного наблюдателя скрывает в себе неосознанное желание к привилегированной позиции, по сравнению с которой все другие не принимаются в расчет. Объективность в этом смысле – «замаскированная» субъективность. Объективность в современной трактовке означает не столько беспристрастное видение ситуации, свободное от субъективных особенностей, сколько умение понимать явления исходя из контекста, признавая в то же время ограниченность применимости познавательных моделей. Относительно социального познания объективность предполагает адекватное отражение мотивов, норм и смыслов, которыми руководствуются индивиды с учетом социально-исторического контекста, с учетом значений, которые сами индивиды вкладывают в свои действия. Объективность в рамках социального познания – умение понимать представителей разных социальных групп и культур, вставать на точку зрения другого, абстрагироваться от стереотипов о «нормальном» и «ненормальном», господствующих в культурной среде, к которой принадлежит ученый.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.