Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трудовой пост

Система «субъект труда – объект труда», или более детально – «субъект труда – люди (трудовой коллектив) – предмет труда – сред­ство труда – производственная среда» называется эргатической (от древнегреческого корня «эрг» – дело, работа). Можно сказать, что эргатическая система состоит из двух подсистем: трудового поста и субъекта труда.

Трудовой пост – ограниченная вследствие разделения труда и тем или иным образом зафиксированная область приложения сил человека, рассчитанная на создание чего-либо ценного для общества – материальных вещей, информации, полезных обслуживающих действий, функциональных полезных эффектов, эстетических впечатлений, общественного настроения, упорядоченного протекания социальных процессов.

Трудовой пост – некоторое социально фиксированное, многомерное, разно- и многопризнаковое системное образование, которое включает в себя шесть основных подсистем.

1. Заданные цели, представления о результате труда, которые фиксируются в обществе посредством образцов соответствующей работы, их изображений, описаний, формулировки общих требований к ним. Различают цели объективные (социально фиксированные, объектные) и субъективные, возникающие у отдельного человека.

2. Заданный предмет труда (вещь, ситуация неопределенности, любая система – биологическая, техническая, неживая природная, социальная, знаковая, художественно-эстетическая). Предмет труда, как и цель, может быть объективным и субъективным.

3. Систему средств труда. Средство труда – это любая реальность, дающая возможность человеку взаимодействовать с предметом труда сообразно его цели. Средства труда делятся на два больших класса:

1)вещественные:

-средства познания (приема, получения, обработки информации);

-средства воздействия на предметную ситуацию (применяемые в социальных, природных и в технических системах);

2)функциональные:

-внешние: выразительные средства поведения, речи человека как субъекта труда (например, в работе руководителя, педагога, актера – интонации речи, позы, жесты, выражение лица); организм человека как субъекта труда (например, в работе тренера, артиста балета);

-внутренние: невербальные (мысленные эталоны, образцы вещественных результатов труда или их отдельных признаков); вербальные (удерживаемые в памяти правила, профессиональные «заповеди», последовательности самоинструкций).

4. Систему профессиональных служебных обязанностей.

5. Систему прав работника.

6. Производственную среду, состоящую из:

1)социально-контактной части среды, включающей:

-психологический микроклимат;

-личный пример окружающих членов профессионального сообщества;

-учреждения, организации, группы и их представители, с которыми человеку реально приходится взаимодействовать;

-реальное место данного человека в структуре своего трудового сообщества, включенность его в другие группы, уровень защищенности его в сообществе от различного рода посягательств;

2)информационной части, к которой относятся:

-правила внутреннего распорядка, устав учреждения, предприятия;

-«неписаные законы», традиции организации, своей группы;

-правила личной и общественной безопасности;

-средства наглядности, рекламы, «бросающиеся в глаза»;

-требования, приказы, советы, пожелания, поручения и пр.;

3)предметной среды, которая включает:

-материальные условия работы и быта;

-физико-химические, биологические, гигиенические условия.

Наличие конкретного субъекта труда на данном посту создает явления внутренних, в частности, психологических условий труда. Внутренними условиями труда являются как относительно устойчивые особенности человека (мировоззрение, направленность личности, характер, эмоциональные отношения, потребности), так и его операциональные возможности (психодинамика, умения, навыки, опыт и т.д.). Поскольку внутренние условия деятельности человека не стандартны (даже при стандартных внешних условиях), наиболее успешные результаты ее возможны тогда, когда система способов труда индивидуально своеобразна.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристика психологии труда как науки | Субъект труда: формирование и развитие
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 950; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.