Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъект труда: формирование и развитие

Понятие «субъект труда» отражает способность человека действовать осознанно, активно, целенаправленно в интересах познания и преобразования окружающей действительности. Выделяют следующие основные направления развития человека как субъекта труда:

-приобретение все более точной познавательной ориентированности в том, что оказывается в роли среды по отношению к сознанию;

-развитие ориентировки в мире профессий;

-формирование направленности, в частности, трудовой, профессиональной;

-формирование системы устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности;

-совершенствование знания о себе и формирование индивидуального стиля трудовой деятельности.

Возрастное, профессиональное и психическое развитие человека как субъекта труда можно представить в виде следующих этапов.

I. Допрофессиональное развитие.

1. Стадия предыгры (до 3 лет) – овладение сенсорно-перцептив­ными функциями и движениями, речью, усвоение некоторых манипулятивных действий, правил поведения и моральных оценок.

2. Стадия игры (от 3 до 6–7 лет) – овладение основными смыслами человеческой деятельности.

3. Стадия овладения учебной деятельностью (от 6–7 до 11–12 лет) – развитие способностей самоконтроля, самооценки, произвольной регуляции деятельности, планирования; воспитание чувства личной и групповой ответственности за дело, чувства долга.

II. Развитие в период выбора профессий.

4. Стадия оптанта (период планирования профессионального пути, выбора профессии – от 12–13 до 14–18 лет) – формирование информационных основ моральной, социальной и профессиональной направленности личности; формирование профессиональных планов.

III. Развитие в период профессиональной подготовки и дальнейшего становления профессионала.

5. Стадия профессиональной подготовки (от 15–19 до 16–23 лет) – ос­воение системы основных ценностных представлений данной профессиональной общности; овладение специальными знаниями, умениями, навыками; развитие ПВК; формирование профессиональной пригодности.

6. Стадия адаптанта, адаптации, привыкания молодого специалиста к работе; квалифицированного специалиста – к новым условиям.

7. Стадия интернала – стадия самостоятельного, надежного и успешного выполнения основных профессиональных функций на данном трудовом посту.

8. Стадия мастера, мастерства (продолжается и далее, характеристики остальных стадий добавляются к ее характеристикам). Субъект труда на данной стадии умеет решать самые трудные профессиональные задачи; обладает специальными качествами или универсализмом, или тем и другим; приобрел индивидуальный стиль деятельности; имеет формальные показатели квалификации (разряд, категория, звание).

9. Стадия авторитета (как и стадия мастерства, суммируется с последующей) – характеризуется известностью в профессиональном кругу или за его пределами; успешным решением профессиональных задач за счет большого опыта; умением организовать работу, помощников.

10. Стадия наставника, наставничества в широком смысле – передача опыта коллегам, ученикам, последователям.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Трудовой пост | Противоречия в развитии и функционировании профессионала
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.