Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конспект лекции. Тема 7. Разработка бизнес-плана предприятия туризма

Тема 7. Разработка бизнес-плана предприятия туризма

Аннотация

Тема посвящена одному из ключевых вопросов организации планирования – бизнес-плану. Бизнес-план рассматривается как важнейший инструмент обоснования инвестиционных проектов. Формируется стратегия деловой единицы и общефирменная стратегия. В разделе рассматривается структура и содержание бизнес-плана, оформление и стиль, последовательность разработки, принципы составления разделов. Приводится методика оценки уровня составления бизнес-плана. Даются рекомендации по организации работы команды по составлению бизнес-плана.

Бизнес-план представляет собой результат комплексного исследова­ния различных сторон деятельности фирмы (производства, реализации продукции, послепродажного обслуживания и др.).

Цель разработки бизнес-плана - дать обоснованную, целостную, сис­темную оценку перспектив развития фирмы, то есть спрогнозировать и спланировать ее деятельность на ближайший период и перспективу, ис­ходя из потребностей рынка и возможностей фирмы по их удовлетворе­нию.

Побудительными причинами планирования предпринимателем своей деятельности можно считать следующие три:

- сам процесс бизнес-планирования, включая анализ идеи, заставляет предпринимателя объективно, критически и беспристрастно взглянуть на свой бизнес со всех его сторон. План - это хорошо проложенный маршрут, отражающий очередность действий и приоритеты в условиях ограниченных ресурсов и способствующий предотвращению ошибок при его реализации;

- бизнес-план является тем рабочим инструментом, который при надлежащем использовании поможет предпринимателю оперативно контролировать и управлять фирмой;

- законченный бизнес-план является средством предпринимателя для сообщения идей своего бизнеса всем заинтересованным лицам (банковскому менеджеру, другим финансовым инвесторам, государственным учреждениям, профессиональным консультантам и др.), включая работников фирмы.

Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

- определить конкретное направление деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

- сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения;

- выбрать номенклатуру и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям, а также оценить издержки по их созданию и реализации;

- оценить соответствие кадров фирмы и условий мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;

- определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, организации рекламы, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.п.;

- оценить материальное и финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся и привлекаемых ресурсов поставленным перед фирмой целям;

- предусмотреть трудности и «подводные камни», которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

Пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель может оказаться не готовым к тем трудностям, которые могут возникнуть на его пути к успеху, и будет лихорадочно импровизировать, что часто кончает­ся плачевно как для него, так и для дела, которым он занимается.

Планирование деятельности фирмы с помощью бизнес-плана сулит немало выгод, например:

1.Заставляет руководителей активно заниматься перспективами фирмы.

2.Позволяет осуществлять более четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей.

3.Устанавливает показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля.

4.Заставляет менеджера четче и конкретнее определить цели фирмы, стратегии и тактики их достижения.

5.Делает фирму более подготовленной к внезапным изменениям рыночных ситуаций, то есть уменьшает время адаптации.

6.Устанавливает обязанности и персональную ответственность всех руководителей фирмы по обеспечению достижения поставленных целей.

Поэтому важным моментом при составлении бизнес-плана является степень участия в этом процессе самого предпринимателя. Личное уча­стие руководителя в составлении бизнес-плана настолько существенно, что многие зарубежные банки и инвестиционные фонды отказываются вообще рассматривать заявки на выделение средств, если становится из­вестно, что бизнес-план был подготовлен консультантами со стороны, а руководителем был лишь подписан. Это не значит, конечно, что не надо пользоваться услугами консультантов, совсем наоборот, привлечение экс­пертов весьма приветствуется инвесторами. Речь идет о другом - состав­ление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы или человека, собирающегося открыть свое дело. Включаясь в эту работу лично, он как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя целесообразность и обоснованность своего замысла.

Как показывает практика, потребность в подготовке бизнес-плана четко прослеживается при решении таких актуальных задач деятельности фирмы, как:

1.Подготовка заявок существующих и вновь создаваемых частных и акционерных фирм на получение кредитов.

2.Обоснование предложений по приватизации государственных предприятий.

3.Открытие нового дела и определение профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности.

4.Перепрофилирование существующей фирмы и выбор новых направлений и способов осуществления ее деятельности.

5.Получение государственных и муниципальных дотаций.

6.Составление проспектов эмиссии ценных бумаг (акций и облигаций) приватизируемых и частных фирм.

7.Выход фирмы на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций.

Составлению бизнес-плана предшествуют следующие работы:

- анализ и оценка текущего состояния предприятия;

- анализ потребностей и проблем рынка (потребители, посредники, конкуренты, поставщики, положение предприятия на рынке);

- анализ влияния на предпринимательскую деятельность состояния отрасли, к которой принадлежит предприятие, факторов макросреды предприятия (экономических, политических, демографических, научно-технических, природных, культурных);

- определение основных направлений и формулирование количественно обоснованных целей деятельности предприятия на расчетный период;

- разработка планов действий, обеспечивающих достижение установленных целей, и определение необходимых для этого ресурсов.

Наиболее важным среди предшествующих составлению бизнес-плана этапов является выбор сферы предпринимательства и определение ее границ. Проблема рационального выбора осложняется тем, что сфер (или направлений) предпринимательской деятельности довольно много, так же как и критериев оценки их эффективности.

Опыт быстро растущих компаний показывает, что в настоящее время наиболее предпочтительными являются следующие виды бизнеса:

- оказание различных услуг;

- общественное питание;

- торговля потребительскими и продовольственными товарами;

- строительство жилья;

- туризм;

- деятельность, связанная с недвижимостью, и другие.

Бизнес-план - документ перспективный и составлять его рекомен­дуется с прогнозом на несколько лет. Для первого и второго года основ­ные показатели рекомендуется давать в поквартальной разбивке (а при возможности даже в помесячном разрезе, особенно для первого года), и только начиная с третьего года можно ограничиться годовыми показате­лями.

Структура бизнес-плана и его детализация определяются направлен­ностью и масштабом задуманного дела, то есть спецификой объекта, сфе­рой деятельности фирмы, организационным состоянием, размерами пред­полагаемого рынка, наличием конкурентов и перспективами роста.

Однако в большинстве случаев, несмотря на значительные внешние отличия, содержание бизнес-планов и общие требования к их оформле­нию практически совпадают.

Так, при написании бизнес-плана необходимо учитывать следующие требования:

1. Степень детализации должна соответствовать целям плана, но включать ничего лишнего.

2. Для удержания постоянного внимания эксперта план нужно сделать интересным и легко воспринимаемым. Используйте разговорный язык, старайтесь избегать специальной технической терминологии; для технической и дополнительной информации используйте приложения (первоначально они будут лишь поверхностно интересовать не знакомого с техникой финансиста).

3. Как можно чаще используйте заголовки для разделения текста, чтобы он был ясным и легко воспринимаемым.

4. При обосновании прогнозов используйте как можно больше подтверждающих фактов (собственное мнение предпринимателя и его вера не являются доказательством). Прогнозы должны быть реалистичными, а посему не слишком «унылыми» и не слишком амбициозными, более осмотрительными, нежели оптимистичными.

Контрольные вопросы

1. Какова цель написания раздела «Оценка рисков» бизнес-плана предприятия туризма

2. Какие вопросы раскрываются в разделе «Резюме» бизнес-плана предприятия туризма

3. Что такое «Меморандум о конфиденциальности» и зачем он необходим в бизнес-плане

4. Что отражается в разделе «Анализ конкуренции» бизнес-плана предприятия туризма

5. Какую информацию необходимо получить и какие действия необходимо предпринять для подготовки раздела «Анализ конкуренции» бизнес-плана предприятия туризма

6. Какие вопросы освещаются в разделе «Правовое обеспечение» бизнес-плана предприятия туризма

7. Какая работа предшествует написанию раздела «Рынки сбыта» бизнес-плана предприятия туризма

8. Какие вопросы освещаются в разделе «План маркетинга» бизнес-плана предприятия туризма

9. Какие вопросы освещаются в разделе «Организационный план» бизнес-плана предприятия туризма

 


Тестовые задания

1. Определите порядок основных этапов процесса планирования

А) выбор основных путей и средств достижения целей

Б) разработка общих целей

В) контроль за выполнением целей и задач

Г) определение конкретных задач

2. Итог плановой деятельности на предприятии - это:

А) система планов

Б) инвестиционные предложения

В) методика планирования

Г) система менеджмента

3. Определите, какой из этих видов планирования не существует:

А) технико-экономическое

Б) оперативно-производственное

В) оперативно-потребительское

Г) стратегическое

4. Определите, какого из этих принципов планирования не существует:

А) принцип точности

Б) принцип гибкости

В) принцип визуальности

Г) принцип равнонапряженности

5. Принцип единства планов предусматривает:

А) повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности

Б) разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия

В) возможность корректировки установленных показателей

Г) постепенный переход от стратегических планов к тактическим

6. Точка безубыточности характеризует:

А) такое состояние фирмы, когда разность между доходами и расходами равна нулю

Б) систему экономических показателей фирмы за год

В) уровень постоянных издержек фирмы

Г) удельные переменные издержки

7. Какой вопрос не раскрывается в бизнес-плане:

А) как ликвидировать существующее производство

Б) каковы издержки на организацию производства

В) каковы будут показатели эффективности производства

Г) какой вид продукции выбрать для выхода на рынок

8. Тактическое планирование – это:

А) принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы предприятия для достижения стратегических целей

Б) совокупность главных целей фирмы и основных способов достижения этих целей

В) определение главных компонентов организационной среды

Г) установление фирмой желаемых направлений и ориентиров своей деятельности

9. Долгосрочное планирование охватывает:

А) 1-3 года

Б) 20-30 лет

В) 3-4 года

Г) 5-10 лет

10. Раздел «Резюме» бизнес-плана пишется:

А) после написания раздела «План производства»

Б) до написания всего бизнес-плана

В) после написания всего бизнес-плана

Г) до написания раздела «Финансовый план»

11. Объем бизнес-плана должен составлять:

А) 30-40 страниц

Б) 180-200 страниц

В) в зависимости от конкретного предприятия и ситуации

Г) 500 страниц

12. В разделе «План производства» описывается:

А) система производственных потоков на предприятии

Б) организационная структура и система набора персонала

В) сегмент рынка, на который ориентируется предприятие

Г) финансовое обеспечение деятельности фирмы

13. Стратегия дифференциации означает:

А) сосредоточение внимания на одном из сегментов рынка

Б) отказ от производства нерентабельных продуктов

В) создание продукта или услуги с уникальными свойствами

Г) создание торговой марки

14. Стратегия роста означает:

А) сосредоточение на существующих направлениях бизнеса и поддержка их

Б) отказ от производства нерентабельных продуктов

В) увеличение организации, часто через захват новых рынков

Г) сосредоточение внимания на одном из сегментов рынка

15. Стратегия НИОКР относится к:

А) конкурентным стратегиям

Б) функциональным стратегиям

В) общим стратегиям

Г) стратегиям стабильности

16. В процессе постановки целей для всех уровней управления необходимо учитывать, что они должны быть:

А) публично объявлены

Б) измеримы

В) достижимы

Г) определены во времени

17. SWOT-анализ используется в разделе бизнес-плана:

А) план маркетинга

Б) анализ конкуренции

В) оценка рисков

Г) финансовый план

18. Различают следующие методы внутрифирменного планирования:

А) экспериментальные

Б) нормативные

В) инженерно-экономические

Г) инженерно-статистические

19. Какие три этапа заключает в себе процесс формирования стратегии:

А) формирование общей стратегии организации

Б) формирование конкурентной стратегии

В) определение функциональных стратегий фирмы

Г) определение прав и обязанностей исполнителей

20. Какой подраздел не включается в план маркетинга в бизнес-плане:

А) организационная структура управления

Б) методы стимулирования продаж

В) ценообразование

Г) схема распространения товаров и услуг

21. Определите порядок действий при оценке риска в бизнес-плане и расположите их в правильной последовательности:

А) проранжировать риски по вероятности их проявления

Б) выявить полный перечень возможных рисков

В) отбросить все риски, вероятность проявления которых ниже определенного уровня

Г) определить вероятность их проявления

Д) оценить ожидаемый размер убытков при осуществлении рисков

Е) определить зону допустимого, критического и катастрофического риска

Ж) установить приемлемый уровень риска

22. При написании какого раздела бизнес-плана может использоваться Матрица «Бостонской консалтинговой группы» («Бостонская матрица»):

А) организационный план

Б) рынки сбыта продукции (услуг)

В) резюме

Г) финансовый план

23. После написания бизнес-плана его рекомендуется представить:

А) кредитору

Б) инвестору

В) банку

Г) независимому эксперту

24. Выберите верное утверждение:

А) в бизнес-плане нельзя пренебрегать орфографией и пунктуацией

Б) желательно максимальное использование технических и специальных терминов

В) в бизнес-плане недопустимы приложения

Г) объем бизнес-плана не должен превышать 100 страниц

25. Какого раздела не существует в практике написания бизнес-плана:

А) правовое обеспечение деятельности фирмы

Б) характеристика потенциального инвестора

В) виды товаров и услуг

Г) конкуренция на рынках сбыта

26. Какова правильная последовательность действий при организации плановой деятельности на предприятии:

А) анализ внешней и внутренней среды – разработка тактики – разработка стратегии – контроль результатов

Б) анализ внешней и внутренней среды - контроль результатов - разработка тактики – разработка стратегии

В) разработка стратегии - разработка тактики – анализ внешней и внутренней среды – контроль результатов

Г) анализ внешней и внутренней среды – разработка стратегии – разработка тактики - контроль результатов

27. Потребность в бизнес-плане возникает при решении таких задач, как:

А) подготовка заявки на получение кредита

Б) открытие нового дела

В) построение новой организационной структуры предприятия

Г) выбор новых видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций

28. Цель разработки бизнес-плана:

А) Спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший период в соответствии с потребностями рынка

Б) Спрогнозировать и спланировать деятельность фирмы на ближайший период и перспективу, исходя из потребностей рынка и возможностей фирмы по их удовлетворению

В) Спрогнозировать деятельность фирмы на перспективу

Г) Спланировать деятельность фирмы исходя из возможностей фирмы по получению ресурсов

29. Бизнес-план может быть составлен:

А) Самостоятельно инициаторами проекта

Б) Инициаторами проекта при консультациях эксперта

В) Потенциальным инвестором

Г) Потенциальным партнером

Д) Специализированной консультационной фирмой

30. В разработке бизнес-плана обязательно должен принимать участие:

А) Бухгалтер предприятия

Б) Руководитель предприятия

В) Инвестор

Г) Партнер

31. Бизнес-план выполняет следующие функции:

А) Оценка возможностей развития фирмы

Б) Привлечение потенциальных сотрудников

В) Привлечение партнеров и инвесторов

Г) Разработка стратегии бизнеса

32. На титульном листе бизнес-плана должна содержаться следующая информация:

А) Кем составлен документ

Б) Название бизнес-плана

В) Когда составлен документ

Г) Для кого составлен документ

Д) Месторасположение фирмы

33. Миссия фирмы формулируется в разделе бизнес-плана:

А) Анализ конкурентов

Б) Резюме

В) Описание товаров и услуг

Г) Описание рынков сбыта

Д) Маркетинговый план

34. Определение доли рынка фирмы приводится в разделе:

А) Финансовый план

Б) Анализ конкурентов

В) Резюме

Г) Виды товаров и услуг

35. В оперативном планировании, в зависимости от разрабатываемых показателей применяются следующие методы:

А) Объемный

Б) Календарный

В) Инженерно-экономический

Г) Объемно-календарный

Д) Объемно-динамический

36. Метод оперативного планирования, применяемый для планирования конкретных временных сроков запуска и выпуска продукции, нормативов длительности производственного цикла и опережений производства отдельных работ относительно выпуска головных продуктов, это:

А) Объемный

Б) Календарный

В) Объемно-календарный

Г) Объемно-динамический

37. По классификации Р.Акоффа выделяются следующие виды планирования:

А) Реактивное

Б) Суперактивное

В) Неактивное

Г) Преактивное

Д) Интерактивное

38. Термин «стратегия» в переводе с греческого означает:

А) Маневрирование силами

Б) Расположение войск

В) Искусство генерала

Г) Распределение ресурсов

39. Термин «тактика» в переводе с греческого означает:

А) Маневрирование силами

Б) Распределение ресурсов

В) Направление движения

Г) Искусство генерала

40. Данные какого раздела бизнес-плана приводятся на 2-4 года вперед:

А) План маркетинга

Б) План производства

В) Виды товаров и услуг

Г) Финансовый план

41. В разделе «Организационный план» отражается:

А) Схема производственных потоков

Б) Организационно-правовая форма предприятия

В) Сведения о персонале предприятия

Г) Состав подразделений фирмы и их функции

42. В практике написания бизнес-плане не существует раздела:

А) Заключение

Б) Меморандум о конфиденциальности

В) Оценка риска

Г) Анализ положения дел в отрасли

Д) Правовое обеспечение деятельности

43. Определение планирования: «Организация будущего для достижения определенных будущих целей и задач» дал:

А) Р.Акофф

Б) А.Маслоу

В) И.Ансофф

Г) Э.Инскип

44. Предвидимая и подготовленная на известный период программа (прогноз) социально-экономического развития предприятия и всех его подразделений – это:

А) Тактика

Б) План

В) Стратегия

Г) Бизнес-план

Д) Проект

45. Возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия – это принцип:

А) Непрерывности

Б) Гибкости

В) Точности

Г) Необходимости

46. Определите последовательность действий при подготовке бизнес-плана:

А) Установление общей структуры

Б) Написание

В) Определение целевых читателей

Г) Сбор информации

Д) Прочтение незаинтересованным авторитетным лицом

Е) Определение целей разработки

Ж) Определение источников информации

47. Внутрифирменное планирование в условиях рыночной экономики – это процесс … творческой деятельности

А) активной

Б) стратегической

В) непрерывной

Г) тактической

48. Внутрифирменное планирование в условиях рыночной экономики – это … система свободного выбора основных видов продукции и услуг предприятия, важнейших экономических и социальных целей его перспективного развития

А) научно обоснованная

Б) комплексная

В) прогнозируемая

Г) формальная

49. Внутрифирменное планирование прежде всего позволяет каждому предприятию:

А) распределять время выпуска продукции

Б) определять плановую численность персонала

В) формулировать стратегию ценообразования

Г) планировать и соизмерять свои затраты и результаты

50. В основе плановой деятельности лежит положение об:

А) ограниченности производственных ресурсов

Б) ограниченности временных перспектив развития

В) оптимальности нормативов выпуска продукции

Г) обоснованности нормативов использования производственных ресурсов

51. Определение желаемого состояния планируемого объекта или системы выражается в:

А) количественных показателях

Б) качественных показателей

В) количественных или качественных показателях

Г) нормативах расхода ресурсов

52. Желаемое состояние планируемого объекта или системы определяется на основе:

А) анализа фактических или исходных данных

Б) анализа внешней среды

В) анализа стратегического плана

Г) анализа деятельности аналогичных предприятий

53. Сложность планирования состоит в том, что:

А) некоторые микроэкономические процессы не поддаются точному планированию

Б) некоторые макроэкономические процессы не поддаются точному планированию

В) некоторые цели не могут быть сформулированы

Г) некоторые планы не согласуются между собой

54. Бизнес-планирование относится к классификации планов по:

А) степени точности

Б) содержанию

В) уровню управления

Г) методам обоснования

Д) времени действия

Е) стадиям разработки

55. Сделать возможным постоянный контроль, анализ и модификацию планов позволяет принцип:

А) единства

Б) гибкости

В) необходимости

Г) точности

Д) непрерывности

56. Постепенный переход от стратегических планов к тактическим, а также взаимодействие между краткосрочными и долгосрочными планами означает принцип:

А) непрерывности

Б) единства

В) гибкости

Г) точности

Д) необходимости

57. Основной вопрос стратегического планирования – это:

А) как провести анализ внешней и внутренней среды

Б) как обосновать плановые показатели

В) как предприятию достичь планируемого состояния

Г) чего хочет добиться предприятие

58. Реальные показатели функционирования предприятия являются результатом:

А) контроля результатов планирования

Б) процесса составления планов

В) деятельности по осуществлению плановых решений

Г) бизнес-планирования

60. Процесс планирования в целом представляет собой:

А) замкнутый цикл с прямой связью

Б) замкнутый цикл с прямой и обратной связью

В) незамкнутый цикл с прямой связью

Г) незамкнутый цикл с прямой и обратной связью


Заключение

В условиях проведения крупных продолжительных взаимосвязанных бизнес-операций, а тем более при осуществлении масштабных хозяйственных бизнес-проектов, предполагающих получение прибыли в значительных объемах, предварительная разработка плана, программы действий становится обязательным условием обоснования замысла и подтверждения уверенности в получении желаемого результата.

В практике планирование, как важнейшая функция управления, выступает в форме творческой деятельности людей по обоснованию предстоящих действий и определению наиболее эффективных способов достижения поставленных целей в сфере бизнеса. В отличие от импровизации и спонтанного поведения. планирование предполагает тщательную подготовку принимаемых решений путем всесторонней оценки различных вариантов действий в прогнозируемых условиях и ограничениях. Сам процесс планирования состоит из поиска, анализа, синтеза, сравнения и выбора.

В технологическом отношении планирование, как процесс научной и практической деятельности выступает в виде последовательности взаимосвязанных действий и проходит в несколько этапов:

· определение целей планирования - желаемого состояния предприятия и его положения на рынке;

· анализ проблем фактического исходного положения дел по окончании планового периода;

· поиск альтернатив выявление возможных вариантов развития по различным сценариям;

· определение потребности в ресурсах и способов достижения поставленных целей, объемов производства и др.;

· оценка - проведение оптимизационных расчетов и обоснование экономических показателей;

· оформление плана в виде единого документа.

При организации разработки бизнес-плана предварительно определяют:

· - объекты планирования - предприятие в целом, структурные подразделения или отдельные направления деятельности, определение общих целей, потенциала, программ и действий,

· - разработчиков плана - ответственные работники фирмы, специальные функциональные службы, внешние консультанты или определенная их комбинация,

· - средства планирования — калькуляторы, компьютерная техника и ее программное обеспечение,

· - порядок составления планов: одновременная разработка всех частных планов в единой модели или последовательное согласование (координация) частных планов и их объединение в общий проект,

· - методы планирования - обычные традиционные приемы (таблицы, графики т.п.) и современные компьютерные специальные программы.

В связи с тем, что планирование представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение как конкретного направления деятельности предприятия (продукта или услуги) на определенном рынке в сложившихся организационно-экономических условиях, так и в целом деятельность предприятия он опирается на:

· конкретный проект производства определенного товара (услуг) – создание нового типа изделий или оказание новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.);

· оптимальное решение производства существующего товара (услуг);

· всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности, целью которого является выделение его слабых и сильных сторон, специфики и отличий от других аналогичных предприятий;

· изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.

Результатом данной дисциплины для студента должно явиться:

· формирование теоретической базы методологии и методики планирования деятельности предприятия и его развития;

· возможность применения на практике в существующих экономических условиях технико-экономических расчетов и обоснования альтернативных вариантов деятельности предприятия в качестве основы для принятия управленческого решения;

· приобретение теоретических знаний и практических навыков планирования и бизнес-планирования в условиях рынка туристских услуг.

По итогам изучения дисциплины экономист-менеджер должен:

· сформировать понятийный аппарат планирования как функции менеджмента;

· определить структуру и многообразие организационно-экономических процессов на предприятии и необходимость их планирования, как по звеньям, так и в целом;

· выявить закономерности планирования на предприятии в условиях рыночной экономики;

· сформулировать принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений на предприятиях с учетом отраслевого подхода;

· изучить отечественный и зарубежный опыт в области планирования;

· определить отраслевые особенности планирования на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства;

· изучить особенности и основные принципы бизнес-планирования на предприятии с учетом отраслевых особенностей.

 


Список литературы

Основная литература

1. Богданов Е.И., Кострюкова О.Н., Орловская В.П., Фенин П.М. Планирование на предприятии туризма. Учебное пособие для вузов. - СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2003. – 288 с.

2. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 400 с.

3. Бухалков М.И. Планирование на предприятии: Учебник.- 3-е изд..- М.: ИНФРА-М, 2007.- 416 с.

4. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебник.- 5-е изд., стер.- Минск: Новое знание, 2005.- 408 с.

5. Любанова Т.П. Стратегическое планирование на предприятии: Учебное пособие/ Т.П. Любанова, Л.В. Мясоедова, Ю.А. Олейникова.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.; Ростов-на-Дону: МарТ, 2005.- 393 с.

6. Стратегическое планирование. Учебник /Под ред. Уткина Э.А. М.: Ассоциация авторов и издателей “ТАНДЕМ” Издательство ЭКМОС, 1999. - 440 с.

Дополнительная литература

1. Буров В.П., Ломакин А.Л., Морошкин В.А. Бизнес-план фирмы: Теория и практика. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство «ЭКМОС», 2000.-176 с.

2. Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса: учебное пособие. - М.: Ось-89, 1999. - 192 с.

3. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 496 с.

4. Папирян Г.А. Маркетинг в туризме. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 157 с.

5. Пелих А.С. Бизнес-План. - М.: Издательство «Ось-89», 2000. - 96 с.

6. Уокер Джон Р. Введение в гостеприимство.- М.: “Юнити”, 1999.- 463 с.

7. Уткин Э.А., Кочеткова А. И. Бизнес-план. Как развернуть собственное дело. - М.: Ассо­циация авторов и издателей "ТАНДЕМ". Издательство ЭКМОС, 1999. - 176с.

 


Терминологический словарь

Анализ - метод научного исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. В экономике анализ применяется с целью выявления сущности, закономерностей, тенденций экономических и социальных процессов, хозяйственной деятельности на всех уровнях (в стране, отрасли, регионе, на предприятии, в частном бизнесе, семье) и в разных сферах экономики (производственная, социальная). Анализ служит исходной отправной точкой прогнозирования, планирования, управления экономическими объектами и протекающими в них процессами. Экономический анализ призван обосновывать с научных позиций решения и действия в области экономики, социально-экономическую политику, способствовать

Анализ конкурентов - идентификация главных конкурентов, оценка их целей и стратегий, сильных и слабых сторон, стереотипов поведения на рынке и т.п.

Анализ рынка - изучение рынка товаров и услуг, спроса и предложения, поведения потребителей, рыночной конъюнктуры, динамики цен с целью лучшего продвижения своих товаров на рынке.

Анализ хозяйственной деятельности - одна из ветвей экономического анализа, связанная с изучением производственной, финансовой, торговой деятельности предприятий, фирм, домашних хозяйств. Такой анализ направлен на выявление величины и изменения во времени экономических показателей, характеризующих производство, обращение, потребление продукции, товаров, услуг, эффективность использования ресурсов, качество производимого продукта. В ходе анализа выявляются причины и возможные последствия наблюдаемых, изучаемых факторов.

Бизнес - конкретный продукт отраслевой ассортиментной группы, выпускаемый компанией для конкретного рыночного сегмента.

Бизнес-план - план производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия в рыночных условиях.

Бизнес-портфель - совокупность стратегических бизнес-групп или отдельных бизнесов, реализуемых компанией.

Бухгалтерский баланс - документ бухгалтерского учета, представляющий совокупность показателей, обрисовывающих картину финансового и хозяйственного состояния фирмы на определенную дату, чаще всего - на конец или начало календарного периода. Баланс состоит из двух частей (таблиц). Активы баланса отражают состав и размещение хозяйственных средств фирмы, а пассивы баланса - источники образования этих средств и их размещение. Актив баланса в сумме равен его пассиву

Бюджет маркетинга - раздел плана маркетинга, отражающий проектируемые величины доходов, затрат и прибыли.

Бюджет рекламной компании - общая сумма затрат на подготовку, проведение и анализ рекламной компании за определенный период

Видение - набор сфер деятельности (бизнес-групп), которые компания намерена реализовывать в стратегически обозримой перспективе.

Внешняя среда организации - совокупность всех элементов, которые существуют вне границ организации и оказывают (либо потенциально способны оказать) воздействие на организацию или ее часть.

Внутренняя среда организации - совокупность элементов, которые существуют в рамках организации, как единой системы. К таким элементам в первую очередь относятся: технологии, ресурсы, а также собственники, менеджеры и персонал компании.

Вторичная информация - данные, собранные ранее из внешних и внутренних источников для целей, отличных от целей данного маркетингового исследования

Выборка - статистический термин, обозначающий в маркетинговых и рекламных исследованиях группу людей или сегмент населения, которые призваны олицетворять собой генеральную совокупность, т.е. тип потребителей или населения.

Глобальная среда (макроокружение) — включает в себя те сектора, которые могут и не оказывать прямого воздействия на повседневные операции фирмы, но влияют на нее косвенным образом: экономика, социальная сфера, политика, технологическая сфера.

Деловое кредо - представляет собой основополагающую концепцию деятельности компании, раскрывающую принципы и идеалы взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами - участниками внешней среды (в первую очередь, с клиентами) и внутренними субъектами деятельности (собственники, менеджеры, персонал).

Дерево целей - структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей экономической системы. Упорядочивающий инструмент (подобный организационной схеме компании), используемый для формирования элементов общей целевой программы развития компании (главных или генеральных целей) и соотнесения со специфическими целями различных уровней и областей деятельности.

Долгосрочные планы (long-term plans) - планы, рассчитанные на три года и больше. В результате резкого повышения степени неопределенности внешней среды, в ко­торой работают современные компании, понятие долгосрочности сильно изменилось.

Доля рынка - о тношение объема продаж продукта организации к суммарному объему продаж продуктов данного типа всех организаций, действующих на данном рынке.

Емкость рынка - суммарный объем продукта, который может быть куплен определенной группой потребителей, определенной географической зоны, в течении определенного периода, в определенных условиях внешней среды маркетинга, при определенном уровне использования элементов маркетинга организациями отрасли.

Жизненный цикл товара - в ремя с момента первоначального появления продукта на рынке до прекращения его реализации на данном рынке

Календарное планирование (Advanced Scheduling (AS) играет важную роль, так как позволяет осуществлять расчет времени, необходимого для изготовления готовой продукции по имеющимся заказам исходя из доступности сырья, материалов закупаемых на стороне и объектов незавершенного производства.

Конкретные планы (specific plans) - планы, которые составляются предельно точно и детально, содержат четко определенные цели, и не оставляют возмож­ности для ошибочной интерпре­тации в будущем.

Конкурентные бизнес-стратегии - о пределяют характеристики конкурентного преимущества, которое компания хочет достичь, и характеристики рынка, на котором позиционируются эти конкурентные преимущества.

Конкурентные свойства продукции - п редпочтительные свойства продукции компании с точки зрения потребителя, достигаемые за счет предложения товаров или услуг, обладающих дополнительной потребительской ценностью (относительно продукции конкурентов), в том числе за счет осуществления продаж по более низкой цене.

Конкурентоспособность товара - к омплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик товара, определяющих его успех на рынке. Конкурентоспособность товара можно определить только в сравнении с товарами-аналогами.

Конкуренция - состязательность на рынке.

Конъюнктура рынка - о пределение соотношения между спросом и предложением как по отдельным товарам и их группам, так и по товарно-денежной массе в целом.

Корпоративные стратегии - с тратегии, определяющие развитие корпорации в целом, как совокупности взаимосвязанных бизнесов (или бизнес-групп).

Краткосрочные планы (short-term plans) - планы, рассчитанные на период не больше одного года.

Матрица Портера - матрица, определяющая четыре основные альтернативные конкурентные стратегии.

Миссия - цель, вызывающая у членов организации состояние - устремленности к чему-то. Формулирование миссии дает ответ на вопрос: почему организация (или человек) делает то, что делает? Это нечто большее, чем определение роли организации. Миссия информирует членов организации, что ожидает общество от организации и что организация ожидает от своих членов.

Миссия организации - документ, отражающий основные позиции базовой концепции деятельности компании (видение и деловое кредо), который призван обеспечить реалистичный и благоприятный образ фирмы, как во внешнем окружении, так и у внутренних субъектов организационной деятельности (собственников, менеджеров, персонала).

Модели стратегического позиционирования - м етодический инструментарий, позволяющий определить место организации (или отдельного направления ее деятельности) в бизнес-пространстве, причем как в настоящее время, так и в будущем (спрогнозировать желаемое состояние и выявить направления дальнейшего развития).

Модель «доля на рынке - темпы роста рынка» (Матрица Бостонской консалтинговой группы - ВСG) – положение организации позиционируется относительно всех остальных организаций-конкурентов, уже функционирующих на определенном рынке.

Модель «привлекательность рынка – конкурентоспособность компании» (модели GE/McKinsey, Shell/DPM) – положение организации позиционируется путем относительной оценки ее сильных сторон на рынке (в отрасли) в сочетании с относительной перспективности самого рынка (отрасли). Позволяет определить конкурентность различных бизнесов компании на рынках разной степени привлекательности.

Модель «стадия эволюции рынка (жизненный цикл товара) – конкурентное положение компании» (модель Хоффера-Шендлера, ADL) – положение организации определяется в результате оценки ее позиций относительно конкурентов в зависимости от стадии эволюции рынка (или стадия жизненного цикла товара). Позволяет определить место различных бизнесов компании на растущих, стабильных и стагнирующих рынках.

Общие планы (directional plans)- определяют основные руководящие принципы, указывают общую ориентацию, но не ограничивают менеджеров, назначая точные це­ли или направления действий.

Одноразовые планы (single-use plans)— это планы однократного использования, которые составляются для работы в уникальных ситуациях и являются реакцией на непрограммируемые решения, принятые менеджерами.

Оперативное планирование - текущее производственно-финансовое и исполнительское планирование на короткие отрезки времени, ориентированное на дополнение, детализацию, внесение корректив в намеченные ранее планы и графики работ

Операционные планы - предполагают существование целей, содержат детальное описание способов достижения общих целей организации.

Планирование (planning) - Процесс, который включает опреде­ление целей или задач организа­ции, установление общей страте­гии для достижения этих целей и разработку всеобъемлющей ие­рархической структуры планов для объединения и координации всей деятельности компании. Планирование связано как с определением целей (что долж­но быть сделано), так и способов их достижения (как это должно быть сделано).

Процесс планирования - определение задач или целей организации, уста­новление общей стратегии для достижения этих целей и разработку всеобъемлющей иерархической структуры планов для объединения и координации всей деятельности компании.

Постоянные планы (standing plans) - выполняются многократно и обеспечивают действия, постоянно происходящие в организации, это реакция на запрограммированные решения менеджеров, они включают политику, правила и процедуры

Разработка концепции бизнеса - это первичное представление (презентация) заинтересованным сторонам (потенциальным инвесторам, партнерам, учредителям и т.д.) предполагаемого к реализации проекта, либо стратегии развития компании.

Расширенное планирование (Advanced Planning (AP) играет важную роль, так как позволяет рассчитывать точный объем сырья, материалов закупаемых на стороне и незавершенной продукции для дальнейшего производства необходимого количества готовых продуктов по полученным заказам. Это дает возможность гарантировать, что производитель осуществляет закупку только необходимого количества материалов, а затем запустит в производство только необходимое количество незавершенной продукции и получит, соответственно, только необходимое количество готовой продукции.

Рыночная среда (микроокружение) — включает в себя сектора, с которыми организация взаимодействует непосредственно в рамках своей отраслевой деятельности: покупатели, конкуренты, поставщики, партнеры.

Сбалансированная система целей (Balanced ScoreCard) - сбалансированная система целей и показателей, которая позволяет контролировать стратегическое развитие бизнеса. Наличие такой сбалансированной системы показателей позволяет перейти от качественного описания целей предприятия через идеальный образ желательного будущего результата предпринимательской деятельности к операциональному.

SWOT-анализ - базовая техника систематизации и качественного анализа информации для выработки стратегии, путем сопоставления сильных и слабых сторон организации с возможностями и угрозами, существующими во внешней среде.
SWOT — это аббревиатура из английских слов:

strengths — силы;

weaknesses — слабости;

opportunities — возможности;

threats — угрозы.

Сегментация рынка - разделение рынка на отдельные части (сегменты) по признаку вида продаваемого товара, территориального расположения, типа наиболее представленных на данной части рынка покупателей, по социальным признакам. Выделяют сегментирование рынка по географическому типу, когда в основу заложены географические факторы; сегментирование по демографическому принципу, в основе которого лежат демографические признаки; сегментирование рынка по поведенческому принципу, исходя из поведенческих особенностей покупателей.

Ситуативные факторы - факторы, влияющие на процесс и принципы планирования: уровень менеджера в организации, степень неопределенности внешней сре­ды и продолжительность будущих обязательств.

Стратегические цели - о тражают в количественных показателях желаемое состояние, которое необходимо достичь в ходе использования потенциала организации к определенному сроку.

Стратегический анализ - методичные систематизированные действия по следующему управленческому циклу: сбор и обработка информации, выявление особенностей, закономерностей, тенденций и возможностей развития.

Стратегическое планирование - система внутрифирменного планирования и управления на базе концепции, определяющей общие цели фирмы, приоритеты в распределении ресурсов, главные направления развития инвестиционной деятельности.

Стратегия - спланированная система действий, направленная на то, чтобы достигнуть установленных целей путем координации и сбалансированного распределения ресурсов компании. В процессе реализации стратегия должна корректироваться в соответствии с изменяющимися рыночными условиями. По уровню иерархии выделяют корпоративные стратегии, стратегии бизнес-направления (бизнес-стратегии), функциональные и операционные стратегии.

Стратегические планы - планы, которые используются для всей организации, основаны на самых общих целях организации и в значительно меньшей мере затрагивают конкретные виды ее деятельности, включают формулировку целей.

Технико-экономическое обоснование или ТЭО - анализ, расчет, оценка экономической целесообразности осуществления предлагаемого проекта строительства, сооружения предприятия, создания нового технического объекта, модернизации и реконструкции существующих объектов. ТЭО основано на сопоставительной оценке затрат и результатов, установлении эффективности использования, срока окупаемости вложений.

Типы планов -классификацияорганизационных планов по широте охвата (стратегические и операционные), временным рамкам (краткосрочные и долгосроч­ные); характеру (общие и конкретные) и по количеству использования (одноразовые и постоянные). Все элементы этой классификации взаимозависимы.

Устойчивые факторы обеспечения конкурентного преимущества - ф акторы, которые сами по себе не являются уникальными, но традиционно (во взаимосвязи со стержневыми компетенциями) обеспечивают компании дополнительные преимущества в конкурентной борьбе.

Целевой рынок -часть доступного рынка, на которой организация концентрирует свои усилия.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конспект лекции | Тема 5. Организация внутрифирменного планирования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.284 сек.