Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контрольные испытания для проверки физической подготовленности




В целях контроля за результативностью педагогического процесса проводится проверка физической подготовленности. Контрольные испытания позволяют выявить уровень развития отдельных физических качеств, сравнить этот уро­вень с нормативными показателями и на этой основе соста­вить обоснованные планы направленного развития физичес­ких качеств студентов.

В практике физического воспитания в учебных заведениях используются следующие консервативные тесты:

• бег на 100 м;

• прыжок в длину с места;

• подтягивание в висе (юноши);

• бег 500 м (девушки) и 1000 м (юноши);

• бег на 2000 м для девушек и на 3000 м для юношей;

• поднимание туловища из положения “лежа на спине руки за головой” для девушек и др.

Для того, чтобы полученные при тестировании показате­ли были достоверны, повторные испытания должны прово­диться в аналогичной обстановке, в одно и то же время суток, по одинаковой методике. Желательно, чтобы характер пред­шествующей двигательной активности студентов в дни тести­рования не имел существенных отличий. Вначале проводятся испытания в беге на 100 м, затем - в прыжках, подтягивании и в беге на выносливость. В начале учебного года тесты прово­дятся контрольные тесты, в конце - фиксирующие изменения за прошедший учебный год.

Оценка результатов тестирования. Для комплексной оценки физической подготовленности занимающихся целесообразно при постоянном количестве тестов оценивать изменения по каж­дому тесту, характеризующему отдельные стороны подготов­ленности, и по сумме баллов, определяющей уровень подго­товленности в целом.

 

Таблица 5

Тесты и контрольные нормативы, установленные для студентов Гродненского государственного университета имени Янки Купалы

Тесты Пол Оценка
                 
Бег 100 м, с Д 15,5 16,5 17,4 18,0 19,0
    М 13,0 13,5 14,0 14,3 14,7
Бег 2000 м, мин д 10,00,0 10,30,0 11,00,0 11,30,0 12,10,0
Бег 3000 м, мин М 12,00,0 12,30,0 13,15,0 13,40,0 14,10,0
Прыжок в длину с места, см д          
    м          
Поднимание туловища из положения “лежа на спине руки за головой”, раз /мин д          
Поднимание ног в висе до касания перекладины, раз м          
Подтягивание в висе лежа (высота перекладины 110 см), раз Д          
Подтягивание на перекладине, раз м          
Сумма баллов по пяти тестам д          
    м          

В последнее время во многих учебных заведениях, согласно собственных разработанных программ по физическому воспитанию используется, внедряется система индивидуального тестирования (без оглядки на усредненные показатели таблиц, кстати, которые не изменялись уже достаточное количество лет) по стандартным тестам или по тестам, разработанным с учетом специфики занятий, т.е. по направлениям физического воспитания (силовая подготовка в тренажерном зале, шейпиг и т.д.).

6. Основы спорта и спортивной деятельности: понятия, классификации, общие закономерности, перспективы и проблемы развития.

Спорт (от sport — игра, развлечение) — игровая, соревно­вательная деятельность, основанная на применении физических упражнений.

Термин «спорт» неоднозначен и применяется как в узком, так и в широком смысле.

Спорт (в узком смысле) — это деятельность в виде состя­заний, непосредственно направленных на демонстрацию дости­жений в ней, способ выявления, сравнения и оценки опреде­ленных человеческих возможностей. Такая деятельность характеризуется следующими признаками:

а) унификацией состава действий, условий их выполнения и способов оценки достижений, что закрепляется правилами соревнований;

б) регламентацией поведения соревнующихся по принци­пам неантагонистической конкуренции, имеющим гуманную основу, что закрепляется официальными и неофициальными нормами этики (например, в виде положений Олимпийской хартии);

в) организацией деятельности на основе системы соревно­ваний с последовательным возрастанием уровня конкуренции и требований к достижениям.

Спорт (в широком смысле) — это собственно соревнова­тельная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические человеческие отношения и поведенческие нор­мы, складывающиеся на основе этой деятельности.

Спорт высших достижений – часть спорта, направленная на достижение спортсменами высоких спортивных результатов на официальных всероссийских спортивных соревнованиях и официальных международных спортивных соревнованиях, она включает этапы спортивного высшего спортивного мастерства и спортивного долголетия.

Массовый спорт – часть спорта, которая включает в себя начальные этапы многолетней спортивной подготовки, этапы спортивного совершенствования.

Трудно определить четкую границу между массовым спортом и спортом высших достижений, который еще называется большим. В каждом виде спорта может быть своя условная граница (разряд, спортивное звание, спортивный результат, участие в соревнованиях определенного уровня и т.д.).

Профессиональный спорт – часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение и (или) заработную плату.

Любительский спорт – спортивная деятельность людей, которая не является их профессиональной деятельностью и основным источником дохода, т.е. такая деятельность представляется как некое хобби.

Не стоит отождествлять любительский и массовый спорт, а также профессиональный и спорт высших достижений. Данные категории совершенно иного порядка и смысла. Достаточно вспомнить, что в свое время (вплоть до 1988 года) на олимпийские игры допускались только спортсмены-любители (и это закреплялось олимпийской хартией). А представитель так называемого любительского спорта мог оказаться сильнее представителя профессионального спорта (примеров множество – хоккей, баскетбол, индивидуальные виды спорта). То есть любительский и профессиональный спорт разделяются только получением или неполучением дохода спортсменом от своей деятельности.

В зависимости от особенностей предмета соревнователь­ной деятельности выделяют различные виды спорта.

Вид спорта — это вид собственно соревновательной дея­тельности, отличающийся предметом состязания, обусловлен­ным составом действий и способом ведения спортивной борьбы (спортивной техникой и тактикой), регламентом состязания и критерием достижений.

Вид спорта – часть спорта, которая признана в соответствии с требованиями Федерального закона о ФК обособленной сферой общественных отношений, имеющей соответствующие правила, утвержденные в установленном настоящим Федеральным законом порядке, среду занятий, используемый спортивный инвентарь (без учета защитных средств) и оборудование.

Военно-прикладные и служебно-прикладные виды спорта – виды спорта, основой которых являются специальные действия (в том числе приемы), связанные с выполнением военнослужащими и сотрудниками некоторых федеральных органов исполнительной власти (далее - лица, проходящие специальную службу) своих служебных обязанностей, и которые развиваются в рамках деятельности одного или нескольких федеральных органов исполнительной власти.

Видом спорта часто называют определенную группу сорев­новательных дисциплин, рассматриваемых по традиции совме­стно, что не соответствует определению этого понятия. Например, видом спорта называют легкую атлетику, имея в виду разные виды спорта, объединенные общим местом прове­дения соревнований.

Теория спорта — это система достоверных научных зна­ний об основных закономерностях спортивной деятельности.

Спортивный результат — количественный или качествен­ный уровень показателей в спорте.

Для всех видов спорта общим положением является дости­жение результата в условиях соревнований при соблюдении соответствующих правил.

Спортивное достижение — показатель спортивного мастер­ства и способностей спортсмена, выраженный в конкретном результате.

Спортивное движение — это специфическая форма социаль­ного движения, исторически обусловленный процесс создания, развития, сохранения, обмена и потребления ценностей спорта.

Значимость спорта как средства удовлетворения различных потребностей людей в настоящее время заметно возросла. В спортивном движении выделились два основных направления о которых говорилось выше: массовый (ординарный) спорт и спорт выс­ших достижений (большой спорт). Название первого направ­ления (и соответствующего раздела) спортивного движения ука­зывает на то, что в него вовлечена масса людей, занимающихся спортом (массовый спорт), а уровень результатов, достигаемых здесь, относительно невысок, общедоступен (ординарный спорт). Из массового спорта наиболее одаренные и трудолюбивые спорт­смены, получив соответствующую подготовку, переходят в большой спорт. Таким образом, восхождение спортсменов по ступе­ням спортивного мастерства базируется на массовом спорте, и чем больше людей будут в него вовлечены, тем больше шансов у высокопрофессиональных тренеров найти таланты и помочь им выйти на уровень выдающихся достижений.

Занимаясь спортом, люди преследуют различные цели. В связи с этим как массовый спорт, так и спорт высших достиже­ний имеют свои внутренние подразделения. В мас­совом спорте выделяют два основные типа: базовый спорт в официальной системе образования-воспитания и кондиционно-оптимизирующий спорт (физкультурно-кондиционная тре­нировка, обеспечивающая достижение и сохранение базовой физической подготовленности). Среди модификаций ординар­ного спорта выделяют профессионально-прикладной спорт (прикладная подготовка к профессиональной деятельности, в том числе и к военной), спортив­ную реабилитацию (органическая часть системы подготовки спортсмена, восстановление функциональных и приспособитель­ных возможностей организма после длительных периодов на­пряженных тренировочных и соревновательных нагрузок, осо­бенно при перетренировке и ликвидации последствий травм спортсмена).

Конкретная направленность массового спорта, его содер­жание и способы использования изменяются в зависимости от этапов возрастного развития человека и условий его жизни. В связи с этим в структуре социальной практики спорта различа­ют пролонгированные («пролонгировать» — продлевать действие) варианты основных и модифицированных форм ординарного спорта в жизни различных социальных групп, которые позво­ляют возможно дольше сохранить достигнутый уровень подго­товленности.

До­стижения спортсменов экстра-класса служат эффективным сред­ством пропаганды активных занятий физическим воспитанием и спортом, позволяют вовлечь в спортивную деятельность больше участников, что повышает шансы на выявление среди них та­лантливых спортсменов. Тесная связь между сторонами спортив­ного движения создает предпосылки для более эффективного решения задач, достижения поставленных целей всеми его уча­стниками.

Классификация видов спорта.

Все виды спорта могут быть разделены на группы. Суще­ствуют различные классификации. Они отличаются принципом, лежащим в основе соответствующего разделения. Рассмотрим наиболее известные из них.

Л.П.Матвеев (1977) разделил виды спорта на группы по особенностям предмета состязания и характеру двига­тельной активности соревнующихся.

I группа — виды спорта, представляющие собой высокоак­тивную двигательную деятельность, достижения в которых в решающей степени зависят от собственных двигательных воз­можностей спортсменов (бокс, борьба, гимнастика, плавание, гребля, тяжелая атлетика, спортивные игры и др.).

II группа — виды спорта, операционную основу которых составляют действия спортсменов по управлению внешними «самодвижущимися» средствами передвижения, где спортив­ный результат зависит от эффективности этих средств и от уме­ния рационально ими пользоваться (мотоциклетный, автомо­бильный, парусный, планерный спорт и др.).

III группатехнико-конструкторские виды спорта, в состязаниях по которым сопоставляются в основном результа­ты модельно-конструкторской деятельности спортсменов (авиа­модельный, автомодельный спорт и др.).

IV группастрелковые виды спорта (используется огне­стрельное либо иное стрелковое оружие, в частности, лук), в которых двигательная активность спортсменов жестко лимити­рована условиями поражения цели.

V группаабстрактно-игровые виды спорта, исход со­стязания в которых в решающей мере определяется не двига­тельной активностью спортсмена, а абстрактно-логическим обыгрыванием соперника (разновидности шашечного и шах­матного спорта и др.).

В.С.Келлер (1986) классифицировал виды спорта по спо­собу определения соревновательного результата..

I группа — виды спорта с метрически измеряемыми ре­зультатами (основными единицами физических величин в СИ в области спорта являются единицы длины — метр (м); массы — килограмм (кг); времени — секунда (с)). К этой группе относят­ся плавание, тяжелая атлетика, велосипедный, стрелковый спорт, виды легкой атлетики и др.

II группа — виды спорта, в которых спортивный результат оценивается в баллах в зависимости от красоты, сложности, точности и эффективности выполнения соревновательных про­грамм (спортивная и художественная гимнастика, акробатика, прыжки в воду, фигурное катание на коньках, синхронное пла­вание), а также виды спорта, в которых оценка носит смешан­ный характер (прыжки на лыжах с трамплина и др.).

III группа — спортивные игры и единоборства, т.е. виды спорта, в которых лимитируется время соревновательной борь­бы (футбол, хоккей, баскетбол и др.), конечный результат (во­лейбол, теннис и др.) или характер ведения борьбы, когда побе­да может быть достигнута до истечения обусловленного правилами времени (нокаут в боксе, «чистая» победа в борьбе и др.).

IV группа — комплексные виды спорта, для которых ха­рактерны комплексное взаимодействие и влияние на конечный результат каждого из включенных в комплекс видов деятель­ности (легкоатлетические десятиборье и семиборье, современ­ное пятиборье, биатлон, лыжное двоеборье, горнолыжное двое­борье и др.).

В.С.Фарфель (1969) и Ю.В.Верхошанский (1985) класси­фицировали все виды спорта по особенностям организа­ции движений спортсмена и преимущественно роли тех или иных функциональных систем организма в обеспече­нии их рабочего эффекта.

I группа — ациклические виды спорта, преимущественная роль в которых принадлежит совершенствованию двигательно­ го аппарата в направлении тонкой регуляции движений и спо­собности к выполнению рабочих усилий большой мощности (тя­желая атлетика, легкоатлетические метания и др.).

II группа — циклические (главным образом субмаксималь­ной и умеренной мощности) виды спорта, достижения в которых кислородного обеспечения мышечной работы (бег на средние и длинные дистанции в легкой атлетике и др.).

III группакомбинированные виды спорта (комплекс­ные), для которых характерна высокая вариативность двига­тельных действий в условиях компенсированного утомления и переменной интенсивности работы. Это в основном спортивные игры и единоборства.

Существуют классификации видов спорта и по другим признакам и особенностям: олимпийские и не олимпийские, зимние и летние, циклические и ациклические.

Развитие и популяризация отдельных видов спорта идет неравномерно. Достаточно проследить за включением некоторых видов спорта в олимпийскую программу, количеством стран участниц на международных стартах и т.д.

Развитию спорта способствуют как национальные культурные традиции, так и международная интеграция, создание международных федераций по видам спорта.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 7155; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.