КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Контрольные испытания для проверки физической подготовленности
В целях контроля за результативностью педагогического процесса проводится проверка физической подготовленности. Контрольные испытания позволяют выявить уровень развития отдельных физических качеств, сравнить этот уровень с нормативными показателями и на этой основе составить обоснованные планы направленного развития физических качеств студентов. В практике физического воспитания в учебных заведениях используются следующие консервативные тесты: • бег на 100 м; • прыжок в длину с места; • подтягивание в висе (юноши); • бег 500 м (девушки) и 1000 м (юноши); • бег на 2000 м для девушек и на 3000 м для юношей; • поднимание туловища из положения “лежа на спине руки за головой” для девушек и др. Для того, чтобы полученные при тестировании показатели были достоверны, повторные испытания должны проводиться в аналогичной обстановке, в одно и то же время суток, по одинаковой методике. Желательно, чтобы характер предшествующей двигательной активности студентов в дни тестирования не имел существенных отличий. Вначале проводятся испытания в беге на 100 м, затем - в прыжках, подтягивании и в беге на выносливость. В начале учебного года тесты проводятся контрольные тесты, в конце - фиксирующие изменения за прошедший учебный год. Оценка результатов тестирования. Для комплексной оценки физической подготовленности занимающихся целесообразно при постоянном количестве тестов оценивать изменения по каждому тесту, характеризующему отдельные стороны подготовленности, и по сумме баллов, определяющей уровень подготовленности в целом.
Таблица 5 Тесты и контрольные нормативы, установленные для студентов Гродненского государственного университета имени Янки Купалы
В последнее время во многих учебных заведениях, согласно собственных разработанных программ по физическому воспитанию используется, внедряется система индивидуального тестирования (без оглядки на усредненные показатели таблиц, кстати, которые не изменялись уже достаточное количество лет) по стандартным тестам или по тестам, разработанным с учетом специфики занятий, т.е. по направлениям физического воспитания (силовая подготовка в тренажерном зале, шейпиг и т.д.). 6. Основы спорта и спортивной деятельности: понятия, классификации, общие закономерности, перспективы и проблемы развития. Спорт (от sport — игра, развлечение) — игровая, соревновательная деятельность, основанная на применении физических упражнений. Термин «спорт» неоднозначен и применяется как в узком, так и в широком смысле. Спорт (в узком смысле) — это деятельность в виде состязаний, непосредственно направленных на демонстрацию достижений в ней, способ выявления, сравнения и оценки определенных человеческих возможностей. Такая деятельность характеризуется следующими признаками: а) унификацией состава действий, условий их выполнения и способов оценки достижений, что закрепляется правилами соревнований; б) регламентацией поведения соревнующихся по принципам неантагонистической конкуренции, имеющим гуманную основу, что закрепляется официальными и неофициальными нормами этики (например, в виде положений Олимпийской хартии); в) организацией деятельности на основе системы соревнований с последовательным возрастанием уровня конкуренции и требований к достижениям. Спорт (в широком смысле) — это собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические человеческие отношения и поведенческие нормы, складывающиеся на основе этой деятельности. Спорт высших достижений – часть спорта, направленная на достижение спортсменами высоких спортивных результатов на официальных всероссийских спортивных соревнованиях и официальных международных спортивных соревнованиях, она включает этапы спортивного высшего спортивного мастерства и спортивного долголетия. Массовый спорт – часть спорта, которая включает в себя начальные этапы многолетней спортивной подготовки, этапы спортивного совершенствования. Трудно определить четкую границу между массовым спортом и спортом высших достижений, который еще называется большим. В каждом виде спорта может быть своя условная граница (разряд, спортивное звание, спортивный результат, участие в соревнованиях определенного уровня и т.д.). Профессиональный спорт – часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение и (или) заработную плату. Любительский спорт – спортивная деятельность людей, которая не является их профессиональной деятельностью и основным источником дохода, т.е. такая деятельность представляется как некое хобби. Не стоит отождествлять любительский и массовый спорт, а также профессиональный и спорт высших достижений. Данные категории совершенно иного порядка и смысла. Достаточно вспомнить, что в свое время (вплоть до 1988 года) на олимпийские игры допускались только спортсмены-любители (и это закреплялось олимпийской хартией). А представитель так называемого любительского спорта мог оказаться сильнее представителя профессионального спорта (примеров множество – хоккей, баскетбол, индивидуальные виды спорта). То есть любительский и профессиональный спорт разделяются только получением или неполучением дохода спортсменом от своей деятельности. В зависимости от особенностей предмета соревновательной деятельности выделяют различные виды спорта. Вид спорта — это вид собственно соревновательной деятельности, отличающийся предметом состязания, обусловленным составом действий и способом ведения спортивной борьбы (спортивной техникой и тактикой), регламентом состязания и критерием достижений. Вид спорта – часть спорта, которая признана в соответствии с требованиями Федерального закона о ФК обособленной сферой общественных отношений, имеющей соответствующие правила, утвержденные в установленном настоящим Федеральным законом порядке, среду занятий, используемый спортивный инвентарь (без учета защитных средств) и оборудование. Военно-прикладные и служебно-прикладные виды спорта – виды спорта, основой которых являются специальные действия (в том числе приемы), связанные с выполнением военнослужащими и сотрудниками некоторых федеральных органов исполнительной власти (далее - лица, проходящие специальную службу) своих служебных обязанностей, и которые развиваются в рамках деятельности одного или нескольких федеральных органов исполнительной власти. Видом спорта часто называют определенную группу соревновательных дисциплин, рассматриваемых по традиции совместно, что не соответствует определению этого понятия. Например, видом спорта называют легкую атлетику, имея в виду разные виды спорта, объединенные общим местом проведения соревнований. Теория спорта — это система достоверных научных знаний об основных закономерностях спортивной деятельности. Спортивный результат — количественный или качественный уровень показателей в спорте. Для всех видов спорта общим положением является достижение результата в условиях соревнований при соблюдении соответствующих правил. Спортивное достижение — показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конкретном результате. Спортивное движение — это специфическая форма социального движения, исторически обусловленный процесс создания, развития, сохранения, обмена и потребления ценностей спорта. Значимость спорта как средства удовлетворения различных потребностей людей в настоящее время заметно возросла. В спортивном движении выделились два основных направления о которых говорилось выше: массовый (ординарный) спорт и спорт высших достижений (большой спорт). Название первого направления (и соответствующего раздела) спортивного движения указывает на то, что в него вовлечена масса людей, занимающихся спортом (массовый спорт), а уровень результатов, достигаемых здесь, относительно невысок, общедоступен (ординарный спорт). Из массового спорта наиболее одаренные и трудолюбивые спортсмены, получив соответствующую подготовку, переходят в большой спорт. Таким образом, восхождение спортсменов по ступеням спортивного мастерства базируется на массовом спорте, и чем больше людей будут в него вовлечены, тем больше шансов у высокопрофессиональных тренеров найти таланты и помочь им выйти на уровень выдающихся достижений. Занимаясь спортом, люди преследуют различные цели. В связи с этим как массовый спорт, так и спорт высших достижений имеют свои внутренние подразделения. В массовом спорте выделяют два основные типа: базовый спорт в официальной системе образования-воспитания и кондиционно-оптимизирующий спорт (физкультурно-кондиционная тренировка, обеспечивающая достижение и сохранение базовой физической подготовленности). Среди модификаций ординарного спорта выделяют профессионально-прикладной спорт (прикладная подготовка к профессиональной деятельности, в том числе и к военной), спортивную реабилитацию (органическая часть системы подготовки спортсмена, восстановление функциональных и приспособительных возможностей организма после длительных периодов напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно при перетренировке и ликвидации последствий травм спортсмена). Конкретная направленность массового спорта, его содержание и способы использования изменяются в зависимости от этапов возрастного развития человека и условий его жизни. В связи с этим в структуре социальной практики спорта различают пролонгированные («пролонгировать» — продлевать действие) варианты основных и модифицированных форм ординарного спорта в жизни различных социальных групп, которые позволяют возможно дольше сохранить достигнутый уровень подготовленности. Достижения спортсменов экстра-класса служат эффективным средством пропаганды активных занятий физическим воспитанием и спортом, позволяют вовлечь в спортивную деятельность больше участников, что повышает шансы на выявление среди них талантливых спортсменов. Тесная связь между сторонами спортивного движения создает предпосылки для более эффективного решения задач, достижения поставленных целей всеми его участниками. Классификация видов спорта. Все виды спорта могут быть разделены на группы. Существуют различные классификации. Они отличаются принципом, лежащим в основе соответствующего разделения. Рассмотрим наиболее известные из них. Л.П.Матвеев (1977) разделил виды спорта на группы по особенностям предмета состязания и характеру двигательной активности соревнующихся. I группа — виды спорта, представляющие собой высокоактивную двигательную деятельность, достижения в которых в решающей степени зависят от собственных двигательных возможностей спортсменов (бокс, борьба, гимнастика, плавание, гребля, тяжелая атлетика, спортивные игры и др.). II группа — виды спорта, операционную основу которых составляют действия спортсменов по управлению внешними «самодвижущимися» средствами передвижения, где спортивный результат зависит от эффективности этих средств и от умения рационально ими пользоваться (мотоциклетный, автомобильный, парусный, планерный спорт и др.). III группа — технико-конструкторские виды спорта, в состязаниях по которым сопоставляются в основном результаты модельно-конструкторской деятельности спортсменов (авиамодельный, автомодельный спорт и др.). IV группа — стрелковые виды спорта (используется огнестрельное либо иное стрелковое оружие, в частности, лук), в которых двигательная активность спортсменов жестко лимитирована условиями поражения цели. V группа — абстрактно-игровые виды спорта, исход состязания в которых в решающей мере определяется не двигательной активностью спортсмена, а абстрактно-логическим обыгрыванием соперника (разновидности шашечного и шахматного спорта и др.). В.С.Келлер (1986) классифицировал виды спорта по способу определения соревновательного результата.. I группа — виды спорта с метрически измеряемыми результатами (основными единицами физических величин в СИ в области спорта являются единицы длины — метр (м); массы — килограмм (кг); времени — секунда (с)). К этой группе относятся плавание, тяжелая атлетика, велосипедный, стрелковый спорт, виды легкой атлетики и др. II группа — виды спорта, в которых спортивный результат оценивается в баллах в зависимости от красоты, сложности, точности и эффективности выполнения соревновательных программ (спортивная и художественная гимнастика, акробатика, прыжки в воду, фигурное катание на коньках, синхронное плавание), а также виды спорта, в которых оценка носит смешанный характер (прыжки на лыжах с трамплина и др.). III группа — спортивные игры и единоборства, т.е. виды спорта, в которых лимитируется время соревновательной борьбы (футбол, хоккей, баскетбол и др.), конечный результат (волейбол, теннис и др.) или характер ведения борьбы, когда победа может быть достигнута до истечения обусловленного правилами времени (нокаут в боксе, «чистая» победа в борьбе и др.). IV группа — комплексные виды спорта, для которых характерны комплексное взаимодействие и влияние на конечный результат каждого из включенных в комплекс видов деятельности (легкоатлетические десятиборье и семиборье, современное пятиборье, биатлон, лыжное двоеборье, горнолыжное двоеборье и др.). В.С.Фарфель (1969) и Ю.В.Верхошанский (1985) классифицировали все виды спорта по особенностям организации движений спортсмена и преимущественно роли тех или иных функциональных систем организма в обеспечении их рабочего эффекта. I группа — ациклические виды спорта, преимущественная роль в которых принадлежит совершенствованию двигательно го аппарата в направлении тонкой регуляции движений и способности к выполнению рабочих усилий большой мощности (тяжелая атлетика, легкоатлетические метания и др.). II группа — циклические (главным образом субмаксимальной и умеренной мощности) виды спорта, достижения в которых кислородного обеспечения мышечной работы (бег на средние и длинные дистанции в легкой атлетике и др.). III группа — комбинированные виды спорта (комплексные), для которых характерна высокая вариативность двигательных действий в условиях компенсированного утомления и переменной интенсивности работы. Это в основном спортивные игры и единоборства. Существуют классификации видов спорта и по другим признакам и особенностям: олимпийские и не олимпийские, зимние и летние, циклические и ациклические. Развитие и популяризация отдельных видов спорта идет неравномерно. Достаточно проследить за включением некоторых видов спорта в олимпийскую программу, количеством стран участниц на международных стартах и т.д. Развитию спорта способствуют как национальные культурные традиции, так и международная интеграция, создание международных федераций по видам спорта.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 7155; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |