Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физические качества

Читайте также:
  1. Аддитивный и мультипликативный способы объединения единичных показателей качества в комплексный показатель. Отражение мат.модели КПК иерархической структуры системы показателей.
  2. Анализ и оценка качества планов
  3. Анализ качества прибыли и определяющих ее факторов
  4. Анализ качества продукции
  5. Анализ качества произведенной продукции
  6. Анализ качества САУ по переходной характеристике
  7. Анализ качества САУ по частотным характеристикам
  8. Анализ качества САУ по частотным характеристикам
  9. Анализ факторов, влияющих на повышение качества продукции
  10. Априорная и апостериорная оценка качества прогноза.
  11. Атмосферный воздух, его физические свойства и их действие на здоровье человека. Гигиеническая оценка физических свойств атмосферного воздуха
  12. Базовые (элементарные) статистические методы контроля качества



В различных двигательных действиях находят свое выра­жение отдельные качественные характеристики двигательных возможностей человека. Их называют двигательными, или фи­зическими качествами.

Выделяют следующие физические качества: силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. В труде, быту, спорте они проявляются не изолированно, а в органических связях между собой. В то же время в каждом двигательном действии или в виде мышечной деятельности одно или несколько качеств про­являются в наибольшей степени (например, в упражнениях с отягощениями - это сила, а в ряде таких продолжительных упражнений аэробного характера, как езда на велосипеде, бег, плавание и др. - выносливость). Поэтому часто отмечают ведущее или ведущие физические качества в каждом отдельном виде спорта и именно это качество (или эти качества) тренируется более основательно.

Физические качества не стоит путать с физическими способностями, к которым относятся, например, прыгучесть, меткость и др. и которые в свою очередь являются производными от 5 физических качеств.

Также не существует физического качества «скорость», которое часто используется в литературе и практике. Скорость – это уже производный результат от физических качеств. Например, в беге на 100м и на 10000м необходима максимально возможная скорость бега. Только в беге на 100м ведущими физическими качествами для достижения максимальной скорости будут сила и быстрота, а на 10000м – выносливость.

В процессе проявления двигательных качеств отдельные органы и функциональные системы организма задействованы в наибольшей степени. Их функциональное состояние опреде­ляет степень развития того или иного качества. Под влиянием физических упражнений происходит приспособление (адапта­ция) к мышечной деятельности, что выражается в функцио­нальной перестройке многих систем организма. Более значи­тельно адаптируются те системы организма, которые были задействованы в конкретной мышечной деятельности в боль­шей степени. Так, работа на выносливость развивает в основ­ном органы кровообращения и дыхания; упражнения силово­го характера приводят к изменению химического состава и утолщению мышечных волокон. Рассмотрим более подроб­но физические качества человека.

Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.

Сила каждой мышцы зависит от характера нервных им­пульсов, которые обеспечивают ее сокращение, и от количе­ства находящегося в мышцах сократительного белка. Повыше­ние частоты нервных импульсов, посылаемых к мышце, а также синтез сократительного белка - пути усиления мышцы.



Физиологической основой развития силы являются:

• участие в мышечном сокращении максимально боль­шего числа двигательных единиц;

• утолщение мышечных волокон, совершенствование их структуры и биохимических процессов;

• расслабление мышц-антагонистов и предварительное ра­стяжение мышц-синергистов;

• увеличение согласованности в деятельности мышц-си­нергистов.

За силу отвечают белые (быстрые) мышечные волокна, а за выносливость – красные (медленные).

Сила тренируется (развивается, воспитывается) относительно длительное время, но также относительно длительное время и сохраняется. Вопреки выносливости, которая быстро тренируется, но также быстро «исчезает».

Следует отметить, что термин «развитие» физического качества, в данном случае уместен только в периоды роста организма, т.е. с рождения и до стабилизации (примерно 18-22 года, зависит индивидуально). В принципе любое физическое качество развивается само по себе (даже без специальных внешних воздействий в виде физических упражнений) именно так как это заложено в человеке природой (на генетическом уровне) в ходе его элементарных двигательных действий в процессе жизнедеятельности.

Если же мы целенаправленно воздействуем на организм с помощью физических упражнений, тогда это называется воспитание физического качества или нескольких качеств.

Наибольший прирост силы, т.е. его развитие происходит примерно в 14-17 лет. Именно в этот возрастной период необходимо уделить особое внимание данному физическому качеству, т.е. вместе с его развитием (естественным ростом) использовать тренировочный процесс, т.е. воспитывать данное качество.

Различают максимальную и относительную силу. Последняя указывает величину максимально поднятого веса в пересчете на единицу собственного веса тела.

Основные упражнения для воспитания силы – упражнения с собственным весом тела и упражнения с дополнительными отягощениями (штанги, гири, гантели, тренажеры и др.).

В зависимости от веса и соответственно количества повторений моделируется направленность силовой работы – воспитание собственно максимальной силы, работа на мышечную массу (атлетизм) или даже на выносливость (при относительно небольших весах с достаточно большим количеством повторений). Поэтому у культуристов будет одна программа тренировки, а у силовиков (пауэрлифтинг) будет совершенно иная.

Быстрота- это способность человека выполнять однократное двига­тельное действие за мини­мальный промежуток времени.

Однократное действие подразумевается в беге или плавании, как один шаг или гребок, т.е. опять же не стоит путать со скоростью или частотой (темпом) движений.

В основе этого качества лежит особая координация про­цессов в нервно-мышечной системе, обеспечивающая быст­рое нарастание процессов возбуждения в нервных центрах и мобилизацию в минимальные отрезки времени функций мы­шечного сокращения. Быстрота также зависит от точной коор­динации движений, обеспечивающей сокращение только не­обходимых групп мышц и быстрое их расслабление, а также оптимальную сменность двигательных единиц в каждой из ра­ботающих мышц.

Различают элементарные и комплексные формы проявле­ния быстроты.

К элементарным формам относят латентное (скрытое) время двигательной реакции (период времени между действи­ем раздражителя и началом движения), время одиночного дви­жения и темп движения.

Комплексные формы быстроты проявляются в виде пла­вания, бега и др. на спринтерских дистанциях, бросков и др. в борьбе, нанесения ударов в боксе и т.д.

Физиологическими основами развития быстроты яв­ляются:

• увеличение скорости протекания возбуждения в нервных центрах;

• повышение скорости расслабления мышц;

• синхронизация возбуждения мышечных единиц и их от­дельных волокон;

• увеличение лабильности соответствующих двигательных единиц и скорости распространения возбуждения по нервным и мышечным волокнам;

• повышение скорости укорочения мышечных волокон.

Основные средства воспитания быстроты – упражнения в высоком и переменном темпе, ускорения на коротких отрезках.

Наибольший прирост быстроты происходит примерно в 9-10 и 15-17 лет.

Выносливость- это способность организма выполнять ра­боту заданной мощности в течение относительно длительного времени без снижения ее эффективности.

При выполнении упражнений циклического характера вы­носливость неразрывно связана с функцией дыхания (прежде всего тканевого), кровообращения (обеспечивающего достав­ку кислорода и питательных веществ к тканям и удаление про­дуктов распада), выделения и терморегуляции.

Физиологическими основами повышения выносливости являются:

• степень развития органов дыхания и кровообращения (скорость диффузии О2 и СО2 через ольвеолярную мембрану, минутный объем дыхания, величина систолического и минут­ного объемов крови);

• кислородная емкость крови;

• запасы энергетических веществ в организме и возмож­ность их использования;

• мощность аэробных и анаэробных процессов;

• емкость буферных систем и объем щелочных резервов крови;

• координация двигательных и вегетативных функций;

• скорость включения нервно-гуморальных механизмов
регуляции гомеостаза;

• особенности терморегуляции.

В спорте различают общую (неспецифическую для спортсмена) выносливость и специальную (специфическую, т.е. соответствующая соревновательной работе) выносливость.

Для физического воспитания, как отмечалось ранее, понятия специфичности отсутствует, поэтому употреблять применительно к какому-либо упражнению термин «общая» или «специальная» выносливость не имеет смысла.

В то же время интенсивность и продолжительность физической работы подразумевают некоторые различия. При чем это касается как спорта, так и физического воспитания. Существует аэробная выносливость (способность организма совершать напряженную мышечную работу в условиях адекватного обеспечения кислородом, за счет аэробных источников энергии) и анаэробная выносливость (способность организма совершать напряженную мышечную работу в условиях неадекватного обеспечения кислородом, за счет анаэробных источников энергии).

В научно-методической литературе и на практике часто используются термины «силовая выносливость», «скоростная выносливость», «скоростно-силовая выносливость» и т.д., что несколько некорректно, хотя авторы пытаются найти объяснение этому. Например, «скоростная» – способность продолжительно и эффективно выполнять двигательное действие на большой, часто максимальной или околомаксимальной скорости, силовая – с достаточным приложением усилий (даже указываются иногда какие усилия – более 40% от максимальных) и т.д.

Основные показатели выносливости – мощность физической работы и ее продолжительность. Поэтому логичнее выносливость подразделять в зависимости от этих показателей или источников энергообеспечения, например, как отмечалось выше, аэробная и анаэробная, или более подробно – аэробная, гликолитическая, алактатная.

Основные упражнения для воспитания выносливости – упражнения циклического характера – ходьба, бег, плавание, гребля. От того, какой продолжительности и интенсивности выполняемое упражнение, будет зависеть какую выносливость воспитывают. В зонах небольшой мощности – это аэробная выносливость, как правило, это длительные равномерные упражнения.

Упражнения ациклического характера (то есть неповторяющиеся циклы двигательного действия через равные промежутки времени) также могут воспитывать выносливость: игры, борьба, бокс и др.

Наибольший прирост выносливости происходит примерно в 8-10 и 15-17 лет.

Ловкость— способность человека осваивать новые двигательные действия за относительно небольшой промежуток времени, выполнять сложные по координации движения при изменении динамики их выполне­ния и в изменяющихся окружающих условиях.

Ловкость зависит в основном от комплексного разви­тия силы, быстроты и выносливости. Постоянно изменяющая­ся обстановка в некоторых видах деятельности предъявляет вы­сокие требования к скорости обработки информации в центральной нервной системе, которая поступает от сенсор­ных систем, и к скорости программирования ответных движе­ний. В результате тренировки по развитию ловкости увеличива­ется подвижность нервных процессов и обеспечивается более быстрое включение различных мышц в работу и быстрые пе­реходы от сокращения к расслаблению.

Физиологической основой ловкости являются коорди­национные условнорефлекторные механизмы, сформирован­ные в условиях постоянных коррекций в связи с влиянием ус­ловий выполнения тех или иных упражнений. Это качество расстраивается в связи с утомлением, и поэтому его сохране­ние требует развития выносливости.

Лов­кость - сложное комплексное двигательное качество, уровень разви­тия которого определяется многими факторами. Наибольшее значе­ние имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пла­стичность корковых нервных процессов. От степени проявления по­следних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим.

Основное отличие используемых для воспитания ловкости средств - физических упражнений - в сравнении с другими состоит в их повышенной координационной сложности. Они непременно должны включать элементы новизны, т.к. любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие, не стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей.

Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания ловкости составляют гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, палками, скакалками, булавами и др.), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии.

Большое влияние на воспитание ловкости оказывает освоение эффективной техники естественных движений: бе­га, различных прыжков (в длину, высоту и глубину, опорных прыж­ков), метаний, лазанья.

Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраи­вать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся об­становкой высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, единоборства (борьба, бокс, фехтование).

Особую группу средств составляют упражнения с преимуществен­ной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Это упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий.

Наибольший прирост ловкости происходит примерно в 9-12 лет.

Гибкость- способность выполнять движения с максимально возможной амплитудой. Гибкость зависит от следующих факторов:

• анатомических особенностей суставов;

• эластичности связочного аппарата, мышечных сухожи­лий и мышц;

• способности сочетать расслабление и сокращение (на­пряжение) мышц-антагонистов в суставах.

Основными средствами развития гибкости являются упражнения на растягивание, которые могут быть динамического (пружинистые, маховые, и т.п.) и статического (сохранения максимальной амплитуды при различных позах) характера.

Наибольший прирост гибкости происходит примерно в 6-8 лет.

Таким образом, развитие гибкости связано с повышени­ем эластичности мышц, мышечных суставов и связок, с со­вершенствованием координации работы мышц-антагонистов и, при многолетних занятиях, с изменением формы сочленя­ющихся костных поверхностей.

В процессе систематических занятий физическими упраж­нениями развиваются все двигательные качества. В процессе совершенствования одного из качеств в какой-то мере совер­шенствуются и другие, т.к. физическим качествам присуща общность некоторых механизмов их развития. Это явление но­сит название положительного переноса двигательных качеств. В начале регулярных тренировочных занятий оно проявляется в наибольшей степени. Наиболее благоприятное влияние на все двигательные качества оказывают физические упражнения на выносливость, в связи с чем она рассматривается как осно­ва для развития всех других качеств.

 





Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 9339; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.92.141.211
Генерация страницы за: 0.01 сек.