КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 5. I. Общая характеристика процесса научения
НАУЧЕНИЕ I. Общая характеристика процесса научения. Именно с научением и накоплением индивидуального опыта связано разнообразие полноценного психического отражения. Формирование поведения (т.е. научение) есть процесс конкретного воплощения в жизни особи опыта вида, накопленного и закрепленного в процессе эволюции. Именно этим определяется переплетение врожденных и индивидуально приобретенных компонентов поведения. Видовой опыт передается из поколения в поколение в генетически фиксированном виде в форме врожденных, инстинктивных компонентов поведения. Существуют такие формы научения которые внешне очень напоминают инстинктивное поведение, ноя являются результатом накопления индивидуального опыта, правда в жестких видоизмененных рамках. Это формы ОБЛИГАТНОГО научения – т.е. индивидуальный опыт, необходимый для выживания всем представителям данного вида, независимо от частных условий жизни особи; ФАКУЛЬТАТИВНОГО научение – т.е. включающего в себя формы сугубо индивидуального приспособления к особенностям тех условий, в которых живет особь; оно является наиболее гибким, лабильным компонентом поведения животных. Лабильность факультативного научения неодинакова в разных формах его проявления. На изменение инстинктивного поведения путем научения может влиять изменение сочетания раздражителей, обуславливающих определенный инстинктивный акт; выделения или усиления определенных направляющих ключевых раздражителей. Важно: что изменения могут иметь место как в сенсорной, так и в эффекторной сфере (чаще одновременно). В эффекторной сфере: включение элементов научения в инстинктивные действия происходит в виде перекомбинации вырожденных двигательных элементов, могут возникнуть и новые двигательные координации. Например: новые двигательные координации: подражательное пение птиц. У высших: вновь выученные движения конечностей играют большую роль в познавательной деятельности, в интеллектуальном поведении. В сенсорной сфере (встраивание индивидуальных компонентов в инстинктивное поведение) расширяется возможность ориентации животного благодаря овладению новыми сигналами. В отличие от ключевыхраздражителей, которые биологически значимы, раздражители, которыми руководствуется животное при научении – ранее были для него индифирентными. Лишь по мере их запоминания и в ходе накопления индивидуального опыта, они приобретают сигнальное значение. Таким образом, процесс научения – это избирательное вычленение некоторых «биологически нейтральных» свойств компонентов среды, в результате чего они приобретают биологическую значимость. Основа этого процесса – многообразные динамические процессы в центральной нервной системе. Благодаря им осуществляется: · афферентный синтез раздражений · раздражения сопоставляются с ранее воспринятой информацией хранимой в памяти · формируется готовность к выполнению тех или иных действий · затем следует анализ регуляторов действий животного (обратная связь) · и снова афферентный синтез В результате в дополнение к врожденным видовым программам поведения в центральной нервной системе постоянно формируются новые, благоприобретаемые, индивидуальные программа – результат научения. Важно: животное не слепо повинуется воздействиям среды, а само строит свои отношения с компоннтами среды, обладая при этом свободой поиска и выбора. Реализация видового опята в индивидуальном поведении нуждается в научении на начальных этапах поискового поведения, так как эти этапы наиболее неопределенные, именно здесь требуется максимальная индивидуальная ориентация среди разнородных и переменчивых компонентов среды. Поскольку без включения благоприобретаемых элементов в инстинктивное поведение последнее невозможно, само это включение наследственно закреплено. Итак: перегородка не отделяется от преграды · воздействие преграды не воспринимается как свойство другой вещи · деятельность животных определяется фактически воздействием со стороны отдельных вещей (пища, перегородка), но: · отражение действиетльности остается в них отражением совокупности отдельных ее свойств Выше был описан пример автоматизированного навыка (низкий уровень). Чем сложнее навык, тем больше его познавательное значение и наоборот. Уровень навыка зависит от определяющих факторов, биологии вида и от ситуации, в которой животное встречается с той или иной более или менее сложной задачей. Говоря о структуре и динамике навыка подчеркнем: · преграда – есть любое препятствие к достижению побуждающего объекта при решении задачи (не только физическое) · все двигательные навыки формируются у животных путем преодоления препятствия: содержание навыка определяется характером самой преграды · стимул (приманка, цель) влияет на навык только динамически, определяя быстроту и прочность его закрепления Таким образом, преодоление преграды – наиболее существенный элемент формирования навыка – именно в способах преодоления преграды проявляется познавательная функция навыка.
Научение и общение. Подражание Важную роль в формировании поведения высших животных играют явления подражания (относятся к среде научения). Научение путем подражания («имитационное научение») заключается в индивидуальном формировании новых форм поведения, но путем одного лишь непосредственного восприятия действий других животных. Таким образом. Это научение на основе общения. Имитационное научение подразделяется на облигатное и факультативное. При облигатном имитационном научении результат научения укладывается в рамки видового стереотипа (например: молодые животные научаются выполнять жизненно необходимые действия обычного поведенческого «репертуара» своего вида(защитная реакция – бегство; реакция следования, распознавание пищевых объектов; опят гнездостроительства)). Факультативное имитационное научение представлено в имитации невидотипичных движений на основе облигатного стимулирования. Например: имитирование объектами действий человека, при содержании в домашней обстановке, научение новым приемам манипулирования (невидотипичным). Высшее проявление факультативного имитационного научения – решение задач путем подражания. При таком «имитационном решении задач» у «животного-зрителя» вырабатывается определенный навык в результате одного лишь содержания действия другой особи, направленного на решение соответствующей задачи. Способность к этому установлена у разных млекопитающих: человекообразных и низших обезьян, собак, кошек, крыс. Правда, на основе имитационного научения у «зрителей» не могут формироваться инструментальные навыки. Например: павианы наблюдали нза употребление орудия при решении задач сородичем. «Зрители» не оказались способными к имитационному решению сложной задачи, но в последствии чаще и интенсивнее манипулировали этим орудием. Существуют два принципиально различных подхода к изучению подражания у животных. I. Раздельное обучение изолированных друг от друга животных, которые затем сводятся вместе. Например: обучают одних животных реагировать положительно, а других отрицательно на определенный сигнал. Затем животных сводят вместе; подвергают действию раздражителя; выясняют, что преобладает: результаты научения или взаимная стимуляция; в результате можно судить о силе инстинктивного подражания. II. При изучении имитационного научения животные с самого начала общаются между собой. Одна особь выполняет роль «актера», то есть обучается экстпериментатором за соответствующее вознаграждение на виду у других, «зрителей». Если в результате «зрители» без собственных упражнений и подкреплений, лишь в следсвие одних наблюдений, также научаются решать поставленную задачу, то можно говорить о факультативном имитационном научении и даже об имитационном решении задач. При этом может появиться одна особенность: наряду со взаимным стимулированием к совместному выполнению определнных действий, еще действует фактор противоположного рода – подавление действий членов сообщества «господствующими» особями. Например: обезьяны боятся подойти к кормушке и взять пищу; демонстрация особых «примиряющих» сигналов, оповещающих доминирующую особь о готовности «зрителей» «только смотреть». Таким образом, явления подражания сложным образом переплетаются с внутригрупповыми отношениями животных. Подводя итог обзору инстинктивного поведения и научения выделим основную закономерность: каждое действие животного начинается с · внутреннего стимула · который в виде потребности активирует животное · кладет начало поиску раздражителя · это начало генетически фиксировано · так же как и конец – заключительные движения животного в завершающей фазе. Динамика этого пути зависит от лабильных компонентов поведения, от его способности быстро и правильно ориентироваться во всех конкретных ситуациях, особое знание имеет начало пути. Диапазон научения – строго видотипичен. Животному нельзя научиться «чему угодно», а только тому, что способствует продвижению к завершающим фазам поведенческих актов. Рамки диспозиции к научению шире, чем того требуют реальные жизненные условия, следовательно высшие животные обладают большими резервами лабильности поведения, а значит и более высшим психическим уровнем. Это процесс динамического взаимодействия: причина и следствие постоянно меняются местами · усложнение у процессе эволюции инстинктивного поведения требует расширения диапазона способности к научению · усиленное включение элементов научения в инстинктивное поведение делает его более пластичным. В результате поведение эволюционирует как единое уелое. Основным качественно новым компонентом научения, дополняющим и обогащающим примитивные формы поведения, является навык.
Навык Навык – центральная форма факультативного научения. Способность выработки навыка свойственна не всем животным, а проявляется на определенном уровне филогенза. В результате формирования навыка применяется врожденная двигательная координация в новой сигнальной ситуации, или возникает новая двигательная координация, т.е. животное научается что-то делать, но по-новому. Решающее значение имеет успешность выполняемых движений и их подкрепление положительным результатом. Научение может строиться на информации полученной путем собственного активного поиска раздражителей, либо в ходе общения с другими животными (подражание либо обучение). Еще один признак навыка – он формируется в результате упражнения и нуждается в тренировке для дальнейшего сохранения: · при тренировке они совершенствуются · при отсутствии угасают. Навыки изучаются методами: «лабиринта», «проблемного ящика», «обходного пути» и др. При всех этих методах животное ставится в условия выбора сигналов или способов действия при решении определнной задачи.
Выработка навыков по методу Скиннера «Оперантное» («инструментальное») обусловливание, то есть животное должно проявить двигательную инициативу, самостоятельно «изобрести» способ действия, оперирования. Временная связь образуется после ряда случайных движений (успешных), подкрепляемых появлением пищи в кормушке. Ответ, подкрепление, выработка условного рефлекса..
Павловское обусловливание («классическое») Ответ следует за стимулом, а в результате образования условнорефлекторной связи и подкрепление связывается со стимулами. Стимул, ответ, условнорефлекторная связь.
При выработке «классического» Павловского условного рефлекса животное должно сперва по внешним ориентирам научиться тому; когда, при каких внешних условиях следует произнести соответствующее движение. Методика моделирует естественные условия формирования поведения животного, направлении на анализ первичной ориентации животного по признакам компонентов среды, по которым животному необходимо ориентироваться в самом начале любого поведенческого акта (а именно, этот период связан с уровнем психического отражения).
Познавательные процессы при формировании навыков Выдающиеся ученые в начале нашего века (Спенсер Г., К. Ллойд-Морган, Э. Торндайк) пришли к выводу, что образование навыков – как в отношении ориентации среди элементов среды, так и в отношении формирования новых сочетаний движений – происходит путем «проб и ошибок». Животное запоминает то, что случайно привело к успеху, остальное отсеивается. Таким образом совершается отбор и закрепление случайно произведенных удачных движений: вследствие многократных повторений формируется навык. Итак, образование навыка определяется активным отношением животного и воздействующим на него фактором среды, при этом отсутствует понимание связей и отношений между компонентами научения. Существенным является представление, что «пробы и ошибки» совершаются беспорядочно. В 20-е годы Э. Толмен, В.П. Протопопов и др. выражали против представления о хаотичности движений животного при решении задач, они показали, что эти движения формируются в процессе активной ориентировочной деятельности. При этом животное анализирует ситуацию и избирает то направление, которое соответствует положению «цели». Таким образом, на место случайного возникновения связей ставится (как решающий фактор) активный двигательный анализ ситуации. Это подтвердили экспериментальные исследования. Например: пробные забеги крыс в тупики лабиринта, как правило производятся в сторону «цели», а не в обратном направлении.Это позволило ученым выдвинуть тезис о появлении у животного своеобразной гипотезы, которой оно руководствуется при решении задач. И. Кречевский. Животное строит гипотезу и испытывает ее пригодность: в случае неудачи животное заменяет одну гипотезу другой. При этом действия по одной гипотезе повторяется многократно. Соответственно животное некоторое время ведет себя одинаково, независимо от меняющихся внешних условий (например: беспорядочно закрывающиеся проходы лабиринта, так как оно отрабатывает свою «гипотезу»). Например: некоторые крысы первоначально сворачивали на всех развилках лабиринта в одну и ту же сторону; убедившись, что эта «гипотеза» непригодна, они стали постепенно сворачивать в противоположную сторону. В других случаях крысы регулярно чередовали повороты налево и направо.. таким образом, обнаруживается четкая связь предыдущей попыткой и последующей. Животное как бы стремится организовать свое поведение по одному «принципу». Может быть термин «гипотеза» и неудачен применительно к поведению животного, но заслуга Кречевского в доказательстве сложности поведения крысы, особенно в начальном периоде решения задачи; когда решающую роль играет исследовательское поведение животного: · делается акцент на активность и инициативу животного · подчеркивается роль внутренних факторов (психологического настроя животного) в процессе решения задач · опровергается тезис о «случайности» попыток решения задач · обращено внимание на модальность ведущей рецепции при первоначальном обследовании лабиринта (одни руководствуются визуальными, другие – кинестетическими стимулами) Итак, именно активная познавательная деятельность животного является предпосылкой успешного формирования навыка при решении задач. Леонильев считал важнейшим критерием навыка операцию (то есть выделение при решении задачи особого состава или стороны деятельности), он считал навыком лишь закрепленные операции. Например: опят с сомиком: аквариум, преграда, приманка. 1. После ряда безуспешных попыток найти дорогу к пище напрямик 2. Локомоторные действия со следующим содержанием: а) направленная деятельность возникающая под влиянием свойства самого побуждающего деятельность предмета (запах приманки) б) деятельность, связанная с воздействием преграды, то есть с условиями, в которых дан побуждающий деятельность предмет. Эта деятельность и является операцией. 3. Обходной путь найден и усвоен. 4. Преграда удалена. 5. Рыба повторяет путь, как если бы была преграда. 6. Постепенно путь рыбы к приманке выпрямляется.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 4739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |