Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 6. I. Врожденное и приобретенное в пренатальном развитии поведения




 

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

I. Врожденное и приобретенное в пренатальном развитии поведения.

а) Морфофункциональные основы эмбриогенеза поведения

Поведение эмбриона является основой всего процесса развития поведения в онтогенезе. Установлено, что как у беспозвозночных, так и у позвоночных развивающийся организм производит еще в пренатальном (дородовом) периоде движения, которые являются элементами будущих двигательных актов, но еще лишены функционального значения, т.е. еще не могут играть приспособительную роль во взаимодействии животного со средой его обитания, т.е. можно говорить о предадаптационном значении эмбрионального поведения.

Академик И.И. Шмальгаузен выделил «эргонтические корреляции» (или функциональные в узком смысле), т.е. соотношения между частями и органами, обусловленные функциональными зависимостями между ними, при этом имеются в виду типичные («окончательные») функции органов.

Например: функции сердца и почек зародыша. Он указывал на зависимость между развитием нервных центров и нервов и и развитием периферических органов – органов чувств и конечностей. При экспериментальном удалении этих органов соответствующие элементы нервной системы недоразвиваются.

Р.Б. Анохин в своей концепции системогенеза отмечал: развитие функции идет всегда избирательно, фрагментарно в отдельных органах, но всегда в крайней согласованности одного фрагмента с другим и всегда по принципу конечного создания работающей системы; он показал (на примерах развития эмбрионов кошки, обезьяны, человеческого плода) функциональную обусловленность асинхронности развития определенных структур зародышей, т.е. в процессе эмбриогенеза идет ускоренное созревание отдельных нервных волокон, которые определяют жизненные функции новорожденного. Например: сосательные движения.

А.Р. Слоним: в своих исследованиях показал, что внутриутробные движения влияют на координацию физиологических процессов, связанных с мышечной деятельностью, и тем самым способствуют подготовке поведения новорожденного.

Например: новорожденные козлята, ягнята бегают не утомляясь до 2-х часов подряд. Таком образом, вегетативная система готова к столь интенсивной нагрузке, то есть к моменту рождения уже скоординирована регуляция минутного объема сердца и частота дыхания, так и другие физиологические функции.

При этом отметим, что эмбриональную преадаптацию нельзя понимать как некую изначальную предопределенность. Условия развития зародыша, функционирование его развивающихся органов в конечном итоге определяются условиями жизни взрослого животного, его взаимодействием с компонентами окружающей среды.

Общие закономерности и направления развития функции детерминированы сложившимися в филогенезе и генетически фиксированными факторами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1123; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.