Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Античности




Возникновение философии в древней Греции. Милетская школа.

Причины возникновения философии в древней Греции:

В Греции существовали города – полисы – полис предполагал, что существует народ (население города) и участвует в управлении.

Культура древней Греции – индивидуалистическая – т. е. каждый является неповторимой личностью.

Цель – обессмертить себя в памяти потомков, следовательно, нужно было совершить выдающийся поступок.

Для Греции характерно стремление к красоте и гармонии.

Возникла 2,5 тыс. лет назад

Философия пыталась объяснить мир рационально, т. е. с помощью разума.

Философы Милетской школы

Натурфилософия – философия природы.

Основная проблема: поиск первоначала, основы всего сущего.

3философа:

· Фалес (640 – 550 г. до н.э.)- основа всего - вода

· Анаксимандр (611 – 546 г. до н. э.)- основа всего – беспредельное - апейрон

· Анаксимен (585 – 524 г. до н. э.)- основа всего - воздух

 

1. Эфесская школа (представитель Гераклит)

2. Элейская школа (представители Парменид, Протагор, Зенон)

3. Пифагорейская школа

4. Афинская школа (представитель Демокрит)

Эфесская школа

Гераклит – кличка «тёмный», т.к. речи были очень умными, других называл дураками.

Из рода Василевсов – царская знать.

Считал, что первооснова всего – огонь, что время циклично (движется по кругу).

«Сначала огонь возрастает, затем угасает», т. е. повторяется.

1. В мире все постоянно меняется, «все течет».

2. Ситуация постоянно меняется, на входящего в реку идут новые потоки воды («в одну реку нельзя войти дважды»).

3. Все относительно.

4. Источник изменений – борьба противоположностей. В каждом явлении существуют две стороны, каждая из которых взаимоисключает другую.

5. Борются противоположности.

С одной стороны – борьба, с другой стороны – гармония и единство (переходят одна в другую, поэтому все относительно).

Все взаимосвязано.

Логос – закон, управляющий всем космосом (всем мирозданием).

Вывод: Гераклит считается родоначальником направления, под названием диалектика.

Диалектика – взгляд на мир, наука или учение о всеобщей связи явлений и развитии, источником которого служит борьба противоположностей в окружающем мире и сознании человека.

Борьба противоположностей – противоречие – наличие противоположностей и их борьба.

 

Элейская школа. Парменид, Зенон

Проблема познания: какой из уровней даёт истину?

· Чувственное познание (с помощью органов чувств)

· Рациональное познание (логика, разум)

Чувственное познание дает искаженную информацию – мнение.

Рациональное познание дает подлинную истину.

Основная идея Парменида: «бытие неизменно», «движения нет».

«Одно и то же мысль и о чем мысль», т.е. существует только то, о чем можно помыслить (представить). Следовательно бытие есть, а не-бытия нет, т.к. бытие можно представить, а не-бытие нет.

Движения нет. Движение возможно, если бытие перемещается в не-бытие, а не-бытия нет, следовательно – движения нет.

Бытие неделимо, едино, т.к. для того чтобы разделить бытие нужно допустить существование не-бытия.

Движется мнение.

Зенон и его апории.

Цель апории доказать, что движения нет. Доказать, что чувства дают ошибочную информацию, а истинную информацию дает только рациональное познание.

Апория – утверждение, которое трудно опровергнуть.

1. Апория – «стрела».

Летящая стрела покоится, т. к. движение – это сумма покоев.

2. Апория – «Ахилес».

Ахилес никогда не догонит черепаху.

3. Дихотомия.

Тело либо никогда не начнет движение, либо никогда его не закончит.

Афинская школа

Демокрит основой всего сущего считал атомы.

Атомы – это неделимая частица бытия.

Атомы движутся в пустоте, подчиняясь определенному закону, сталкиваются, образуют вихри. Из взаимодействия атомов образуется все многообразие вещей. Причем атомы разные по форме, размерам и т. д.

Множество возникает из множества.

Все связи между явлениями можно разделить:

· Необходимые

· Случайные

Необходимые связи возникают в том случае, если явление при определенных условиях наступает всегда (П ->C). Причина приводит к следствию.

Случайные связи возникают в том случае, если причина может привести к определенному следствию, а может и не привести.

Необходимые связи формируют закон (П -> С = З).

Закон – это необходимая, существенная, повторяющаяся связь между явлениями.

Демокрит считал, что случайностей нет. Все происходит по необходимости (фатализм – все неотвратимо, миром правит рок, судьба).

Случайностей нет – люди просто не знают настоящих причин.

Этика Демокрита

Этика - учение о нравственном поведении человека.

Демокрит считал, что существует два вида законов:

· Закон природы, который нельзя обойти, т. к. последует наказание.

· Законы, которые созданы людьми. Эти законы можно нарушить, и не получить наказание.

Что заставляет человека поступать нравственно? Стремление к счастью. Основная задача этики – научить людей благому состоянию духа – евтимии. Это состояние, при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не волнуемое ни какими страхами, суевериями и переживаниями.

Достичь помогает мудрость и чувство меры.

Мудрость дает три дара:

· Хорошо мыслить (освобождает от пустых страхов, мыслей)

· Хорошо поступать (причина ошибки – не знание лучшего)

· Хорошо говорить (слова – тень дела)

Чувство меры: умение во всем находить середину. «Прекрасная во всем середина не нравится – не изобилие, не недостаток».

Удовольствие – умеренное удовлетворение потребностей.

Софисты

Горгий, Протагор

Первые профессиональные учителя-риторики (искусство спора).

Существуют ли нормы морали, одинаковые для всех?

Нет норм морали одинаковых для всех.

«Человек – мера всех вещей» - каждый человек оценивает все по своему, следовательно, добра и зла нет.

Релятивизм – течение в философии, которое абсолютизирует изменчивость, относительность.

«В одну и ту же реку нельзя войти даже один раз».

Софисты не пользовались популярностью, т. к. для победы в спорах использовали нарушение в логике, для того чтобы запутать собеседника.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.