КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия Античности
Возникновение философии в древней Греции. Милетская школа. Причины возникновения философии в древней Греции: В Греции существовали города – полисы – полис предполагал, что существует народ (население города) и участвует в управлении. Культура древней Греции – индивидуалистическая – т. е. каждый является неповторимой личностью. Цель – обессмертить себя в памяти потомков, следовательно, нужно было совершить выдающийся поступок. Для Греции характерно стремление к красоте и гармонии. Возникла 2,5 тыс. лет назад Философия пыталась объяснить мир рационально, т. е. с помощью разума. Философы Милетской школы Натурфилософия – философия природы. Основная проблема: поиск первоначала, основы всего сущего. 3философа: · Фалес (640 – 550 г. до н.э.)- основа всего - вода · Анаксимандр (611 – 546 г. до н. э.)- основа всего – беспредельное - апейрон · Анаксимен (585 – 524 г. до н. э.)- основа всего - воздух
1. Эфесская школа (представитель Гераклит) 2. Элейская школа (представители Парменид, Протагор, Зенон) 3. Пифагорейская школа 4. Афинская школа (представитель Демокрит) Эфесская школа Гераклит – кличка «тёмный», т.к. речи были очень умными, других называл дураками. Из рода Василевсов – царская знать. Считал, что первооснова всего – огонь, что время циклично (движется по кругу). «Сначала огонь возрастает, затем угасает», т. е. повторяется. 1. В мире все постоянно меняется, «все течет». 2. Ситуация постоянно меняется, на входящего в реку идут новые потоки воды («в одну реку нельзя войти дважды»). 3. Все относительно. 4. Источник изменений – борьба противоположностей. В каждом явлении существуют две стороны, каждая из которых взаимоисключает другую. 5. Борются противоположности. С одной стороны – борьба, с другой стороны – гармония и единство (переходят одна в другую, поэтому все относительно). Все взаимосвязано. Логос – закон, управляющий всем космосом (всем мирозданием). Вывод: Гераклит считается родоначальником направления, под названием диалектика. Диалектика – взгляд на мир, наука или учение о всеобщей связи явлений и развитии, источником которого служит борьба противоположностей в окружающем мире и сознании человека. Борьба противоположностей – противоречие – наличие противоположностей и их борьба.
Элейская школа. Парменид, Зенон Проблема познания: какой из уровней даёт истину? · Чувственное познание (с помощью органов чувств) · Рациональное познание (логика, разум) Чувственное познание дает искаженную информацию – мнение. Рациональное познание дает подлинную истину. Основная идея Парменида: «бытие неизменно», «движения нет». «Одно и то же мысль и о чем мысль», т.е. существует только то, о чем можно помыслить (представить). Следовательно бытие есть, а не-бытия нет, т.к. бытие можно представить, а не-бытие нет. Движения нет. Движение возможно, если бытие перемещается в не-бытие, а не-бытия нет, следовательно – движения нет. Бытие неделимо, едино, т.к. для того чтобы разделить бытие нужно допустить существование не-бытия. Движется мнение. Зенон и его апории. Цель апории доказать, что движения нет. Доказать, что чувства дают ошибочную информацию, а истинную информацию дает только рациональное познание. Апория – утверждение, которое трудно опровергнуть. 1. Апория – «стрела». Летящая стрела покоится, т. к. движение – это сумма покоев. 2. Апория – «Ахилес». Ахилес никогда не догонит черепаху. 3. Дихотомия. Тело либо никогда не начнет движение, либо никогда его не закончит. Афинская школа Демокрит основой всего сущего считал атомы. Атомы – это неделимая частица бытия. Атомы движутся в пустоте, подчиняясь определенному закону, сталкиваются, образуют вихри. Из взаимодействия атомов образуется все многообразие вещей. Причем атомы разные по форме, размерам и т. д. Множество возникает из множества. Все связи между явлениями можно разделить: · Необходимые · Случайные Необходимые связи возникают в том случае, если явление при определенных условиях наступает всегда (П ->C). Причина приводит к следствию. Случайные связи возникают в том случае, если причина может привести к определенному следствию, а может и не привести. Необходимые связи формируют закон (П -> С = З). Закон – это необходимая, существенная, повторяющаяся связь между явлениями. Демокрит считал, что случайностей нет. Все происходит по необходимости (фатализм – все неотвратимо, миром правит рок, судьба). Случайностей нет – люди просто не знают настоящих причин. Этика Демокрита Этика - учение о нравственном поведении человека. Демокрит считал, что существует два вида законов: · Закон природы, который нельзя обойти, т. к. последует наказание. · Законы, которые созданы людьми. Эти законы можно нарушить, и не получить наказание. Что заставляет человека поступать нравственно? Стремление к счастью. Основная задача этики – научить людей благому состоянию духа – евтимии. Это состояние, при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не волнуемое ни какими страхами, суевериями и переживаниями. Достичь помогает мудрость и чувство меры. Мудрость дает три дара: · Хорошо мыслить (освобождает от пустых страхов, мыслей) · Хорошо поступать (причина ошибки – не знание лучшего) · Хорошо говорить (слова – тень дела) Чувство меры: умение во всем находить середину. «Прекрасная во всем середина не нравится – не изобилие, не недостаток». Удовольствие – умеренное удовлетворение потребностей. Софисты Горгий, Протагор Первые профессиональные учителя-риторики (искусство спора). Существуют ли нормы морали, одинаковые для всех? Нет норм морали одинаковых для всех. «Человек – мера всех вещей» - каждый человек оценивает все по своему, следовательно, добра и зла нет. Релятивизм – течение в философии, которое абсолютизирует изменчивость, относительность. «В одну и ту же реку нельзя войти даже один раз». Софисты не пользовались популярностью, т. к. для победы в спорах использовали нарушение в логике, для того чтобы запутать собеседника.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |