Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 10. Вариативные отношения в лексике

Стилистические варианты произношения

Итак, мы видели, что в орфоэпии в результате действия определенных тенденций развития звуковой системы языка постоянно появляются новые нормы, которые сосуществуют со старыми нормами. Не всегда старые нормы бесследно уходят в прошлое. Таким образом, борьба между старой и новой орфоэпическими нормами может закончится их стилистической дифференциацией.

В русскую фонетику понятие стиля произношения было введено Щербой. Он выделял два основных стиля произношения в зависимости от социальных условий речи, которые обуславливают различный темп речи и разную степень четкости произношения.

Стили: полный – нейтральный – разговорный

Полный стиль – отчетливое желательное произношение с установкой на обязательное 100 %-ное понимание и восприятие речи (используется при чтении по радио важных сообщений, при торжественных обращениях к большой аудитории, при диктантах с целью предупредить ошибки, при общении с плохо знающими русский язык, к нему прибегают ораторы).

В фонетическом плане артикуляция полного стиля характеризуется значительной напряженностью произносительного аппарата, что обуславливает четкость, отчетливость произношения. Это затрагивает в первую очередь безударные гласные, хотя различие ударных и безударных гласных сохраняется.

Сценическая речь имеет свои функции и, следовательно, свои особенности. «Очень часто из-за мнимой «жизненности» речи до публики долетает едва половина того, что говорится на сцене», - писала Е.О.Турчанинова. Сцена, по ее словам, «требует прекрасной театральности… речь должна быть очищена от обыденности, приглушенности, небрежности: в ней нужны четкость, звучность, ясность, ударность, даже особая подчеркнутость, конечно, без всякого утрированного фарса.

Ей характерно: 1) отсутствие редукции; 2) в сценической речи закрепляются устаревшие нормы – для содания колорита эпохи и особого приподнятого, необычного настроения.

Например,

- сохраняется [о] в заимствованных словах в безударном положении (поэт, поэзия, Ромен Роллан, досье, колье, Токио)

- t’ + t’ (произношение только мягких в сочетании с мягким)

- еканье вместо иканья, эканье последовательно сохраняется в малом театре. МХАТ – в основном «экает», но нет монолитности (особенности театра Станиславского: условная сценическая речь, не отражающая реальные особенности произношения с реалистическими традициями театра «переживания»)

Таким образом, эканье приобретает оценку стилистически высокого произношения в этой борьбе орфоэпических норм.

Нейтральный стиль – это естественное, спонтанное, немного замедленное произношение. Примером может быть чтение по радио последних известий и других материалов, лекций, докладов. От полного стиля он отличается отсутствием нарочитой отчетливости и эмоциональной действенности. В фонетическом плане – меньшей напряженностью артикуляционного аппарата.

Разговорный стиль – непринужденного, чаще всего довольно беглое произношение. Характерно для диалогической речи. Он вполне литературен, но уместен только в непринужденной, повседневно-бытовой речи. Характеризуется быстрым темпом, при котором тенденция к экономии усилий проявляется в большей степени. Это приводит к упрощению, сокращению звуковой оболочки: нес(к)о(ль)ко, ч(ело)в(е)к, мож(ет) быть, естес(твен)но, то(е)с(ть) как, чесн(ый) че(лове)к.

В целях экономии усилий происходит:

1) нулевая редукция гласных, особенно в заударных слогах: сковрду, выцрапать, колкола, горд, вертено. Слоговыми при этом становятся сонорые и другие согласные (безбразие, птилетний). Гласный в «минимуме». Он используется только как средство соединения согласных, средство перехода от одной артикуляции к другой.

Типично и обратное: появление такого гласного между сонорными в конце слова (жизинь, вихирь)

2) редукция согласных:

ü в конце слова: поес(зд), удобст(в) никаких, ремон(т)

ü в середине слова: чу(в)ств, ка(ж)этся

3) эмфатическое ударение: вкуусно! ммерззавец!

Таковы орфоэпические особенности разных стилей. Это разграничение произносительных стилей является очень приблизительным и в целом, и в деталях.в этом вопросе пока много неясного. Стили произношения пока не были предметом специального исследования. Ощутимо отсутствие экспериментальных данных. Но существование этих стилей несомненно. Разные орфоэпические нормы могут закрепляться за одни из них.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные направления и причины развития акцентологических норм современного русского языка | Семантическое варьирование слова
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1060; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.