Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Облигации. Облигация - долговое обязательство, выступающее в своей классической форме с выплатой точно фиксированного процента




Облигация - долговое обязательство, выступающее в своей классической форме с выплатой точно фиксированного процента. Покупатель облигации, приобретая ее у акционерной компании, правительства, муниципалитета на тот срок, на который она выпущена до погашения, кредитует их, т. е. предоставляет средства на условиях срочности, возвратности и платности.

Облигации имеют цену или курсовую стоимость. При этом различается три уровня курсовой стоимости: номинальная, выкупная и рыночная. В строгом смысле слова под курсовой стоимостью понимается обычно рыночная стоимость. Номинальная цена облигации является базой для начисления процентов и исходным уровнем при дальнейших перерасчетах цены. Выкупная цена - тот ее уровень, по которому эмитент выкупает облигацию соответственно сроку, на который она была выпущена. Рыночная курсовая стоимость облигации, т. е. ее рыночная цена, определяется условиями ее купли-продажи, складывающимися на рынке облигаций.

Долгосрочное финансирование с помощью облигаций часто применяется для финансирования активов с продолжительным сроком эксплуатации, таких, как земля, оборудование или строительные проекты. Чем выше капиталоемкость бизнеса, тем больше может быть объем долгосрочных задолженностей и акционерного капитала.

Различные виды долговых обязательств применяются при определенных ситуациях. Сумма долговых обязательств, которые может иметь предприятие, во многом зависит от имеющихся у него реальных активов. Долгосрочные долги предприятий обычно представлены в виде подлежащих погашению облигаций. Облигация является ценной бумагой, свидетельствующей о том, что предприятие заняло денежные средства и согласно их выплатить.

Владельцы облигаций получают доход, выплачиваемый ежегодно в виде фиксированного процента. Срок действия облигаций, порядок и размеры выплаты дохода и выкупа бумаги определяются при выпуске займа. Владение облигацией не дает права собственности, но предусматривает преимущественное право по сравнению с акционерами на распределяемую прибыль и на активы предприятия при его ликвидации.

Номинальная цена облигаций, эмитированных акционерными обществами, в зависимости от того, на какого кредитора рассчитан их выпуск, различна, но она, как правило, будет кратна сумме в 100 или 1000 национальных денежных единиц. Обычно облигации обществ выпускаются на срок от 10 до 20 лет, но встречаются и сроки до 40 лет. По завершении срока, на который выпущены облигации, они выкупаются эмитентом. Эта дата именуется датой погашения.

Облигации сроком до 5 лет считаются краткосрочными, от 5 до 15 лет - среднесрочными, а сроком в 20 лет и выше - долгосрочными.

Погашение облигаций происходит путем их выкупа, причем выкупная цена не может быть меньше номинальной цены, по которой происходила эмиссия облигаций. Для привлечения кредиторов многие акционерные компании устанавливают льготные условия выкупа. При этом эмитенты чаще всего осуществляют выкуп своих облигаций у кредиторов не единовременно у всех сразу, ибо это может вызвать серьезные финансовые осложнения, а постепенно по тиражам. Здесь устанавливается следующий принцип: чем раньше облигация попадает в тираж выкупа, тем меньше выкупная цена превышает номинальную цену: в более же поздних тиражах выкупная цена все в большей степени превышает номинальную цену.

Владелец облигации как кредитор акционерного общества получает ежегодный доход - процент - независимо от масштабов прибыли компании. Уровень процента определен заранее при эмиссии облигаций как отношение положенного к выплате дохода к номинальной курсовой стоимости облигации. При этом выплата процентов по облигациям является обязательной. Компания, эмитировавшая облигацию на указанный срок, обязана также их выкупить к этому сроку, независимо от складывающегося финансового состояния компании. Особенность выплачиваемых процентов состоит в том, что они считаются задолженностью компании своим кредиторам - владельцам облигаций - и поэтому не облагаются налогом.

Целесообразность выпуска облигаций определяется спросом на них на фондовом рынке и издержками выпуска. Цена облигации зависит от нескольких факторов: срока погашения, процентной ставки и имущественного залога. Цена бумаги с момента ее выпуска и в течение срока обращения постоянно колеблется. Рыночная цена облигации определяется прежде всего доходностью. Доходность представляет собой отношение выплачиваемых по облигации процентов к рыночной стоимости.

Стоимость облигации и процентные ставки связаны между собой обратно пропорционально. По мере роста процентных ставок стоимость существующих облигаций понижается, так как инвесторы могут сделать капиталовложения в новые облигации с большими процентными ставками.

Облигации могут продаваться со скидкой, когда процентная ставка по облигациям ниже преобладающей на рынке ставки для данного вида ценных бумаг, или когда предприятие-эмитент работает в условиях риска, или когда облигация имеет продолжительный срок погашения. Облигация продается с надбавкой, когда действуют обратные условия.

Облигации могут быть разного типа, они классифицируются по двум основным направлениям: обеспеченности эмиссии облигаций; особенности выплаты процентов и погашения облигаций: необеспеченные, с залогом имущества, конвертируемые, гарантированные, бескупонные, с переменной процентной ставкой, еврооблигации и др. (Таблица 8).

 

Таблица 3

Виды облигаций и их свойства

Виды облигаций Характеристика
Необеспеченные Используются только финансово надежными компаниями. Конвертируемые облигации обычно являются необеспеченными
Субординированные Востребованы после облигаций, обладающих преимуществом в погашении
С залогом имущества Залог в виде недвижимого имущества или здания
Обеспеченные другими ценными бумагами Обеспечиваются акциями и (или) облигациями, находящимися в собственности эмитента
Процентные доходы (выплачиваются только из прибыли) Выпускаются, когда предприятие реорганизуется из-за финансовых затруднений
Продаваемые ниже номинала и бескупонные Выпускаются с очень низкой (даже нулевой) ставкой купона, по ценам ниже номинала, но погашаются по номинальной стоимости
С переменной процентной ставкой Ставка купона меняется в зависимости от изменения ставок на денежных рынках или рынках капитала. Применяются в условиях неопределенности будущих процентных ставок из-за инфляции. Продаются по цене, близкой к номинальной

 

Рассматривая обеспеченность эмиссии облигаций, отметим, что могут быть выпуски облигаций, не обеспеченные какими-либо ценностями, принадлежащими компании, и это весьма напоминает бланковый, т. е. необеспеченный кредит, предоставляемый банками наиболее надежным заемщикам. В случае эмиссии облигаций действует тот же принцип: банки и банковские консорциумы (банковские синдикаты) через которые непосредственно осуществляется эмиссия, как правило, не берут какой-либо залог под обеспечение у крупных и наиболее надежных компаний. Большинство же компаний, осуществляя эмиссию облигаций, вынуждены обеспечивать банкам определенный залог, которым может служить имущество компании (прежде всего ее материальные активы), а также различные ценные бумаги, находящиеся во владении компании. Материальные активы компании являются первым залогом, причем наиболее надежным; ценные же бумаги рассматриваются как второй залог, который считается менее надежным.

Так называемая классическая облигация акционерного общества, которая впервые начала выпускаться еще в позапрошлом веке, представляет собой долговое обязательство акционерного общества на точно определенный срок, по наступлении которого она выкупается, с точно фиксированной ставкой процента по отношению к номинальной курсовой стоимости облигации: например, 8%, 10%, 12% и т.п. Инфляция вызвала к жизни разновидности облигаций, учитывающих инфляционный процесс. Это облигации с плавающей ставкой процента и индексированные облигации. У первых ставка процента изменяется в зависимости от движения цен и складывающейся экономической конъюнктуры, у вторых - учитывает темп инфляции. Однако практика показала, что выпуск подобного рода облигаций оправдывает себя при сравнительно высоком темпе инфляции. Поэтому в России, где темп инфляции в настоящее время очень высок, облигации с плавающей ставкой процента и Индексированные облигации вряд ли могут быть эмитированы.

В развитых странах с рыночной экономикой острая конкурентная борьба между акционерными компаниями за более выгодное размещение своих облигаций среди кредиторов также вызвала дифференциацию разновидностей этих долговых обязательств: появились облигации с нулевым купоном, облигации, размещаемые в рассрочку и др.

Облигации отличаются друг от друга не только по срочности, надежности, методам размещения, доходности и способам выплаты этого дохода, но и по типу характера обращения. По этому признаку различают обычные облигации и конвертируемые облигации. Обычные облигации имеют точно установленный срок погашения в зависимости от тиража последнего. Конвертируемые же облигации обеспечивают их владельцу право обменивать их на акции данного акционерного общества через определенное число лет.

Подобная дифференциация становится необходимой только в условиях высокоразвитого рынка облигаций.

Облигации выпускаются как на предъявителя, так и на определенное имя. Последние называются регистрируемыми или именными. Владельцы облигаций на предъявителя не регистрируются акционерным обществом и их учет им не ведется. Владельцы регистрируемых облигаций учитываются в специальной книге (ныне - на компьютере) и им выдается облигационный сертификат, являющийся документом, который свидетельствует о долговом обязательстве акционерного общества данному лицу. При этом ведется учет движения регистрируемых облигаций при их перепродаже из одних рук в другие. Если такая продажа состоялась, то сертификат прежнего владельца погашается, а покупателю выдается новый сертификат. Если кредиторы приобретают регистрируемые облигации, то доход по ним обычно переводится на банковский счет кредитора.

Выплата же процентов по облигациям на предъявителя производится по купонам, которые по форме представляют собой вырезной талон с указанной на них процентной ставкой.

При выплате процента купон изымается из прилагаемой облигации купонного листа. Наиболее типичным является выплата дохода по купонам два раза в год, т. е. раз в полугодие, но могут быть и другие варианты выплаты: один раз в год, раз в квартал. В принципе, чем чаще происходит выплата дохода по облигациям, тем это более выгодно для кредитора.

Преимущества долгосрочных долговых обязательств состоят в следующем:

- держатели облигаций не участвуют в обеспечении роста доходов предприятия;

- долговые обязательства погашаются более дешевой валютой в период инфляции;

- облигация может помочь предприятию обеспечить финансовую стабильность в условиях «стесненных» денежных рынков, когда отсутствует возможность использовать краткосрочное кредитование.

Недостатки долгосрочных долговых обязательств состоят в следующем:

- начисляемые проценты должны быть выплачены независимо от доходов предприятия;

- долговое обязательство должно быть погашено в установленные сроки;

- каждому долговому обязательству соответствует финансовый риск, который может повысить стоимость финансирования;

- условия облигационного договора могут наложить ограничения на деятельность предприятия;

- обязательства, превышающие финансовые возможности должника, могут возникнуть при ошибках в прогнозе будущих потоков денежных средств.

Для инвесторов облигации имеют определенные преимущества: по ним выплачиваются фиксированные проценты ежегодно; они надежнее, чем ценные бумаги, свидетельствующие об участии в акционерном капитале. Однако инвесторам следует учитывать и недостатки: облигации имеют определенный риск по процентной ставке и существует возможность того, что основная сумма будет утрачена, если процентная ставка увеличится и облигация упадет в цене; владельцы облигаций не имеют права голоса и, следовательно, не могут влиять на работу предприятия.

Финансирование за счет долговых обязательств рекомендуется в следующих случаях.

1. Если процентная ставка по долговому обязательству ниже, чем норма прибыли, которую можно получить на заемных денежных средствах.

2. Когда доход предприятия и прибыль стабильны, оно будет в состоянии погасить проценты и основную сумму долга как в удачные, так и в неудачные годы. При этом важно соблюдать разумные пределы, при которых обязательства по погашению процентов и основной суммы долга не будут превышать возможностей предприятия.

3. Если у предприятия имеется достаточная прибыль для погашение долгов.

4. При хорошем положении с ликвидностью и притоком денежных средств.

5. Если величина отношения долговых обязательств к акционерному капиталу невысока и предприятие может справиться с дополнительными обязательствами.

6. При невысоком уровне риска предприятия.

7. Когда цены акций предприятия понизились, а значит, выпуск новых обыкновенных акций в этот период нерентабелен.

8. Когда важно сохранить контроль над деятельностью предприятия.

9. Если предприятие обладает солидным опытом работы в данном виде бизнеса.

10. Если предполагаемый уровень инфляции обещает быть высоким и погашение долгового обязательства будет производиться более дешевой валютой.

11. Когда рынок продукции предприятия растет и отсутствует конкуренция.

12. Когда налоговая ставка высока и предприятие выигрывает за счет вычитания выплат процентов из своих налогов.

13. Если ограничения облигационного контракта не обременительны для предприятия.

14. Когда тенденции денежного рынка благоприятны и любые необходимые виды финансирования доступны.

В России облигационные займы могут выпускаться только известными акционерными компаниями, корпорациями и финансово-промышленными группами, платежеспособность которых не вызывает сомнений у инвесторов.

Величина процента по облигациям определяется рядом факторов: сроком, на который они выпущены; их надежностью; уровнем инфляции; банковским процентом. Решающую роль в определении процентной ставки по облигации играют два основных фактора: уровень инфляции и степень риска приобретения облигации. Степень риска определяется надежностью облигации и риском приобретения этой ценной бумаги по сравнению со срочными вкладами в наиболее надежные банки на срок, соответствующий сроку погашения облигации. Если, например, срочный вклад приносит 10% годовых, то примерно такой же процент будет выплачиваться и по самым надежным облигациям. Чем менее надежны облигации, тем под более высокий процент вынуждены будут их предлагать компании-эмитенты. Поэтому процентная ставка на облигации различных акционерных обществ устанавливается в зависимости от уровня надежности этих облигаций. По самым надежным облигациям выплачивается и наиболее низкий процент, а по наименее надежным необходимо предлагать кредитору, приобретающему облигации, наиболее высокий процент. В ряде стран, например, в США, уровень процента не устанавливается самой компанией, а за соответствующую плату рекомендуется независимыми экспертами, в качестве которых выступают исследовательские корпорации. Именно они определяют уровень надежности облигаций или ее рейтинг, соответственно которому определяется величина процента. Например, в США две исследовательские корпорации - "Стандард энд Пур'с" и "Мудис инвесторе сервис" - занимаются за соответствующую плату анализом финансового состояния компаний, эмитирующих облигации. Главное, что они выявляют - это способность каждой компании-эмитента выплачивать процент по облигациям и осуществлять в срок их выкуп без каких-либо потерь для кредитора. По этим признакам компании-эмитенты распределяются по группам, каждой из которых присваивается определенный буквенный индекс. Последний и является для кредиторов показателем степени надежности облигаций той или иной компании. В частности, "Стандард энд Пур'с" присваивает индексы от AAA до Д. При этом индексы AAA, AA, А, ВВВ присваиваются облигациям высокой степени надежности и называются инвестиционными индексами. А индекс Д присваивается облигациям компаний, которые находятся накануне краха и часто называются "мусорными".

Для того чтобы вернуть денежные средства, вложенные в облигации, их владельцу не обязательно ждать срока погашения облигаций. Он может их продать любому третьему лицу. Такая продажа осуществляется на вторичном рынке облигаций, состоящем в основном из двух частей: централизованной и нецентрализованной. Централизованная часть вторичного рынка облигаций - это фондовая биржа, а нецентрализованная выступает в различных вариантах и часто обобщается общим наименованием "уличного рынка".

На фондовых биржах котировка облигаций выражается в процентах к их номинальной цене. При этом традиционно доли процента выражаются не в десятичных, а в обычных дробях. Если, к примеру, номинальная цена облигации составляет 10000 руб., а ее курсовая рыночная стоимость - 9640 руб., то ее котировка составит 96 2/5.

Если при перепродаже рыночный курс облигации равен номинальной цене, то облигация продается по номиналу. Если рыночная курсовая стоимость продаваемой облигации окажется меньше номинальной цены, то облигация продается с дисконтом, если же выше номинальной цены - то облигация продается с премией. Процентная ставка по облигации и доходность облигации - понятия близкие, но различные по методу расчета, а часто и по величине. Процентная ставка формально устанавливается эмитентом относительно номинальной или нарицательной цены облигации. Она определяет абсолютную величину выплачиваемого процента. Если, например, облигация номинальной ценой в 10000 руб. имеет процентную ставку в 10%, то абсолютная величина выплачиваемого за год процента составит 1000 руб. Доходность же облигации определяется отношением абсолютной величины процента к курсовой рыночной стоимости облигации с учетом срока погашения облигации.

Своего рода эталоном и исходной базой определения степени выгодности приобретения кредиторами облигаций акционерных обществ является сопоставление их доходности с доходностью государственных облигаций. Например, в США традиционно считается выгодным предоставление кредитных ресурсов под частные облигации лишь в том случае, если их доходность превышает доходность государственных облигаций не менее чем на 4%.

Рыночный курс облигаций зависит от их номинальной цены, срока погашения, соотношения процента по облигации и банковского процента, степени риска получения дохода по облигации и их погашения. Если процент, выплачиваемый по облигации, равен банковскому проценту, то рыночная курсовая стоимость облигации будет равна ее номинальной стоимости. В случае, когда процент по облигации выше банковского, рыночный курс будет выше номинальной цены, если же процент по облигации ниже банковского, то и рыночный курс облигации будет ниже номинальной цены. При этом, чем меньше лет остается до срока погашения облигации, тем также будет выше ее курсовая стоимость. Таким образом, при прочих равных условиях на рыночную курсовую стоимость облигации влияют соотношение между процентом, выплачиваемым по облигации, и банковским процентом, а также срок, оставшийся до погашения облигации.

Облигации выпускаются государством и акционерными обществами ежегодно и, естественно, может складываться ситуация, когда процентные ставки в различные годы выпуска облигаций отличны друг от друга. Процентная ставка, выплачиваемая по облигациям, не остается неизменной независимо от того, какой рейтинг имеют данные ценные бумаги. Вполне реальна ситуация, что выпущенные десять лет назад облигации сроком на двадцать лет под 10% годовых, в настоящее время сталкиваются на рынке с облигациями, выпущенными всего год назад, но уже под 15% годовых. Старые облигации с меньшей процентной ставкой не смогут конкурировать с новыми облигациями того же рейтинга, но с большей процентной ставкой. Их рыночная курсовая стоимость неизбежно должна упасть, в нашем примере в 1,5 раза. Только в таком случае они будут иметь доходность, равную доходности новых облигаций, и, поэтому, смогут найти покупателей. Следовательно, уровень процентной ставки по облигациям новых выпусков оказывает влияние на рыночную курсовую стоимость ранее выпущенных облигаций. Их рыночная курсовая стоимость будет снижаться при более высокой процентной ставке новых облигаций и, наоборот, повышаться при более низкой процентной ставке новых облигаций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1084; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.