Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы теоретического анализа политических изменений

Теория политических изменений.

1. Основы теоретического анализа политических изменений

2. Теории политического развития и политической деградации

3. Теория политических циклов

4. Теория политической модернизации

5. Теория политического транзита

Политическое изменение – это любой вид движения, модификации, трансформации политического объекта или его отдельных компонентов.

Показатели политического изменения, отличие значений зависимых и независимых переменных, характеризующих состояние политического объекта в разные моменты времени. Например, изменение рейтинга доверия В.В. Путину в период с января 2010 года до апреля 2012 года, плюс изменение социальных, экономических, внутриполитических и иных условий, оказывающих влияние на уровень доверия населения В.В. Путину.

Подходы к соотношению понятий «политическое изменение» и «политический процесс»:

1) Отождествление политического процесса и политических изменений. П. Сорокин. Процесс – это любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве, либо модификация его количественных и качественных характеристик.

2) Противопоставление политического процесса и политических изменений. А.Ю. Мельвиль (Политология, МГИМО). Политический процесс связан с воспроизведением политической системы, а политические изменения представляют собой, переход системы в новое качественное состояние, либо смену одного системного типа другим.

3) Содержательное «разведение» понятий «политический процесс» и «политическое изменение». Пугачёв В.В., Соловьёв А.И. Политический процесс – это реальное взаимодействие субъектов политики, сложившееся в результате взаимодействия разнообразных внешних и внутренних факторов. Соответственно политический процесс может предполагать как наличие политических изменений, так и их отсутствие.

Основные разновидности политических изменений:

I. Изменение на уровне непосредственного политического взаимодействия.

1. Изменение числа политических субъектов (образование новой политической силы, уход того или иного субъекта с политической арены).

2. Изменение целей (интересов) политических субъектов (переориентация предметов деятельности президента или депутата от решения проблем массовых слоёв население к решению проблем тех или иных заинтересованных групп с использованием служебного положения).

3. Изменение уровня и характера обеспеченности ресурсами каждого из политических субъектов и следовательно изменение характера влияния каждого из политических субъектов на ту или иную политическую проблему. Пример, увеличение или уменьшение у политического субъекта количества финансовых, административных, информационных, людских и иных ресурсов.

4. Изменение действий и типичных стратегий политических субъектов. Пример, переход политического субъекта от стратегии конфликтной модели поведения к консенсусной и наоборот.

5. Изменение структуры политического взаимодействия, т.е. совокупности устойчивых связей между политическими акторами. Пример, переход политических субъектов от сотрудничества или нейтралитета к конфронтации, переход от потенциального конфликта к актуальному, замена тактического союза стратегическим.

II. Изменение структурных или организационных аспектов политического взаимодействия.

1. Появление в системе новых политических организаций (партий, организованных групп интересов, органов подразделений государственной власти и т.д.) или исчезновение старых. Изменение роли отдельных структур или организационных комплексов (подсистем) в рамках политической системы. Пример, увеличение или сокращение влияния гражданского общества или партийной системы на процесс принятия политических решений, изменение фактического соотношения госполномочий «по горизонтали» (органы законодательной, исполнительной, судебной власти) или «по вертикали» (центральные и региональные органы власти плюс органы МСУ).

III. Изменение политических норм.

1. Изменения правил, определяющих уровень политической конкуренции.

2. Изменение правил, определяющих особенность обратной связи (меру влияния населения на процесс осуществления власти).

3. Изменение правил, определяющих источники и способы формирования структур государственной власти.

IV. Изменение среды политической системы.

1. Изменение интрасоциитальных (внутренних) компонентов политической системы.

А) Изменение характера доминирующих в обществе мировоззренческих установок (традиционализация или секуляризация общественного сознания), а также изменение вытекающих из этого установок культурно-политических представлений – знаний, эмоций, оценок, поведенческих реакций в отношении политической системы и роли в ней конкретного индивида.

Б) Изменение в экономике страны. Увеличение или уменьшение таких экономических показателей как ВВП, ВВП на душу населения, Валовые инвестиции, чистый экспорт (торговое сальдо), уровень инфляции, уровень безработицы, реальная процентная ставка (доход от денег), наполняемость государственного бюджета и т.д.

В) Изменение в социальной (социально-демографической) сфере. Уменьшение или увеличение численности населения, доли мужского и женского, городского и сельского населения, изменение возрастного, профессионального, этнического состава населения, уровня социально-классового расслоения и т.д.

2. Изменение экстрасоциитальных компонентов политической системы.

А) Изменение международных отношений: модификация ресурсных возможностей национальных интересов и внешней политики иностранных государств, изменение силы и характера воздействия на национальную политику международных организаций и других наднациональных акторов, усиление или ослабление процессов глобализации и т.д.

Б) Изменение в природной среде. Глобальное потепление, сокращение объёмов доступных природных ресурсов, ухудшение экологической обстановки и т.д.

V. Изменение уровня эффективности и стабильности.

1. Модификация – показатель эффективности экономической, социальной, культурной, внешней политики государства.

2. Изменения уровня стабильности политической системы. Увеличение или уменьшение уровня доверия население к ключевым политическим фигурам, структурам и институтам (правилам политического взаимодействия) политической системы, рост или сокращение числа протестных акций, изменения форм протестной активности, уровня политически мотивированного насилия и т.д.

Причины политических изменений:

I. По местоположению источника причинного воздействия

1. Эндогенные (внутренние) причины; причины, заключенные внутри самого изучаемого объекта. Пример: политические интересы индивидов и групп, характер сложившихся в политической системе правил политического взаимодействия.

2. Экзогенные (внешние) причины; причины, представляющие собой вызов, стимул, давление на политику из вне. Пример: ухудшение экологической обстановки, глобальное потепление, давление на руководство страны со стороны международного сообщества, экономический рост, секуляризация общественного сознания и т.д.

II. Классификация по онтологическому (бытийственному) основанию причинного воздействия (классификация причин в качественном отношении)

1. Материальные причины. Воздействие на политику природных материальных факторов (географическое расположение, климат, плодородность почвы и т.д.), а также особенностей адаптации разных обществ к природным материальных условиям существования (уровень развития производительных сил, характер производственных отношений и т.д.).

2. Идеальные причины. Особенности сознания людей, образующих социум, специфика восприятия ими окружающей политической действительности и своего места в ней (религия, этика, идеология).

В настоящее время наметилась тенденция избегать односторонних материалистических или идеалистических интерпретаций политических изменений. Ни один из факторов не квалифицируется теперь как конечная причина политических изменений, соответственно, причинность рассматривается как результат сложного взаимодействия материальных и идеальных факторов.

Конечные результаты политических изменений:

1. Изменение качественных характеристик политического объекта. Качество – это философская категория, выражающая неотделимую от бытия объекта, его существенная определенность, благодаря которым он является именно этим, а не иным объектом. Качество отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объектов, которые характеризуют его специфику, дающую возможность отличать один объект от других. В непосредственно чувственном восприятии, качество выступает как некоторое множество внутренних свойств объекта. Следовательно, качественные политические изменения предполагают изменение базовых свойств политического объекта, превращения этого объекта в другой объект. Пример: переход от авторитаризма к демократии, преобразование политического клуба по интересам в политическую партию, замена однопартийной системой многопартийностью.

2. Изменение количественных характеристик политического объекта. Количество есть такая определенность объекта, благодаря которой реально или мысленно его можно разделить на однородные части и собрать эти части воедино. Однородность, подобие, сходство частей объекта – отличительный признак количества. Следовательно, количественные политические изменения предполагают изменения таких характеристик политического объекта, как величина, число, объем составляющих его частей (элементов), темп протекания процессов внутри объекта, степень развития его свойств и т.д. Такие изменения не ведут к изменению сущностных свойств политического объекта, только достигнув определенных для каждого объекта граница, количественные изменения вызывают качественные. Пример: увеличение численности бюрократического аппарата, колебания рейтинга ведущих политиков и т.д.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Взаимосвязь государства и гражданского общества | Теории политического развития и политической деградации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.