Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории политического развития и политической деградации

I. Теории политического развития. Политическое развитие – это форма политического изменения, раскрывающая потенциал, который изначально заложен в политическом объекте, системе. Политическое развитие – это направленный процесс, в котором ни одно из состояний системы не повторяется ни на какой предыдущей стадии, а на более поздней выходит на более высокий уровень в какой либо сфере. Синонимом понятия политического развития является биологическое понятие «рост». Рост – это расширение распространение, усложнение, дифференциация чего либо.

Характерные особенности процесса роста

1. Раскрытие определенных внутренних потенциальных возможностей, присущих изучаемому объекту с самого начала (т.е. обнаружение свойств, закодированных в семени и эмбрионе).

2. Одно направленность и необратимый характер (например, движение от юности к зрелости, но не наоборот).

3. Непрестанность, невозможность прерывания процесса (например, невозможность оставаться вечно молодым)

4. Постепенность, поступательность, пошаговость в прохождении определенных фаз (например, стадии юности, зрелости и старости).

Концепция роста стала основой социологической идее эволюции, фундаментом для теоретической школы социологического эволюционизма. В рамках этой школы были сформированы первые теоретические представления о специфики политического развития.

Подходы к анализу политических изменений в классических теориях социологического эволюционизма (19-нач. 20 вв.):

1. Огюст Конт (1798-1857). Гносеологическая концепция эволюции. Социальная и политическая эволюция рассматривается как совершенствования методов получение и накопления знаний.

Закон трёх стадий Огюста Конта:

На теологической стадии мир объясняется человеком с помощью сверхъестественных сущностей (духи, боги, бог). На метафизической стадии доминирует объяснение мира с помощью абстрактных, философских, «мнимых» сущностей (идеи, формы, естественные права, общественный договор, «вещь в себе», «абсолютных дух», материя (вообще) и др.). На позитивной стадии человек ограничивается наблюдением за явлениями и установлением между ними регулярных, эмпирически фиксируемых связей. Согласно теории Конта, эволюция политических отношений связана, прежде всего, с развитием знания о политике, с познанием закономерностей политической жизни. На теологической стадии (до 14 века) доминирует военный образ жизни, широко распространен институт рабства. На метафизической, абстрактно-философской стадии (15-18 века) начинает доминировать идея суверенитета, узаконенного права и легитимного правительства. Задача этой стадии – разрушение традиционных верований и социально-политических порядков. На позитивной стадии (с начала 19 века) происходит постепенная качественная реорганизация общественных и политических отношений в связи с развитием позитивной философии и социологического знания.

2. Герберт Спенсер (1820-1903 г.). Натуралистическая концепция социально-политической эволюции. Эволюция природы и общества рассматривается как структурно-функциональная дифференциация 1) от простоты к сложности, 2) от аморфности к четкости, 3) от однообразия и гомогенности к специализации и гетерогенности; 4) от текучести к стабильности

По мнению Спенсера, эволюция политической сферы в любом обществе проходит через следующие стадии: а) отсутствие политической организации (все члены общества заняты примерно одной и той же деятельностью); б) появление иерархической политической организации, связанной с развитием разделения труда среди индивидов и разделения функций между частями общества; в) появление в обществе конституции и законов, а также закрепление политического порядка в рамках определенной территории; г) появление национальных государств, федераций государств или больших империй, как наиболее сложных форм социальных и политических целостностей.

3. Льюис Морган (1818-1881). Материалистическая концепция эволюции. Социальная эволюция рассматривается как материально техническое развитие, связанное с постоянным поиском людьми новых более эффективных способов удовлетворения своих материальных потребностей. Согласно теории Моргана, в истории человечества можно выделить стадии дикости, варварства и цивилизации, которые достигается благодаря значительным технологическим прорывам.

А) Дикость. Господство охоты, рыболовства и собирательства, отсутствие социального и политического неравенства.

Б) Варварство. Изобретение керамической посуды, появление скотоводства и земледелия (первое разделение труда), начало производства железных орудий труда, появление ремесла (второе разделение труда). В социальных и политических сферах стадии варварства характерен рассвет и упадок родового строя (признаки родового строя: естественное разделение труда между полами, общее ведение хозяйства, отсутствие господства и порабощения), начало обращения в рабство военнопленных, а также развитие военной демократии. Появление таких типов протополитических организаций как «народное собрание», «совет» и «военачальник».

В) Цивилизация. Появление торговли и ростовщичества (третье разделение труда), возникновение частной собственности, классов и государства.

4. Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Социологическая концепция эволюции. Социальная эволюция рассматривается как переход общества от механической солидарности к органической солидарности. Основной показатель социальной эволюции – углубление разделения труда, усиление дифференциации задач, обязанности и ролей членов общества по роду их занятий. Ключевые причины разделения труда и социальной эволюции, связываются с ростом численности населения планеты и увеличением «плотности» общественных отношений. Эволюция политических отношений, по мнению Дюркгейма, предполагает углубление разделения политического труда, усиление дифференциации политических задач, обязанностей и ролей, при этом переход от механической солидарности к органической предполагает постепенный отказ от насильственных методов политического управления, индивидуализация политических отношений, распространение демократических форм политического взаимодействия.

5. Исторический материализм Карла Маркса, как особый вид социального эволюционизма.

Согласно теории Маркса в основе механизма общественного развития лежит противоречие между уровнем и характера производительных сил и уровнем и характером развития производственных отношений. Развиваясь, производительные силы приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, что ведет к социальной революции.

Модель естественного исторического процесса марксизма.

Подробнее теорию общественного развития Маркса смотри в семинаре №2.

Основные элементы и характерные черты классических теорий социологического эволюционизма.

I. Общая характеристика социальных и политических изменений.

А) универсальность. Все происходящие социальные и политические изменения имеют единую форму и логику. Эта логика может быть обнаружена и распознана.

Б) всеохватность (охват всех компонентов социальной организации). Общество представляет собой тесно интегрированную систему, компонентов и подсистем, каждая из которых порознь или вместе вносит свой клад в сохранение и непрерывное существование целого (аналогия общества с организмом). В центре анализа должны находиться изменения всей социальной системы.

В) линейность. Эволюционные изменения являются строго линейными, следуют по единому, заранее установленному образцу. Очевидное различие между обществами объясняются неодинаковой скоростью эволюционного процесса в различных частях мира. Более примитивные общества просто отстали в этом движении, но они неизбежно продвигаются по тому же пути, следуя за более развитыми, в частности более зрелыми обществами Запада.

В марксизме линейная гладкая модель социальных изменений заменяется ступенчатыми моделями революционных социальных изменений, частью которых, однако, является представление об эволюционном линейном развитии производительных сил, как основе всего естественно исторического развития.

Г) Постепенность и непрерывность. Социальная эволюция носит постепенный, непрерывный и кумулятивный (накопительный) характер. Всеобщее движение протекает гладко без радикальных провалов и ускорений. Даже если отдельные общества, культуры или цивилизации испытывают кризис, то это не влияет на картину в целом. В марксизме тезис о кумулятивном характере социальных изменений отвергается и заменяется представлением о скачкообразном, прерывистом, революционном характере социальных изменений (смена общественных экономических формаций).

Д) Последовательность. Общая траектория эволюции разделена на последовательные стадии или фазы, ни одна из которых не может быть пропущена.

II. Интерпретация причин социальных и политических изменений.

А) Моноказуальность. В основе социальной и политической эволюции лежит универсальный и единообразный причинный механизм; вся социальная эволюция может быть объяснена исходя из какого-либо одного ключевого фактора.

Б) Эндогенность причинного воздействия. Внутренний принцип изменения находится в самой природе человеческого общества, вытекает из его потребности в самореализации и самотрансформации. Конечная причина эволюционных изменений рассматривается как внутренняя, имманентная, эндогенная.

В) Объективность. Причина социальных изменений носит глубинный характер, вытекает из природы человека и общества и, в конечном счёте, не зависит от воли конкретного человека.

Г) Материалистический характер причинного воздействия. В большинстве случаев ключевое внимание уделяется материальным (техническим, экономическим, демографическим) факторам социальной эволюции.

III. Представления о конечных результатах социальных изменений.

А) Качественная характеристика изменений – каждая последующая стадия социального развития отличается от предыдущей стадии, прежде всего по своим внутренним качественным характеристикам.

Б) Прогрессивность изменений – изменения общества видятся направлением от примитивных к развитым, каждая позднейшая форма занимает более высокую позицию на шкале сложности и дифференциации. Эволюционные изменения отождествляются с прогрессом, поскольку они приводят к постепенному улучшению общества и человеческой жизни.

Критика ключевых положений классического эволюционизма в социологии XX века.

Основные представители: К. Поппер «Нищета историцизма» 1956, «Логика научного открытия» 1968; Р. Нисбет «Социальные изменения и история» 1969; Чарльз Тилли «Как социология встречается с историей» 1981, «Большие структуры, обширные процессы, огромные корпорации» 1984; Иммануэль Валлерстайн «Переосмыслить XIX столетие».

Основные положения:

1) Исторические события носят ограниченный и случайный характер, в реальности имеют место многочисленные, фрагментарные процессы, которые могут протекать параллельно, пересекаться, накладываться или противоречить.

2) Исторические факты указывают на типичные для более ранних стадий продолжительные периоды стабильности, стагнации и консервации традиционных областей.

3) Человеческие общества качественно разнообразны и это не даёт возможности ранжировать их по единой шкале зрелости или прогрессивности, некоторые не западные общества нельзя считать отсталыми, они просто отличны от Запада.

4) Исторические события и изменения чаще всего оказываются результатом совокупности причин, и не одна из них не может считаться ни исключительной, ни тем более первопричинной.

5) Многие социальные изменения обусловлены внешними причинами, такими как диффузия (проникновение элементов иных культур), колонизация, демонстрационный эффект (наличие примера других стран и народов), изменение окружающей среды и т.д.

6) Определенная часть изменений всегда проводилась преднамеренно и была осознанной и похоже со временем эта часть становилась всё больше???

7) Отдельные социальные преобразования ограничены и имеют характер изменений «внутри системы», т.е. происходят в пределах одного и того же социального типа, а не между различными социальными типами.

8) Отождествлению эволюции с прогрессом противоречит трагический опыт XX столетия и пугающие перспективы дальнейшего бесконтрольного развития промышленности, техники, военных технологий.

Несмотря на серьёзную критику всех ключевых идей классического социального эволюционизма, многие его положения продолжают оказывать влияние на доминирующие в исследовательской среде представления о специфики социальных и политических изменений. К наиболее известным версиям эволюционизма в политологии с рядом оговорок могут быть отнесены теория политической модернизации и теория политического транзита.

II. Теория политической деградации (политического регресса).

Политическая деградация (регресс) – это тип политических изменений, обратный по своей направленности политическому развитию, процесс ухудшения характеристик политического объекта с течением времени, движение назад, упадок, снижение качества политических отношений и т.д.

Представления о социальной и политической деградации как основной тенденции общественных изменений истории является одним из древнейших; наиболее отчётливое отражение идеи социального и политического регресса нашли в рамках мифологической и религиозной (христианской) традиции, а также в ряде идеалистических философский концепций.

Примеры представлений о социальной и политической деградации:

1) Античная мифология Гесиода XVII в. До н.э., поэма «труды и дни»; изложение мифа о непрерывном ухудшении человеческой жизни через последующую смену золотого, серебряного, бронзового и железного веков. Каждый последующий «век» в поэме Гесиода связывается с всё большей деградации морально-политических сторон, социальной организации (забвение равенства и справедливости, торжество эгоизма, корысти и т.д.).

2) Античная философия Платона (426-347 гг. до н.э.). Представления о постепенной деградации идеального государства (царской власти или аристократии) через стадии тимократии, олигархии, демократии и тирании.

По мнению Платона, причина деградации политического устройства – извращение идеальной природы человека и государства; в идеальном же государстве соблюдается справедливость, иерархия сословий и сословных добродетелей, аналогична иерархии частей души человека (мудрость философов, мужество воинов рассудительность производителей и всех граждан государства).

В Тимократии мужество воинов вырождается в честолюбие и затмевает мудрость философов. В олигархии честолюбие заменяется стяжательством, а мудрость и мужество подчиняется корыстолюбию. В демократии мудрость, мужество и рассудительность затмевается ради ненасытного стремления к свободе и поиску наслаждения. Наконец для тирании характерно рабство всех граждан по отношению к тирану, т.е. воплощенная несправедливость.

Космологические воззрения Платона содержат циклическую концепцию; космос, однажды упорядоченный Творцом, с течением времени отклоняется от совершенной формы движения по кругу, тогда Творец, опасаясь погружения космоса в пучину хаоса, вновь направляет его по-прежнему круговороту. Поскольку же космос объемлет всё сущее на земле, то и всё живое, не исключая общество, подвержено тем же периодическим циклам упадка и восстановления. Роль природных катаклизмов.

3) Христианско- религиозная традиция. Откровение Иоанна Богослова – «Апокалипсис» (1 век до н.э.). Отражение в «Апокалипсисе» будущей судьбы мира и христианской церкви (семь печатей на божественной книге о судьбе человечества).

1. Посольство в мире светлых апостолов;

2. Возбуждение неверных против верующих;

3. Отпадение от Христа, не имевших в него твёрдой веры;

4. Гнев Божий и бедствия последних времен;

5. Молитва святых мучеников об ускорении кончины мира;

6. Стихийные бедствия и ужасы перед концом мира и вторым Пришествием;

7. Второе пришествие Христа, страшный Суд, конец существующего мира в нынешнем виде.

Согласно христианскому вероучению, единственный источник всеобщей порчи, распространяющейся в мире – греховность человека. Источник греха – свободная воля человека, дарованная ему Богом. Когда человек по своей собственной воли отпадает от Бога ради себя (поглощение земными, мирскими, целями, гордыня и т.д.) – это ведет к социальному регрессу. Главная значимая связь социальных изменений для христианства – связь между человеком (человечеством) и Богом. Если эта связь слабеет, то налицо деградация человеческого рода, проявляющаяся во всех аспектах социальной организации, в т. ч. и в сфере политики.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основы теоретического анализа политических изменений | Теория политических циклов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1696; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.