КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Транснационализация процесса туристического производства как современная тенденция на мировом туристическом рынкеПод транснационализацией туристического бизнеса можно подразумевать: ■ новые явления, качественные изменения процесса туристического производства, а именно рост числа и активности туристических ТНК, прочно связанных с транснациональным финансовым, банковским сектором; ■ новый этап процесса интернационализации туристической деятельности, отличающийся от предыдущих: изменение самого характера вовлечения стран и предприятий в международное разделение труда, что проявляется в интернационализации процесса туристического производства, когда мировой туристический рынок практически диктует стандарты качества и экономические показатели продукта, выпускаемого как материнской компанией, так и ее филиалами и дочерними предприятиями; ■ форма интернационализации туристического производства, результатом которой является развитие международного производства в рамках туристической ТНК, включающего производство на предприятиях материнской компании, ее филиалов и дочерних компаний тех видов услуг, которые участвуют в международном внутрифирменном кооперировании; ■ новый более высокий уровень интернационализации производства и капитала, когда происходит его переход в новое качество; ■ расширение масштабов деятельности туристических ТНК, связанный с их превращением в реальных субъектов мировой экономики. Анализ исторических форм туристического бизнеса позволяет выделить основные условия его транснационализации. Переход на транснациональный уровень хозяйствования является своеобразным решением против несовершенства рыночных отношений. Туристический рынок, как и любой другой, не может быть совершенным по ряду причин, содержание которых, несмотря на трансформацию формы, практически неизменное на протяжении последних пятидесяти лет. Прежде всего, развитие международной туристической деятельности существенно ограничивается различиями между региональными рынками в частности и между государствами, вовлеченными в туристическое производство, в общем. Туризм, подразумевая перемещение людей, смену ими привычных условий проживания, требует приложения существенных усилий со стороны организаторов туристических обменов по унификации условий (комфорт, сервис, языковая среда, стандарты качества), в которых находятся во время поездки путешественники. Логично отметить, что унификация потребительских предпочтений, равно как и распространение единых культурных ценностей, наступившие только в результате глобализации, способны упростить организацию международного туристического бизнеса. Еще одним условием транснационализации туристической деятельности можно назвать существование барьеров и преград на пути международной торговли туристическими услугами. Экспортно-импортные операции в туризме обязательно связаны с перемещением людей (вывоз туристического впечатления возможен только самими туристами), а следовательно, требует создания высокоразвитой туристической инфраструктуры в принимающей стране. Ни у национальных правительств, ни у производителей принимающей страны таких средств нет. Невозможность организации процесса туристического производства в рамках одного национального государства и за счет средств одного национального производителя требует подключения в производственный процесс иностранных корпораций, способных дать недостающие для нормализации производственного процесса факторы (капитал, квалифицированная рабочая сила, технологии), а также в дальнейшем обеспечить сбыт туристического продукта у себя на родине. Международный туризм связан с международным движением валютных средств, следовательно, существующие барьеры на пути свободного перемещения валютных средств между государствами можно также рассматривать как барьеры на пути международных туристических обменов. Транснациональное туристическое предприятие способно обойти существующие ограничения, превратив международные валютные обмены во внутрикорпоративные, а следовательно, существенно повысить эффективность международного туристического производства. Различия в налоговом законодательстве стран также создают благоприятную среду для транснационализации туристического бизнеса. ТНК способны осуществлять эффективное налоговое планирование, прибегать к помощи трансфертного ценообразования, и показывать прибыль в территориях, обладающих более льготными налоговыми режимами. Также к факторам транснационализации туристического бизнеса можно отнести и такое несовершенство международного туристического рынка, как его нестабильность. Туристический бизнес испытывает на себе воздействие большого числа факторов внутренней и внешней среды, относящихся не только к экономической, но и политической, демографической, экологической, культурной, социальной, технологической средам. Можно отдельно выделить такое условие транснационализации туристического бизнеса, как желание достижения максимального эффекта масштаба. Эффект масштаба в туризме существенен ввиду возможностей получения существенных скидок и комиссионного вознаграждения, прежде всего, от поставщиков, в результате реализации рисковых схем сотрудничества компаниями, обладающими гарантированно высоким объемом продаж. Рост эффекта масштаба требует осуществления стратегии слияний и поглощений, в том числе и транснациональных, ставя в прямую зависимость величину и степень транснационализации компании и ее конкурентоспособность. Таким образом, транснационализация туристического бизнеса была вызвана в середине XX века, прежде всего, несовершенством формирующегося международного туристического рынка. Крупные предприятия, ведомые ростом спроса на международные туристические поездки и ужесточающейся конкуренцией на национальных рынках, выходили на транснациональный уровень хозяйствования, с целью нивелирования таких слабых мест рынка, как наличие преград для свободной международной торговли туристическими услугами в виде существенных различий в экономических, социальных, политических, культурных и религиозных условиях жизнедеятельности людей; в режимах налогообложения и валютного контроля; в стоимости основных вовлеченных в туристическое производство факторов, а также с целью максимизации эффекта масштаба туристического производства как способа достижения дополнительных конкурентных преимуществ. Можно выделить следующие закономерности транснационализации туристического и гостиничного бизнеса: ■ транснационализация туристического бизнеса началась в середине XX века, более чем на 50 лет отставая от отдельных отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства; ■ среди причин отставания процесса туристической транснационализации можно назвать, прежде всего, более позднее, чем становление мирового рынка товаров, превращение международного туризма в глобальное и массовое явление, а также низкую инвестиционную привлекательность объектов иностранной материально-технической базы туристической деятельности из-за высокой стоимости инвестиционных проектов и узкой их специализации на предоставлении туристических услуг; ■ транснационализация международного туризма началась с появления гостиничных цепей и транспортных компаний ввиду наличия у предприятий данных отраслей дорогостоящей и способной к дальнейшей перепродаже материально-технической базы; ■ осуществление прямых зарубежных инвестиций в гостиничной и транспортной сферах долгое время ограничивалось, во-первых, слабыми возможностями для перепрофилирования приобретенных объектов материальной базы в случае провала инвестиционного проекта, во-вторых, необходимостью одновременного развития гостиничного или транспортного бизнеса по нескольким направлениям в целях достижения эффективности транснациональной туристической деятельности; ■ стимулом транснационализации гостиничного и транспортного секторов туристической деятельности стал сам международный туризм, превратившийся к 80-м годам прошлого столетия в массовое явление, а также распространение франчайзинга, существенно сокращавшего входные барьеры на зарубежные туристические рынки и связанные с транснациональной деятельностью риски; ■ транснационализация туристического бизнеса, прежде всего, захватывала экономически развитые государства (Европа). Включение развивающихся государств, а также и США в транснациональные процессы в туристической деятельности произошло в 60-е годы, с развитием транспорта и связи, а также благодаря им — межконтинентального туризма; ■ сектор туроператоров и туристических агентов вошел в фазу транснационализации позже гостиничного и транспортного секторов туризма ввиду того, что основные активы и туроператоров и турагентов нематериальны, а интерес к нематериальным активам (например, бренд и технологии) инвесторы начинают проявлять в основном в конце прошлого века; ■ современный этап транснационализации туристического бизнеса отличается возрастающей ролью в нем туроператоров, обладающих как собственным запасом финансовой прочности, так и доступом к финансовым ресурсам крупнейших банков, а также укрупнением туристических и гостиничных ТНК в результате процессов слияний и поглощений. Ведущая роль на мировом туристическом рынке принадлежит американским и европейским туристическим ТНК. Выход туристического предприятия на транснациональный уровень хозяйствования вне зависимости от применяемых для этого инструментов (прямые или портфельные зарубежные инвестиции, покупка иностранного бизнеса, франчайзинг), позволяет параллельно решать все проблемы, связанные с условиями и особенностями современного туристического производства, и достижением корпорацией максимальных конкурентных преимуществ по всем показателям в виде так называемого синергетического эффекта. В сфере туристического производства ТНК получает целый набор неоспоримых преимуществ, чаще всего выражающихся в банальном лидерстве в издержках. Однако приоритет именно ценового фактора на туристическом рынке явился мотивом, толкавшим национальных туроператоров к участию в управлении основными поставщиками туристических услуг как в своей собственной, так и зарубежных странах. Создавшая либеральные условия для миграции капиталов, колоссальные финансовые рынки глобальных масштабов и общемировые институты защиты прав иностранного инвестора глобализация оказала существенное воздействие и определила потенциал туроператоров из экономически развитых государств, приближенных к национальным внутренним рынкам сбыта, в сфере осуществления капиталовложений в иностранные предприятия — поставщиков туристических услуг. Непосредственное управление иностранными предприятиями — поставщиками позволяет ТНК: ■ снижать стоимость включаемых в туристический пакет услуг за счет, например, получения не только повышенного комиссионного вознаграждения (весьма традиционного для туристического бизнеса), но и возврата части переведенных за обслуживание туристов средств в виде дивидендов по акциям, владельцем которых выступает ТНК; ■ получать конкурентные Преимущества перед другими туроператорами в силу трансфертного ценообразования и дискриминационной ценовой политики в отношении не-материнских ТНК из различных государств, что позволяет концентрировать туристические потоки, монополизировать рынки сбыта туристического продукта отдельной дестинации, реструктуризацию сложившихся предпочтений туристических агентов и так далее; ■ снижать транзакционные издержки за счет активного применения трансфертного ценообразования и налогового планирования; ■ оптимизировать производственный процесс за счет универсализации технологий производства, создания адекватной требованиям рынка организационной структуры ТНК, исключения дублирующих функций; ■ экономить на организации международных финансовых расчетов, что возможно благодаря превращению межгосударственных переводов средств в переводы валюты между отдельными подразделениями одной транснациональной компании. Отдельно стоит отметить, что транснациональная корпорация в сфере туризма способна существенно сократить зависимость объема производства от фактора сезонности (за счет дифференциации предложения, а также активной работы с потребителями государств с отличным от традиционного сезоном туристической активности, например, с Австралией, Новой Зеландией, Бразилией и т. д.), обеспечив тем самым рост своих показателей эффективности. ТЕМА 7. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ И ВИРТУАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ТУРРЫНКА (4 часа) 1. Глобальные системы бронирования и резервирования. 2. Туристические ресурсы Интернет.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |