Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Индикативное планирование: сущность и опыт практического применения

4.1.Сущность индикативного планирования

В условиях рыночной экономики макроэкономическое планирование принимает форму индикативного планирования. В общем виде индикативное планирование представляет собой совокупность процедур согласования (координации) экономических процессов при равноправии участников на основе многоступенчатой итерации.

По своему содержанию этот процесс схож с процессом консультирования, в котором основными функциями являются информирование, ориентация и стимулирование. В отличие от директивного планирования индикативное планирование представляет собой равноправное взаимодействие хозяйствующих субъектов, их непосредственную вовлечённость в процесс управления экономикой при приоритете государственных интересов. Поскольку индикативное планирование одновременно выступает и как институт государственного регулирования, то можно говорить о возможности корректировки и дефектов рыночного механизма, и недостатков государственного вмешательства в процесс производства.

Отечественные экономисты обычно рассматривают индикативное планирование как процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующие государственной социально-экономической политике, и установления мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных индикаторов.

Обобщая всё изложенное, индикативное планирование можно определить как механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, который сочетает её государственное регулирование с рыночным и нерыночным её саморегулированием и основывается на разработке системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития. Оно предполагает определение общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры на всех уровнях управления национальной экономики.

Индикативное планирование, рассматриваемое как совокупность процедур согласования процессов воспроизводства, реализуется на разных уровнях управления:

a) на макроэкономическом уровне – в виде разрабатываемых государственными органами хозяйственного управления прогнозов, бюджетных планов и программ;

b) на региональном и территориальном уровне – в виде разрабатываемых властными структурами субъектов Федерации региональных прогнозов, программ и бюджетных планов;

c) на мезоэкономическом уровне – в виде разрабатываемых метакорпорациями (межотраслевыми, межрегиональными и международными финансово-промышленными группами) планов, прогнозов и программ развития отраслей и подотраслей, территориально-производственных комплексов и промышленных узлов;

d) на микроэкономическом уровне – в виде стратегических планов развития предприятий как юридических лиц.

4.2. Индикативный план социально-экономического развития страны

На основе концепции социально-экономического развития страны должна разрабатываться собственно стратегия социально-экономического развития страны – индикативный план этого развития. В зависимости от горизонта планирования содержание индикативных планов будет различаться.

Основной целью долгосрочного индикативного плана, рассчитанного на 15-летний период, является ориентация долгосрочного развития страны в глобальном пространстве научно-технического и экономического развития. Главной его задачей становится поиск и выбор стратегических направлений повышения конкурентоспособности национальной экономики. Основное значение в этом случае приобретают прогнозные расчёты по обоснованию приоритетных направлений НТП, которые формируют траекторию будущего экономического роста и открывают перспективные возможности для обеспечения социально-экономического подъёма. С учетом этого необходимо определять приоритеты долгосрочного социально-экономического развития страны, разрабатывать целевые научно-технические программы.

В среднесрочном индикативном плане, рассчитанном на 5-летний период, представляется целесообразным определять приоритеты научно-технического и социально-экономического развития страны, характерные для среднесрочного цикла индикативного планирования. Данные приоритеты должны быть положены в основу определения желаемых пропорций национальной экономики и разработки целевых программ.

Важной задачей среднесрочного цикла индикативного планирования должно стать, с одной стороны, определение возможных диспропорций и узких мест, затрудняющих социально-экономическое развитие страны, с другой – поиск новых горизонтов, открывающихся вследствие глобального НТП и развития мирового хозяйства. В процессе сопоставления проблемных ситуаций и реальных возможностей их разрешения необходимо выработать стратегию повышения конкурентоспособности национальной экономики, мероприятия по реализации которой и должны составлять содержание среднесрочного индикативного плана социально-экономического развития страны.

Кроме того, в рамках среднесрочного индикативного плана существенное значение приобретают перспективные территориальные пропорции развития национальной экономики, определение которых должно служить основой для формирования приоритетов региональной социально-экономической политики государства.

Годовое индикативное планирование (годовой цикл индикативного планирования) может включать характеристику основных макроэкономических параметров (ВВП, инвестиции, доходы, занятость населения и т.п.) и конкретные инструменты экономической политики (налоги, таможенные пошлины, процентные ставки, регулируемые цены и т.п.).

Более подробно данная тема изложена в книге: Индикативное планирование: теория и пути совершенствования/Монография. – СПб: Знание, - 2000. – 96с.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Математические методы в экономике | Тема 5. Бюджетное регулирование национальной экономики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.