Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качества, помогающие и мешающие общению




Тема: Общение

Социальная психология.

Своеобразной датой рождения социальной психологии считается 1908 г., когда одновременно появились работы МакДауголла и Э. Росса, в названия которых был включён термин «социальная психология». Сейчас она изучает психологические явления и отношения между людьми.

Успехи того или иного человека в его финансовых делах

процентов на 15 зависят от его профессиональных знаний

и процентов на 85 – от его умения общаться с людьми.

Дейл Карнеги [Дорошенко, с. 221]

 

Прагматичный Дж. Рокфеллер говорил: «Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов заплатить за это умение больше, чем за какой-либо товар в этом мире» [Дорош., с. 94].

 

Специальный хронометраж менеджерского времени показал, что более 80 % уходит на разговоры, т. е. на общение.

Общение – обмен информацией; процесс установления, развития и поддержания контактов между людьми.

Установить контакт – значит привлечь внимание, вызвать интерес, расположить собеседника к себе, т. е. вызвать у него желание общаться с нами. Решающими для формирования впечатления о человеке являются первые четыре минуты общения с ним. Первое впечатление, хотя и не всегда бывает верным, однако довольно устойчивым. Меняется с большим трудом и долго.

 

 

Качества человека, помогающие и мешающие общению, приведены в таблице 1.

 

Т а б л и ц а 1 – Качества, помогающие и мешающие общению

 

Общению
помогают мешают
     
Доброжелательность (желание добра, готовность содействовать благополучию других, благожелательность) Недоброжелательность Бесцеремонность (беззастенчивость и развязность, невежливость)
Дружелюбие (расположенность к кому-нибудь, симпатия) Недружелюбие Прямолинейность (откровенность, прямота, лишённые гибкости)
Приветливость (благожелательность, радушие, ласковость) Неприветливость Негибкость (неспособность изменить своё мнение и поведение, приспособиться к партнёру)
Искренность (выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность) Неискренность, лживость Тщеславие (высокомерное стремление к славе, к почитанию)
Эмпатичность (способность поставить себя на место собеседника, проникнуться его чувствами, понять их) Неэмпатичность Демонстративность (совершение действий, подчёркнуто выражающих протест, несогласие, неприязнь)
Предупредительность (готовность оказать услугу и оказание её, внимательный, любезный) Непредупредительность Категоричность, безапелляционность (недопущение возражений)
Общительность (склонность общаться) Необщительность Самоуверенность
Вежливость (соблюдение правил приличия, воспитанность, учтивость) Невежливость Грубость, хамство (недостаточная культурность, неделикатность, нечуткость, нетонкость)
Уважительность (почтительность, учёт и соблюдение интересов собеседника) Неуважительность Резкость (прямота и жёсткость, отсутствие мягкости, нелицеприятность)
Тактичность (умение вести себя пристойно, уважая других, соблюдая чувства меры в поведении) Бестактность Вспыльчивость (склонность к горячности, лёгкая раздражительность)
Умение говорить Неумение говорить Заносчивость (высокомерность, чванство,)
Умение слушать Неумение слушать Агрессивность (стремление нанести вред, ущерб)
Коммуникабельность (способность общаться) Некоммуникабельность Занудство (надоедливость, нудность – монотонность и надоедливость)
Инициативность Безинициативность Наглость
Непринуждённость (лёгкость, лишённость натянутости, свободность) Трудность вступления в общение Нескромность, хвастливость
Открытость (доступность для общения; откровенность, отсутствие тайн) Закрытость Скрытность Уход от зрительного контакта
Надёжность Ненадёжность Демонстрация превосходства
Обязательность (верность своему слову) Необязательность (моё слово – захотел – дал, захотел – взял обратно) Авторитарность (требование беспрекословного подчинения)
Опрятность Неопрятность Эгоизм
Оптимистичность Пессимистичность  
Энергичность, активность Вялость, пассивность  
Чувство юмора Отсутствие чувства юмора  
Культурность Некультурность  
Ум Неумность  
     
     
     
     
     
     
     
     

Задание студентам: Продолжить списки качеств.

О человеке, обладающем качествами из первой колонки таблицы, говорят: у него лёгкий характер, он приятный человек.

О человеке, обладающем качествами из второй и третьей колонок таблицы, говорят, что у него тяжёлый характер, он провоцирует конфликты, его лучше избегать. Впереди у него – либо трудная работа над собой, либо одиночество.

На практике часто путают общение и отношения. Но они не совпадают. Общение – средство, процесс построения и реализации отношений.

Умение общаться – это умение строить взаимоотношения. Это умение ещё называют коммуникативной компетентностью.

В последние годы наряду с общением используют понятие коммуникации. Но коммуникация – более широкое понятие, чем общение; изначально оно понималось как сообщение, связь; пути сообщения [словарь иностр. слов]. Средства массовой коммуникации – радио, телевидение, газеты.

Процесс общения происходит между двумя активными сторонами, и в этом процессе есть не только сообщение, но и обратная связь, т. е. ответное сообщение, реакция.

Начинается общение с восприятия другого человека (перцепции). Затем следует обмен информацией (коммуникация) и/или обмен действиями (интеракции).

В структуре общения социальные психологи выделяют три стороны.

1. Перцептивная – выражается в восприятии партнёрами по общению друг друга.

2. Коммуникативная – выражается в обмене информацией.

3. Интерактивная – выражается во взаимодействии партнёров в процессе организации и выполнении совместной деятельности.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 41085; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.