Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 2 – Функции массовой коммуникации




В основе социальных функций массовой коммуникации лежат потребности общества.

Психологические потребности аудитории:

  1. потребность в знаниях;
  2. потребность в отвлечении:

• отвлечение от скуки обыденной жизни;

• расслабление (уход от жизненных забот);

• эмоциональная разрядка;

  1. социальная полезность (потребность в контактах с другими людьми) когда диктор или комментатор превращается для реципиента в почти постоянного друга;
  2. потребность в уходе от дел, от окружающих.

 

Функции СМИ делятся на три основные группы:

  1. удовлетворяющие потребности человека как личности;
  2. удовлетворяющие потребности определённых социальных групп и человека как члена группы;
  3. удовлетворяющие потребности в целом и человека как члена общества.

 

Социальные функции МК:

  1. информирование, распространение знание о действительности;
  2. социальный контроль и управление;
  3. интеграция общества и его саморегуляция;
  4. формирование общественного мнения;
  5. образовательно-воспитательная функция;
  6. реализация социальной активности членов общества;
  7. функция распространения культуры, социализация;
  8. функция развлечения;
  9. мобилизационная функция (СМК могут довольно в краткие сроки побудить людей к определённым действиям или бездействию, изменить их степень вовлечённости в общественные процессы, данная функция позволяет стабилизировать или расшатывать устои политического режима и политической системы.);
  10. функция связи между различными социальными группами в обществе;
  11. функция социальной ориентировки (опирается на потребность аудитории в информации для ориентировки в мире);
  12. утилитарная функция (выражается в том, что с помощью СМК человек имеет возможность решать конкретные практические, в том числе бытовые, проблемы);
  13. функция эмоциональной разрядки (через развлекательные передачи; иногда развлекательные передачи могут оказывать наркотическое воздействие, уводя зрителей, слушателей, читателей (реципиентов) в мир иллюзий, несбыточных мечтаний и, отгораживая их от реальных повседневных забот и проблем; но эта функция удовлетворяет естественную потребность человека в снятии напряжения);
  14. функция приобщения к группе (удовлетворяет потребность человека чувствовать свою приобщённость к одним группам и отмежевание от других).

Удовлетворение данной потребности способно повышать у человека чувство собственной защищенности, уверенности в своих силах. Референтные группы – значимые группы для человека, мнение которых авторитетно для человека по разным причинам; члены референтных групп часто служат образцом для подражания; массовая коммуникация создаёт любому реципиенту практически неограниченные возможности для выбора самых разнообразных референтных групп, положительных и отрицательных, как тех, которые он знает по собственному опыту, так и тех, с которым он не имеет возможности взаимодействовать в реальной жизни. В основе выбора человеком тех или иных референтных групп лежат его взгляды, убеждения, ценностные ориентации.);

  1. функция контакта с другим человеком (связана с потребностью человека в установлении контакта с другим человеком для самовыражения и сопоставления своих взглядов со взглядами других людей); Здесь находит своё выражение такая специфическая особенность МК как двухступенчатый характер восприятия сообщений МК.

МК в отдельных случаях может как бы заменять непосредственный межличностный контакт в общении для тех, кто по тем или иным причинам страдает от дефицита коммуникации (forever alone).

  1. функция самоутверждения (проявляется в таких явлениях как нахождение реципиентами в сообщениях МК прямой или косвенной поддержки ценностей, идей, взглядов самих реципиентов и их референтную группу).

МК неизмеримо усложняет и расширяет непосредственный социальный опыт индивида или группы, доводя его до глобальных масштабов. МК превращается для аудитории во вторую реальность, которая властно вторгается в жизнь людей.

Феномены межгруппового восприятия могут возникать и без непосредственного взаимодействия представителей этих групп. Эта вторая реальность, которую создаёт МК, в психологическом плане как бы заменяет опыт непосредственного взаимодействия с представителями других общностей и тем самым опосредует процессы межгруппового восприятия в общении больших социальных групп.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.