КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЛЕКЦИЯ 4 – Структура и схемы массовой коммуникации
Схема Лассуэла:
кодирование декодирование Коммуникатор *=> Сообщение => *Аудитория ↑ |_ каналы передачи информации _↑ | |___________ обратная связь _________|
Характеристика основных компонентов МК:
• Именно использование технических средств в передачи информации превращает человеческое общение в массовое, общаются не отдельные люди, а большие социальные группы, и таким образом МК – общение больших социальных групп. Использование технических средств приводит к тому, что общение в массовой коммуникации носит организованный характер. • Деятельность СМК организуется спец. учреждениями (редакциями газет, радио, телевидение, интернетом), которые реализуют интересы той или иной социальной группы и прежде всего социальные интересы правящих классов общества. • Придаёт МК однонаправленный характер, т.е. коммуникативные роли коммуникатора и аудитории в процессе общения остаются в основном неизменными.
Иначе говоря, в МК отсутствует непосредственная обратная связь. Возможность сразу в процессе общения увидеть, почувствовать и понять непосредственную реакцию партнёра по общению на свои слова и поведение. Обратная связь нужна прежде всего для достижения взаимопонимания: по реакции реципиента, коммуникатор может в ходе общения скорректировать своё сообщение, разъяснить непонятное, использовать доп. аргументы, т.е. сделать своё сообщение более убедительным и действенным. В условиях массовой коммуникации коммуникатор лишён такой возможности. При всём совершенстве технических средств коммуникатору невозможно увидеть одновременно сотни, тысячи, а то и миллионы реципиентов. Нельзя сказать, что в массовой коммуникации вообще отсутствует какая-либо обратная связь. Она безусловно есть: звонки, сообщения в интернете и отсроченная обратная связь (рейтинги, анкетирование, интервью, письма в редакцию, фокус-группы).
• передаваемые сообщения должны быть максимально чёткими и понятными для самой широкой аудитории; • отсутствие непосредственной обратной связи не даёт возможности заметить и исправить допущенную оговорку или ошибку.
1. Коммуникатор – в массовой коммуникации носит коллективный характер: выступает не только от своего имени, а от группы, которую он представляет.
Функции коммуникатора: • определение коммуникационной политики и контроль за её осуществлением; • сбор и обработка информации; • создание сообщения, определение его содержания; • ответственность за данное сообщение, выпуск его в свет; • интегративная функция: отбор и подача информации; • от источника зависит эффективность коммуникации и её основная цель. От особенностей личности коммуникатора в большой степени зависит эффективность его коммуникативного воздействия: восприятие любого сообщения опосредуется восприятие личности коммуникатора (положительный образ коммуникатора → положительное восприятие его сообщения).
Требования к личности коммуникатора в массовой коммуникации: • умение выразительно говорить с воображаемым слушателем; • предрасположенность человека к публичному выступлению; • спец. проф. подготовка и опыт в работе средств массовой коммуникации; • большое значение проф. принадлежности: естественен кредит доверия аудитории к людям своей социальной группы, в том числе профессиональной, а также к людям, обладающим высоким социальным статусом или престижем.
Значимые индивидуально-личностные характеристики коммуникатора:
2. Аудитория в МК огромна по своим размерам и носит неорганизованный стихийный характер. • Неопределённость её границ и огромного социального состава приводит к тому, что коммуникатор во время подготовки и передаче сообщения никогда не может точно знать каков размер аудитории и из кого она состоит. Это делает аудиторию анонимной. • Аудитория разобщена на небольшие группы и эти группы могут находиться как рядом, так и за тысячи километров друг от друга.
3. Сообщения и их публичность, универсальность (включение разнообразной информации), социальная актуальность, периодичность информации. Разные люди принимая одно и тоже сообщение могут интерпретировать его по разному, придавать ему различные смысловые значения и по разному реагировать на него. На результаты восприятия сообщения оказывают влияние сами получатели, что существенно затрудняет выявление правил, применимых ко всем коммуникационным ситуациям.
Правила для сообщения в практике ПИАР:
• серьёзность ущерба или степень вреда, которые могут быть нанесены; • вероятность неблагоприятного исхода; • эффективность рекомендуемого образа действий.
4. Коммуникационные барьеры: • предрасположенность аудитории к восприятию тех или иных сообщений и связанные с нею процессы избирательного восприятия; • группы и групповые нормы; • личный авторитет (лидера мнений); • межличностное распространение содержания МК (двухступенчатый поток коммуникации).
5. СМК (радио, печать, телевидение, интернет) обеспечивают уникальность коммуникационного процесса, которая заключается в пяти его основных свойствах:
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2953; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |