Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объект и методы. Тема 5. «Психодиагностика межличностных отношений»




Тема 5. «Психодиагностика межличностных отношений».

Сфера межличностных отношении чрезвычайно широка. Она охва­тывает практически весь диапазон существования человека, начиная от его отношения к большим социальным группам (нации, рабочему коллективу) до интимных, диадных отношений (супружеских, отноше­ний родитель - ребенок и т.д.). Недаром были созданы и до сих пор показывают свою теоретическую и практическую ценность такие психологические теории личности, в которых статус главных ее составляющих припи­сывается межличностным отношениям.

В настоящее время в психологии существует громадное количество конкретных методических приемов исследования межличностных от­ношений. Это понятно, имея в виду как обширную феноменоло­гию межличностных отношений, задачи, решаемые отдельными мето­диками, так и различия в теоретической оценке сущности исследуемого явления. Систематика методик психодиагностики межличностных от­ношений возможна на различных основаниях:

а) на основании объек­та (диагностика отношений между группами, внутригрупповых процес­сов, диадных отношений и т. д.);

б) на основании задач, решаемых исследованием (выявление групповой сплоченности, совместимости и т. д.);

в) на основании структурных особенностей используемых мето­дик (опросники, проективные методики, социометрия и т. д.);

г) наосновании исходной точки отсчета диагностики межличностных отно­шений (методики субъективных предпочтений, методики выявления личностных характеристик участника общения, методики исследования субъективного отражения межличностных отношений и т. д.).

Возмож­ны, конечно, и другие критерии систематики методик. Необходимо отметить, что критерии систематики важны не сами по себе. Они представляют существенный момент для оценки адекватности методики тому или другому конкретному исследованию. Так как целью этой темы является осуществление помощи в выборе методики или категории методик для конкретного обследования или исследования, поясним предыдущую мысль более подробно.

Во-первых, а) объект исследования, или точка приложения методики. Межличностные отношения проявляются в большом разнообразии сфер человеческого бытия, которые существенно отличаются друг от друга, в которых действуют различные психологические детерминанты. Поэтому применение конкретных методик имеет свои границы, игнори­рование которых приводит к «девалидизации» методики, необоснован­ности выводов. Так, скажем, социометрия, адекватная для исследова­ния группы лиц, хорошо знакомых друг с другом, даст трудно интер­претируемые результаты при обследовании группы, в которой люди находятся на различных уровнях межличностного познания.

Во-вторых, б) задачи, решаемые в исследовании. От них совершенно определенно зависят требования, предъявляемые к валидности исполь­зуемых методик, к объему поставляемых ею психологических данных и др. Понятно, что исследование, направленное, скажем, на выяснение совместимости экипажа парусного судна для продолжительного пла­вания, предполагает не только моделирование и анализ межличност­ных отношений в условиях, максимально приближенных к реальным, но и углубленное изучение мотивационно-потребностной сферы каждо­го с целью прогноза и предупреждения межличностных коллизий во время продолжительного плавания.

В то же время эти методики, при­мененные для исследования структуры, сплоченности открытого для внешних социальных воздействий коллектива, дали бы излишнюю и не вполне адекватную информацию. В особом положении находятся методики исследования межличностных отношений в малых группах (скажем, в семье), используемые для решения задач психокоррекционной работы. Желательно, чтобы они были не только констатирующи­ми, т. е. раскрывали бы картину существующих отношений, но и эври­стическими - дающими психологу возможность понимания субъектив­ного мира, исследуемого во всей его сложности, расширяющие диапа­зон психической реальности как для психолога, так и для обследуемого человека. В таком случае они выполняют функцию введения в психокоррекционную работу, подготавливают клиента для осознания скры­тых, многоуровневых его отношений с другими лицами. Методикам исследования межличностных отношений, применяемым для решения задач психокоррекционной работы, обычно не ставятся очень жесткие требования относительно их диагностической и прогностической валид­ности - они служат для построения рабочих гипотез, которые в по­следующем уточняются и верифицируются. Они должны способствовать, прежде всего, установлению хо­рошего эмоционального контакта психолога с клиентом.

В-третьих, в) структурные особенности используемых методик. Пред­ставляется, что на этот критерий следует особо обратить внимание с точки зрения мотивации исследуемого к тестированию и его возраст­ных характеристик. Отдельные методики не предполагают возрастания мотивации к выполнению задания уже по самой сути своего строения. Больше всего это относится к методикам опросникового типа. Объе­мистые их варианты (скажем, тест MMPI или CPI ), включенные в тест-батарею в качестве вводных, снижают мотивацию к исследованию и не только усложняют проведение обследования, но и определенным об­разом искажают его результаты.

По той же причине они неудобны в тех случаях, в которых психологу необходимо обеспечить хороший и глубокий личностный контакт с обследуемым. Что касается возраст­ных характеристик исследуемых, то тут специально следует обратить внимание на те случаи, когда методический прием, оригинальный или видоизмененный, первоначально разработанный для конкретного воз­раста, применяется в более широком возрастном диапазоне. Так, ска­жем, процедуры, основанные на рефлексии собственных переживаний, требующие осознания собственного субъективного отношения к людям, эксплицитного обоснования чувств и отношений, малоприменимы для исследования детей до подросткового возраста.

В-четвертых, г ) исходная точка отсчета диагностики межличностных отношений (тут имеются в виду те психологические параметры, на ко­торых основывается суждение психолога о межличностных отношени­ях). Точки отсчета при оценке межличностных отношений существенно отличаются даже в тех случаях, когда результаты исследования интер­претируются в тех же терминах. Для одних методик основными явля­ются показатели межличностной привлекательности, ситуации субъек­тивного выбора, для других - глубинные мотивационно-потребностные характеристики каждого участника взаимодействия, для третьих - си­туационные детерминанты поведения и т. д. Различные точки отсчета представляют собой методическую реализацию определенных теорети­ческих воззрений. Это необходимо иметь в виду для критического осмысления интерпретации получаемых данных.

Необходимо отметить и другое: оценка межличностных отношений в разных подходах опирается на различные психические детерминанты, относящиеся к различным уровням психического функционирования личности. Из-за этого содержание «тестового материала» различных методик находится на различной «отдаленности» от суждений психо­лога на основе данных исследования: например, на основе данных наблюдения, как и на основе специального опросника, можно установить стремление каждого члена группы к доминированию. Одна­ко в первом случае мы имеем дело с интерпретацией фактически сло­жившейся ситуации, где доминирование отдельного человека представ­ляет собой результат взаимодействия всех членов группы, а во втором - с субъективными желаниями или представлениями о себе и других, из чего прямо не выводится прогноз о положении этого индивида в опре­деленной группе.

Таким образом, ис­следователь всегда ставится перед проблемой выбора «глубины» мето­дики, что требует от него точного осознания того, на механизмах какой психологической реальности построена методика. С нашей точки зре­ния, критерий исходной точки отсчета является основным при орга­низации исследования и подборе методических приемов. Он позволяет избежать содержательного дублирования получаемых данных, структу­рировать исследование по изучаемым психологическим уровням. Предполагаемые далее описания методик сгруппиро­ваны, опираясь на указанный критерий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.