КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методики исследования субъективного отражения межличностных отношений
Для понимания межличностного поведения индивида недостаточно детально знать внешнюю ситуацию и мотивацию индивида. Личность активна, и ее отношение к действительности требует осмысления, преобразования, выхода за пределы заданного, постановки и решения в той или иной форме новых творческих задач. Для более глубокого понимания и решения прикладных задач, в частности коррекционных, исследователю необходимо иметь информацию о субъективном отражении индивидом межличностных отношений, себя в них, о его ожиданиях и психологическом смысле определенного способа реагирования субъекта. Методики исследования субъективного отражения межличностных отношений возникли главным образом как ответ на запрос прикладных областей психологии - индивидуальной и семейной психологических консультаций и психотерапии, в которых для достижения практических целей необходимо познание субъективного мира клиента. Большинство этих методик проективные. Для исследования особенностей отражения межличностных отношений часто используются методики тематической апперцепции. Для взрослых применяют TAT Г. Мюррея, для детей CAT, черно-белые картинки Блюма и др. Интересна также менее известная методика исследования межличностных отношений в семье - FPI Дж. Ховелса, которую можно использовать для исследования, как взрослых, так и детей. Полный вариант теста составляют 40 сцен из семейной жизни. Возраст изображенных детей от 7 до 12 лет. 16 картинок подходят для исследования семей, в которых есть мальчик или девочка, 8 подходят для семей обеих категорий. Таким образом, комплект из 24 картинок может быть использован для родителей и детей любой семьи. Если в семье есть и мальчик, и девочка, используется комплект из 40 картинок. Валидность методики подтверждена в исследованиях самих создателей, она опробована и позитивно оценена другими авторами. Определенный интерес в сфере исследования внутрисемейных межличностных отношений представляет диагностический рисунок семьи. Он выгодно выделяется среди других средств удобством в применении и адекватностью самой атмосферы семейной терапии. Среди методик исследования субъективного отражения межличностных отношений следует упомянуть и информативные, удобные в применении вербальные методики, такие, как неоконченные предложения Сакс-Сиднея, неоконченные рассказы для детей и др. Особое место среди методик субъективного отражения межличностных отношений занимает тест ролевых конструктов Г. Келли. Межличностные отношения могут субъективно отражаться как на вербальном уровне, что выражается в специфическом подборе слов, утверждений для характеристики партнера по отношениям и самих отношений, так и на невербальном уровне, что может выразиться, например, в цветовых ассоциациях на партнера по общению. Методики, основанные на отражении межличностных отношений. в вербальном поведении не следует путать с описанным выше подклассом методик, основанных на диагностике индивидуальных свойств или личностных черт, влияющих на межличностные отношения. В первом случае речь идет о конкретном отношении субъекта к лицу и к общению с ним, т. е. отношении, определенном некоторой совокупностью причин: историей отношений в целом, ситуацией, потребностями субъекта, личностными чертами общающихся. Во втором случае речь идет об одной или нескольких детерминантах этих отношений. К методикам первого типа относится, например, опросник удовлетворенности браком В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко. В этом опроснике измеряется некоторое общее чувство удовлетворенности-неудовлетворенности браком вообще, конкретным браком с данным партнером, самим партнером. Методики второго типа уже упоминались (СРI, тест межличностных отношений Т. Лири). Методикой, основанной на факте выраженности межличностных отношений в невербальном уровне субъективного отражения, является тест цветовых конструктов А.М. Эткинда. Обобщая, необходимо отметить, что методики субъективного отражения межличностных отношений в большинстве соответствуют интересам практического работника, так как дают обширную и глубокую информацию о человеке. Для научно-исследовательских целей из-за большого «удельного веса» субъективизма в интерпретации данных они малоприменимы. Это еще раз иллюстрирует положение, что достоинства методик в одной сфере реализации превращаются в существенный недостаток в другой. Как сказал один из исследователей: «В сложном мире исследователь должен признать сложность переменных, к которым он хочет подойти вплотную, и решительно избегать опасности атомистических исследований, наивно понятых и догматически интерпретируемых» (Е. Хаммер).
Список литературы по курсу психодиагностики. 1. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х кн. Пер. с англ./Под ред. К. М. Гуревича, В.И. Лубовского. М., 1982. 2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Изд-во "Питер", 1999. - 528 с. 3. Гусев А. Н., Измайлов Ч. А., Михалевская М. Б. Измерение в психологии: общий психологический практикум. М.: Смысл, 1997. -287 с. 4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие - М.: ИНФРА-М, 1997. - 256 с. 5. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. - Киев: ПАН Лтд, 1994. 6. Корниенко А.Ф. Теория и практика психологического исследования. Учебное пособие. Казанский пед. университет, Казань, 2000. -258 с. 7. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности: Учеб. Пособие для слушателей ИПК преподавателей пед. дисциплин и пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1985. - 319 с. 8. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина.- М., 1987. 9. Основы психологии. Практикум /Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д.: изд-во "Феникс", 2000. – 576 с. 10. Основы психодиагностики / Под ред. А. Г. Шмелева. Ростов-на-Дону., 1996. 11. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Под общей ред. А.А. Крылова С.А. Маничева. - СПб: Изд-во "Питер", 2000. -560 с. 12. Практическая диагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Изд-во "Бахрах", 1998 - 672 с. 13. Прыгин Г.С. Основы психодиагностики: Принципы и методы. История развития. Основы психометрики: Учебное пособие. М.: Изд-во УМК "Психология", 2003. - 198 с. 14. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - 304 с. 15. Психологический журнал. Т. 14, № 5, 1993. С. 90-98 ("Чужие рисунки"). 16. Реан А.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. - СПб. Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 288 с. 17. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: "ВЛАДОС", 1998. - 512 с. 18. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. В 2-х томах.
Оглавление.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2191; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |