Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методики исследования субъективного отражения межличностных отношений




Для понимания межличностного поведения индивида не­достаточно детально знать внешнюю ситуацию и мотивацию индивида. Личность активна, и ее отношение к действительности требует осмысле­ния, преобразования, выхода за пределы заданного, постановки и ре­шения в той или иной форме новых творческих задач. Для более глубокого понимания и решения прикладных задач, в частности коррекционных, исследователю необходимо иметь информацию о субъек­тивном отражении индивидом межличностных отношений, себя в них, о его ожиданиях и психологическом смысле определенного способа реагирования субъекта.

Методики исследования субъективного отраже­ния межличностных отношений возникли главным образом как ответ на запрос прикладных областей психологии - индивидуальной и се­мейной психологических консультаций и психотерапии, в которых для достижения практических целей необходимо познание субъективного мира клиента. Большинство этих методик проективные.

Для исследования особенностей отражения межличностных отноше­ний часто используются методики тематической апперцепции. Для взрослых применяют TAT Г. Мюррея, для детей CAT, черно-белые картинки Блюма и др. Интересна также менее известная методика исследования межличностных отно­шений в семье - FPI Дж. Ховелса, которую можно использовать для исследования, как взрослых, так и детей. Полный ва­риант теста составляют 40 сцен из семейной жизни. Возраст изобра­женных детей от 7 до 12 лет. 16 картинок подходят для исследования семей, в которых есть мальчик или девочка, 8 подходят для семей обеих категорий. Таким образом, комплект из 24 картинок может быть использован для родителей и детей любой семьи. Если в семье есть и мальчик, и девочка, используется комплект из 40 картинок. Валидность методики подтверждена в исследованиях самих созда­телей, она опробована и позитивно оценена другими авторами.

Определенный интерес в сфере исследования внутрисемейных меж­личностных отношений представляет диагностический рисунок семьи. Он выгодно выделяется среди других средств удобством в применении и адекватностью самой атмосферы семейной терапии.

Среди методик исследования субъективного отражения межличност­ных отношений следует упомянуть и информативные, удобные в приме­нении вербальные методики, такие, как неоконченные предложения Сакс-Сиднея, неоконченные рассказы для детей и др. Особое место среди методик субъективного отражения межличностных отношений занимает тест ролевых конструк­тов Г. Келли.

Межличностные отношения могут субъективно отражаться как на вербальном уровне, что выражается в специфическом подборе слов, утверждений для характеристики партнера по отношениям и самих отношений, так и на невербальном уровне, что может выразиться, например, в цветовых ассоциациях на партнера по общению.

Методики, основанные на отражении межличностных отношений. в вербальном поведении не следует путать с описанным выше подклас­сом методик, основанных на диагностике индивидуальных свойств или личностных черт, влияющих на межличностные отношения.

В первом случае речь идет о конкретном отношении субъекта к лицу и к обще­нию с ним, т. е. отношении, определенном некоторой совокупностью причин: историей отношений в целом, ситуацией, потребностями субъ­екта, личностными чертами общающихся.

Во втором случае речь идет об одной или нескольких детерминантах этих отношений. К методикам первого типа относится, например, опросник удовлетворенности браком В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко. В этом опроснике измеряется некоторое общее чувство удовлетворенности-не­удовлетворенности браком вообще, конкретным браком с данным парт­нером, самим партнером. Методики второго типа уже упоминались (СРI, тест межличностных отношений Т. Лири).

Методикой, основанной на факте выраженности межличностных отношений в невербальном уровне субъективного отражения, является тест цветовых конструктов А.М. Эткинда.

Обобщая, необходимо отметить, что методики субъективного отра­жения межличностных отношений в большинстве соответствуют инте­ресам практического работника, так как дают обширную и глубокую информацию о человеке. Для научно-исследовательских целей из-за большого «удельного веса» субъективизма в интерпретации данных они малоприменимы. Это еще раз иллюстрирует положение, что достоинства методик в одной сфере реализации превращаются в существенный недостаток в другой.

Как сказал один из исследователей: «В сложном мире исследова­тель должен признать сложность переменных, к которым он хочет по­дойти вплотную, и решительно избегать опасности атомистических ис­следований, наивно понятых и догматически интерпретируемых» (Е. Хаммер).

 

Список литературы по курсу психодиагностики.

1. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х кн. Пер. с англ./Под ред. К. М. Гуревича, В.И. Лубовского. М., 1982.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Изд-во "Питер", 1999. - 528 с.

3. Гусев А. Н., Измайлов Ч. А., Михалевская М. Б. Измерение в психологии: общий психологический практикум. М.: Смысл, 1997. -287 с.

4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие - М.: ИНФРА-М, 1997. - 256 с.

5. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. - Киев: ПАН Лтд, 1994.

6. Корниенко А.Ф. Теория и практика психологического исследования. Учебное пособие. Казанский пед. университет, Казань, 2000. -258 с.

7. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности: Учеб. Пособие для слушателей ИПК преподавателей пед. дисциплин и пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1985. - 319 с.

8. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина.- М., 1987.

9. Основы психологии. Практикум /Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д.: изд-во "Феникс", 2000. – 576 с.

10. Основы психодиагностики / Под ред. А. Г. Шмелева. Ростов-на-Дону., 1996.

11. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Под общей ред. А.А. Крылова С.А. Маничева. - СПб: Изд-во "Питер", 2000. -560 с.

12. Практическая диагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Изд-во "Бахрах", 1998 - 672 с.

13. Прыгин Г.С. Основы психодиагностики: Принципы и методы. История развития. Основы психометрики: Учебное пособие. М.: Изд-во УМК "Психология", 2003. - 198 с.

14. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - 304 с.

15. Психологический журнал. Т. 14, № 5, 1993. С. 90-98 ("Чужие рисунки").

16. Реан А.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. - СПб. Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 288 с.

17. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: "ВЛАДОС", 1998. - 512 с.

18. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. В 2-х томах.

 

Оглавление.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.