Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы теории и методики физического воспитания и спорта




Теория и методика физического воспитания как обобщающая наука. Формирование теории и методики физического воспитания и спорта как одной из обобщающих наук, тенденции ее развития в единстве со становлением общей теории физической культуры, связь с другими науками, образованием, воспитанием.

Интегрирующая роль теории и методики физического воспи­тания и спорта в подготовке научных работников в сфере физи­ческой культуры и спорта и в системе дисциплин учебного плана в профессиональном физкультурном образовании.

Современный понятийный аппарат теории физического вос­питания (основных категорий), его познавательное и прикладное значение.

Актуальная проблематика обобщающих исследований в сфере физического воспитания и спорта; определяющие черты методоло­гии исследований в этой сфере, ведущая роль в ней общенаучных интегративных подходов (историко-логического, диалектического, системного, теоретико-моделирующего и других); сочетание в ис­следовании закономерностей физической культуры, спорта и фи­зического воспитания; логико-познавательных, экспериментальных, инструментальных, математических и других методов.

Концепция системы физического воспитания и условий ее функ­ционирования в обществе. Тенденции становления отечественной и зарубежных систем физического воспитания, упорядочивающее воздействие социальной системы физического воспитания на физ­культурное и спортивное движение в обществе, соотношение си­стемы физического воспитания и различных форм функциониро­вания физической культуры в обществе.

Общеподготовительные и специализированные направления в системе физического воспитания; идейно-теоретические, программно-нормативные и организационные основы отечественной системы физического воспитания, перспективы ее совершенство­вания.

Научно-прикладная проблематика организационно-управлен­ческого, материально-технического и экономического обеспече­ния условий для качественного функционирования системы фи­зического воспитания и развертывания физкультурного и спортив­ного движения, совершенствования системы подготовки профес­сиональных физкультурных кадров высшей квалификации в со­временный период социального преобразования России.

Средства и методы физического воспитания. Оптимизация форм и содержания двигательной активности как важнейшего специ­фического фактора направленного воздействия на морфофункци-ональные свойства организма в процессе физического воспита­ния, нормирование динамики нагрузок, сопряженных с выпол­нением физических упражнений, и управление ими в плане уве­личения функциональных возможностей организма и оздорови­тельного эффекта физкультурно-спортивных занятий.

Пути увеличения действенности психомоторных и психорегулирующих факторов в физическом воспитании, средства и мето­ды интегрального воздействия на совершенствование двигатель­ных действий и повышение уровня физических качеств в един­стве (совмещенно, сопряженно).

Концепция использования в физическом воспитании факто­ров «искусственной управляющей среды» (в частности, тренажер­ных устройств, аппаратурных приспособлений, специализированного оборудования), ее теоретическое и практическое значение в повышении эффективности физкультурно-спортивных занятий.

Обобщенное представление о современных научных данных, раскрывающих значимость и способы эффективного использова­ния гигиенических факторов естественной среды для реализации задач, решаемых в физическом воспитании и спорте.

Принципы, регламентирующие физическое воспитание. Соотноше­ние общих (в том числе общепедагогических) и специальных прин­ципов, распространяемых на физическое воспитание и спорт. Ото­бражение в специальных принципах основных закономерностей це­лостного построения системы физкультурно-спортивных занятий (непрерывность и системность чередования нагрузок и отдыха, по­степенность наращивания развивающе-тренирующих воздействий и адаптивная сбалансированность их динамики, цикличность, воз­растная адекватность направлений в многолетнем аспекте). Про­блематика дальнейшей научной разработки принципов.

Дидактические основы теории и методики физического воспита­ния и спорта. Соотношение процесса обучения двигательным дей­ствиям и процесса формирования двигательных умений и навы­ков. Проблемы повышения эффективности методики разучивания, совершенствования интегрирующей и результирующей отработок двигательных действий, особенно в сложных формах двигатель­ной деятельности. Внедрение в теорию и методику обучения со­временных общедидактических и профилированных концепций и подходов, особенно компьютеризации и расширенного исполь­зования технических средств обучения.

Теория и методика развития физических качеств и сопряженных с ними способностей. Возможности направленного воздействия на физическое развитие человека и закономерности оптимизации воз­действующих факторов (физических упражнений и др.) в процес­се физического воспитания и спортивной подготовки при обес­печении морфофункциональных перестроек, связанных с разви­тием различных физических качеств, повышением уровня функ­циональных возможностей организма.

Современные тенденции в методике развития силовых, коор­динационных способностей, выносливости и других физических и психомоторных способностей. Новые подходы к проблематике диагностики и направленного воздействия на их развитие.

Направленное формирование личности в процессе физического воспитания и спортивной подготовки. Пути совершенствования нрав­ственного, эстетического, умственного и трудового воспитания в процессе физического воспитания. Актуальные задачи по повы­шению действенности физической культуры и спорта во всесто­роннем формировании личности.

Современные подходы к проблемам воспитания, перевоспита­ния, социальной интеграции специальных контингентов (лиц с девиантным поведением, «трудных» подростков, инвалидов).

Формы построения занятий в физическом воспитании и спорте. Современная теория структуры урока, тренировочного занятия и других форм занятий физическими упражнениями. Проблемы оп­тимального построения целостной системы физкультурно-спортив-ных занятий.

Планирование и комплексный контроль в физическом воспита­нии и спорте, возможности использования в этой области совре­менных принципов и методов прогнозирования, оптимального планирования, математических и других методов.

Формирование профессионализма в сфере физической культуры и спорта. Основы акмеологии и общие закономерности становле­ния профессионализма. Реализация закономерностей профессио­нализма в процессе профессионального физкультурного образо­вания на довузовском, вузовском и поствузовском этапах. Про­блематика повышения профессионализма в физкультурно-спортив-ной деятельности.

Физическое воспитание детей раннего, дошкольного и школьного возраста. Научно-прикладные аспекты совершенствования средств, форм и методов физического воспитания дошкольников, усиление действенности физической культуры в их жизни (в дошколь­ных общеобразовательных учреждениях и семье).

Основы дифференциации задач, средств и методов физичес­кого воспитания детей младшего, среднего и старшего школьно­го возраста. Оценка концепций «критических», «чувствительных» периодов физического развития в аспекте проблем физического воспитания детей школьного возраста, направленного использо­вания факторов физической культуры и спорта для оптимизации их физического развития и подготовленности, упрочения и со­хранения здоровья.

Совершенствование курса физического воспитания в школе, комплексное построение системы урочных и внеурочных форм физкультурно-спортивных занятий учащихся школьного возраста в условиях возрастания опасности гиподинамии и необходимости профилактики нарушений здоровья. Профилирование физического воспитания в средних специальных учебных заведениях различно­го типа (в том числе и в спортивных спецшколах).

Научно-прикладные проблемы совершенствования внекласс­ной и внешкольной работы по физическому воспитанию детей и молодежи школьного возраста. Пути оптимизации физической культуры в семье.

Основные направления использования факторов физической куль­туры в жизни взрослого населения. Совершенствование содержания и форм физической культуры в структуре образа жизни взрослого населения. Научно-прикладные проблемы и основные пути вне­дрения физической культуры в повседневный быт народа.

Совершенствование вузовского курса физического воспитания, усиление роли физической культуры и спорта в системе обучения и воспитания специалистов высшей квалификации в современ­ных условиях.

Профессиональная физическая подготовка; тенденции совер­шенствования ее содержания и методики применительно к совре­менным профессиям и в перспективе.

Методические особенности специальной физической подготов­ки лиц, действующих в особых, в том числе экстремальных, ус­ловиях (специальные программы).

Внедрение физической культуры в систему рациональной орга­низации труда: научно-методические аспекты эффективного ис­пользования факторов физической культуры непосредственно в процессе производства и в режиме рабочего дня, усиление дей­ственности производственной физической культуры как фактора профилактики заболеваний и сохранения здоровья.

Использование факторов физической культуры в период воз­растной инволюции организма и в целях противодействия инво­люционным процессам, оптимизации физического состояния орга­низма и сохранения здоровья в период старения.

 

Лекция 2: Физическое совершенство.

 

Физическое совершенство обобщает представления об оптимальной мере гармонического физического развития и всесторонней физической подготовленности человека. Причем подразумевается, что эта мера оптимально соответствует требованиям трудовой и других сфер его жизнедеятельности, выражает достаточно высокую степень развития индивидуальной физической одаренности и отвечает закономерностям долголетнего сохранения крепкого здоровья.

С тех пор как появился разумный человек (Homo sapiens), on всегда мечтал об увеличении своей силы, выработке ловкости, выносливости, своем умственном совершенстве. Свидетельством этого являются чаяния людей, ярко выраженные в народном творчестве. Главное содержание былин, сказаний, древних саг и многих сказок связано с изображением умных и сильных людей, олицетворяющих весь народ.

Древние греки в своей бессмертной мифологии создали людей-богов, обладавших огромной силой, смелостью, ловкостью, прозорливостью. Антей, Атлант, Ахилл, Геракл наделены сверхчеловеческой силой, быстротой, ловкостью, выносливостью. Эти качества присущи и героям эпоса других народов. Герои «Энеиды» у римлян, «Махабхараты» и «Рамаяны» у индусов, «Шахнаме» у персов, «Песни о Роланде» у французов, «Песни о Нибелунгах» у немцев, «Песни о Гайавате» у американских индейцев, «Эдды» у скандинавов изображены как идеальные личности, обладающие большой силой и проницательным разумом.

Высокими телесными и душевными качествами наделены герои фольклора русского народа и других народов нашей страны. «Слово о полку Игореве», «Витязь в тигровой шкуре», «Давид Сасунский», «Калевала», «Манас», былины о русских богатырях — Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Микуле Селяпиновиче, Алеше Поповиче — воспевают мечты людей о совершенном человеке, о своей надежде быть сильными, не бояться врагов родины, трудностей жизни. Интересно отметить, что эти произведения относятся к различным общественно-экономическим формациям. Это лишний раз свидетельствует о том, что люди всех времен и эпох мечтали о том, чтобы быть сильными, ловкими, находчивыми.

Герои-богатыри «Илиады» и «Одиссеи» относятся к периоду разложения первобытнообщинного строя и зарождения рабовладельческой общественно-экономической формации. В период рабовладельческого строя греки создали скульптурные портреты прекрасных людей, формы которых были совершенны и свидетельствовали о гармонии тела. Чудесны «Дискобол» — скульптора Мирона, «Дорифор» и «Копьеносец» — Поликлета, «Анокиомен» — Лизиппа, «Зевс» — Фидия, «Юноша из Марафона», «Афродита Книдская», «Гермес с Дионисом», «Отдыхающий сатир» — Праксителя и многие другие скульптуры.

Физически совершенными выглядят изваяния Мике ланджело «Давид», «Вакх», «Умирающий раб», «Восставший раб», созданные в эпоху феодализма. А разве не об этом же свидетельствуют скульптуры «Парень, играющий в бабки» Пименова, «Пудлинговщик» и «Грузчик» Менье, «Сидящий мужчина» Фолькмана и другие, относящиеся к эпохе капитализма?

Но художники и скульпторы прошлого в произведениях выражали лишь свои мечты о всестороннем, в том числе и физическом совершенстве личности, не раскрывая зависимости этого совершенства от социальных возможностей.

В эпоху социализма ряд выдающихся скульпторов создали произведения, которые отличаются глубиной идейного замысла, выражают одухотворенность советских людей, их всестороннее развитие. К этим скульптурам следует отнести, прежде всего, произведения В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница», ряд скульптурных портретов героев Великой Отечественной войны (Юсупова, Хижняка), произведения И. Д. Шадра, особенно скульптуру «Булыжник — оружие пролетариата» и многие другие.

Некоторые буржуазные исследователи, предполагали, что через тысячи лет, когда человек превратится из разумного в разумнейшего (Homo sapientissimus), он будет отличаться огромной головой, лишится зубов, волос, на руках и ногах останется по два пальца. Известный английский писатель-фантаст Герберт Уэллс в книге «Машина времени» описывает свою встречу с людьми далекого будущего как с хрупкими существами. «Это было маленькое существо — не более четырех футов ростом. К тому же они были такие хрупкие, что, казалось, можно совсем легко, в случае нужды, разбросать, как кегли,— целую дюжину одним толчком». Г. Уэллс почти лишил этих людей и половых различий. «Мужчины и женщины будущего,— писал он,— не отличались друг от друга ни костюмом, ни телосложением, ни манерами, одним словом, ничем, что теперь отличает один пол от другого. И дети, казалось, были просто миниатюрными копиями своих родителей. Поэтому я решил, что дети этой эпохи отличаются удивительно ранним развитием, по крайней мере, в физическом отношении».

Г. Уэллсу казалось, что на каком-то этапе развития человеческого общества будет создано столько всего необходимого для жизни людей, что их поколения могут прекратить всякую деятельность, не заботясь о своем будущем. Но с этим согласиться нельзя. Жизнь человека всегда будет наполнена все новыми стремлениями и никогда не иссякнет человеческий разум и энергия. В этом закон жизни. Без этого человек перестает быть человеком.

Данная книга и посвящена вопросам физического совершенствования человека, в результате чего человек не будет деградировать, а станет еще более развитым, чем в наше время. Это вполне соответствует положению, высказанному К. Марксом в бессмертном произведении «Капитал», что «...благодаря смене тех естественных условий, в которых приходится жить человеку, происходит умножение его собственных потребностей, способностей, средств и способов труда».

Мысль о возможной деградации человека опровергается также биологами и естествоиспытателями, которые, базируясь на огромном научном материале, пришли к выводу, что эволюция не возвращается к пройденным этапам, а постоянно прогрессирует. Это в равной степени относится и к человеку, который шаг за шагом поднимается на более высокие ступени эволюционной лестницы.

Во второй половине XIX века в России проблемам физического воспитания большое внимание уделяли многие ученые и выдающиеся педагоги.

Активно выступал по этому вопросу русский хирург Н. И.Пирогов. Известно, что после поражения в Крымской войне генералитет русской армии в 1856г., убедившись во время боевых операций в непригодности действовавшей в армии системы физического воспитания, принял решение отказаться от нее и перейти на новую систему. В этом же году Н. И. Пирогов обратился к правительству с просьбой организовать в России институт по подготовке специалистов для преподавания гимнастики, применение которой он считал необходимым для «...сообщения телу гибкости или ловкости в движениях». В своем отзыве о первом проекте организации указанного института oн писал: «История, естествознание, опыт и здравый смысл, очевидно, убеждают нас в мощном действии тела, укрепленного упражнениями, на нравы и дух народа. Польза применения гимнастики к делу военному, к лечению различных болезней сделалась делом, слишком очевидным для каждого». Большая заслуга Н. И. Пирогова заключается в том, что он поставил вопрос о необходимости применения в школах научно обоснованной системы физического воспитания, которой тогда в России не существовало.

Много внимания уделил этому вопросу и выдающийся педагог К. Д. Ушинский, Он впервые доказал большую значимость физического воспитания в общем воспитании. К. Д. Ушинский большое значение придавал физическому труду в процессе обучения в школе, В его исследованиях мы находим такие слова: «..Физический труд необходим для развития и поддержания в теле человека физических сил, здоровы и физических способностей».

К. Д. Ушинскому принадлежит приоритет в совершенно новом подходе к проблеме образования и воспитания человека. Его мысль сводилась к тому, что процессу образования и воспитания человека должно предшествовать всестороннее изучение его. Педагогический процесс должен постоянно базироваться на физиологии и психологии. Педагог, не знающий этих дисциплин, "не может научно обоснованно осуществлять сложный процесс воспитания. Научно обоснованное воспитание во много раз эффективнее будничного воспитания. Оно позволяет ребенку получить гораздо больше знаний, освобождает «засорение» его ума ненужными сведениями. Он критиковал тех педагогов, которые радовались тому, что из ста сведений, полученных учеником, лишь одно остается в памяти. Его мысль сводилась к тому, что человек должен получать только необходимые ему сведения, которые он должен усвоить. «Не умея обращаться с памятью человека, — писал он, — мы утешаем себя мыслью, что дело воспитания — только развить ум, а не наполнять его сведениями; но психология обличает ложь этого утешения, показывая, что самый ум есть не что иное, как хорошо организованная система знаний».

Весь процесс умственного воспитания для него виделся в неразрывной связи с физическими упражнениями, причем между двумя этими процессами должна быть установлена закономерная смена видов деятельности. Физические упражнения должны быть на каждом уроке, отчего умственная деятельность станет еще более эффективной. Поэтому физическое воспитание для него не самоцель, а элемент в общем гармоническом воспитании человека. Физические упражнения не только укрепляют костную, мышечную и нервную системы, помогают человеку лучше владеть и управлять своим телом, но и вырабатывать волю и укреплять память.

Пожалуй, мало кто до него пытался соединить физическое воспитание с эстетическим. Он считал это единым процессом и хотел увидеть в физическом воспитании элементы эстетики, а эстетическое воспитание использовать и в физическом воспитании. Вот как звучат его слова по этому поводу: «Я думаю, что эстетически действовать прямо на детей — трудно и что надобно взрослых образовать эстетически. Статуи, картины, природа действуют скорее на взрослых, а они уже вносят это влияние в жизнь, в слова, в телодвижения, в домашний круг, в одежду, в обращение с детьми — и уже в этой форме дети воспринимают изящное».

К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал, что при физическом воспитании необходимо использовать богатый кладезь народных игр, наиболее доступных детям. Он был убежден, что игры не только способствуют физическому развитию детей, но и укрепляют их здоровье. Однако К. Д. Ушинский был далек от превращения учебы в сплошные игры. Речь шла лишь о разумном использовании их в общем процессе воспитания. После занятий за партой игры должны, по его мнению, дать возможность подвигаться, отходнуть от умственного напряжения. Особенно он рекомендовал их между умственными занятиями.

Однако особая роль в разработке вопроса о значимости игр в физическом воспитании принадлежит крупному педагогу Е.А.Покровскому. Само изучение игр он рассматривал как важное условие в общем приобретении знаний. Ряд его работ посвящен доказательству того, что в процессе физического воспитания необходимо более широко использовать народные подвижные игры. Это было не случайным, так как в конце XIX века те, кто отвечал за воспитание детей в России, пытались насаждать в школах западноевропейские игры. С этой целью Е. А. Покровский даже издал специальную книгу «Детские игры, преимущественно русские (в связи с историей, этнографией, географией и гигиеной)», в которой описал неисчерпаемый источник игр многих народов России. Игры он ассоциировал с работой. При помощи их, по его мнению, дети могут приобретать трудовые навыки, которые впоследствии им пригодятся в жизни.

Таким образом, физическое воспитание Е.А.Покровский рассматривал как важную основу умственного и нравственного воспитания, и, в конечном счете, физическое воспитание являлось средством подготовки людей к труду. Оно должно строиться на народных принципах, отвечать интересам народа и быть понятным ему. Физическое воспитание, кроме того, должно основываться на медицинской науке, на ее гигиенических требованиях. Физическое воспитание не должно ограничиваться лишь стенами школы. Оно должно осуществляться и дома, на детских площадках, во дворах и на улицах, т. е. всюду, где дети проводят свое свободное и «рабочее» время. Физическое воспитание тем эффективнее, чем раньше оно начинается. Детские народные игры должны содействовать не только физическому развитию и укреплению здоровья, но и развивать психику человека, расширять его познания об окружающем мире. Физическое воспитание должно способствовать выработке у человека ориентации во времени и пространстве, координации движений своего тела, умения чувствовать свою силу, напряжения мышц, их усилия.

Физическое воспитание должно также способствовать укреплению воли, развитию творческих способностей, патриотических чувств, контактов в коллективе. Что касается физического воспитания юношества и взрослых людей, то Е. А. Покровский предпочитал для них использовать гимнастику и другие виды спорта. Создавая эту теорию, он наивно думал, как и многие другие его современники, что в условиях эксплуататорского строя возможно осуществить такую реформу в области физического воспитания, широко внедрить в процесс воспитания народные игры.

Огромный вклад в развитие теории физического воспитания внес крупный ученый П. Ф. Лесгафт. Его творческая научная деятельность относится к концу XIX и началу_ХХ века. Он является признанным основоположником физического образования и воспитания в нашей стране.

В 1896 г. им было организовано в Петербурге первое за всю историю России специальное учебное заведение по подготовке преподавателей физического воспитания — 3-годичные курсы, вошедшие в историю как «лесгафтовские курсы». Позже, в 1906 г., при его активном участии они были реорганизованы в «Высшую вольную школу», в которой обучались 4 года. В качестве преподавателей в этой школе работали известные революционеры Н. Морозов и В. Фигнер. После Великой Октябрьской социалистической революции в 1919 г. эти курсы были преобразованы в Государственный институт физического образования имени П. Ф. Лесгафта. А за год до этого в Москве был открыт Государственный центральный институт физической культуры. Заслуга этого выдающегося ученого заключается не только в том, что он был активным пропагандистом физического воспитания, но и в том, что впервые создал систему физического образования и теоретически обосновал ее.

П. Ф. Лесгафт, как и его предшественники, в частности Е. А. Покровский, особое вниманиев физическом воспитании уделял подвижным играм. Этот процесс воспитания, по его представлению, должен был начинаться в семье и продолжаться в школе, чтобы ребенок мог приобрести «...опытность справляться с препятствиями, которые встречаются в жизни». В занятиях подвижными играми он видел также возможностъ приобрести ребенкомсамостоятельность в действиях, основаннуюна личной инициативе, способной выработать у человека твердый характер и большую силу воли.

П. Ф. Лесгафт считал, что «игра — это упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни. Игры имеют большое значение для ребенка, при посредстве которых он обыкновенно приучается к тем действиям, которые ложатся в основу его привычек и обычаев, причем эти занятия обыкновенно связаны с возвышающим чувством удовольствия».

Положительно относясь к подвижным играм, он, однако, считал, что выбирать следует те, которые наиболее подходят к цели, поставленной преподавателем. Таким образом, П. Ф. Лесгафт, образно говоря, не хотел пускать детские игры на самотек, а ведущую роль в них отводил педагогам. Больше того, каждый преподаватель перед занятиями должен был ставить перед собой определенную цель, чтобы в непринужденной подвижной игре ее смысл стал ясным обучающимся. Преподаватель, по его мнению, не только должен регулировать и направлять воспитательный процесс, но и быть примером для своих воспитанников. Он должен иметь хорошую выправку и обладать рядом других качеств, необходимых воспитателю. П. Ф. Лесгафт осуждал тех преподавателей, у которых «...отсутствовали привычки следить за своей внешностью» и которые не желали «заниматься своим телом и производить своей внешностью какое-либо впечатление».

Игры должны были вызывать у детей положительные эмоции, благоприятно воздействующие на психику и физическое состояние. В использовании игр должна быть определенная последовательность и разумная система, постоянно побуждающая детей к активности и самостоятельности. Вместе с тем П. Ф. Лесгафт проявлял осторожность в использовании соревнований и состязаний, присущих большинству игр.

Однако не следует понимать так, что взгляды П. Ф. Лесгафта по физическому воспитанию были связаны лишь с подвижными играми. В своих трудах он осветил все стороны воспитания личности, уделив, конечно, особое внимание физическому воспитанию.

Цель воспитания П. Ф. Лесгафт видел в подготовке человека к производительному труду, поэтому от физического воспитания он не отрывал и умственное. «Только при гармоническом развитии всех органов, — писал П. Ф. Лесгафт, — организм человека в состоянии совершенствоваться и производить наибольшую работу при наименьшей трате материала и силы».

В отличие от многих своих предшественников, которые цель физического воспитания видели лишь в личном благополучии, П. Ф. Лесгафт придавал этому воспитанию общественное значение. Эти взгляды его очень близки взглядам русских революционных демократов. Физическое воспитание, по представлению П. Ф. Лесгафта, не должно ограничиваться полученными знаниями в школе. Оно должно продолжаться всю жизнь. Человеку следует подходить ко всему творчески, все время расширяя свои познания. На этом зиждется его постоянное совершенствование. П. Ф. Лесгафт придавал большое значение анализу полученных знаний, с целью умения ими пользоваться. Отсюда вытекал его вывод о том, что в процессе физического воспитания обучающимся больше следует разъяснять суть упражнений, а не заставлять их слепо повторять то, что делает преподаватель. Иначе говоря, в физическое воспитание П. Ф. Лесгафт хотел вложить мышление, сознательное понимание того, что делает обучающийся. Такой подход к этому способствовал более гармоническому развитию человека и активному участию его в производительном труди. Гармоническое же развитие, по его мнению, помогает человеку более рационально использовать свои силы и при наименьших затратах добиваться больших результатов. Гармоническое развитие человека он рассматривал как длительный и постепенный процесс, связанный со все возрастающими нагрузками с учетом возраста, пола и индивидуальных особенностей. Это требовало научного обоснования применяемых приемов и должно быть связано с естественными возможностями человека. В связи с этим П. Ф. Лесгафт рекомендовал больше использовать в физическом воспитании ходьбу, бег, путешествия, прыжки, метание, борьбу и гимнастические упражнения. Все это, естественно, должно было входить составными частями в игры.

Большую лепту в развитие теории физического воспитания внес Б. В. Гориневский, выдающийся деятель спортивной медицины, продолжатель дела П. Ф. Лесгафта. В 1910 г. на базе Тенисевского училища им была создана специальная лаборатория по изучению проблем, связанных с физическим воспитанием. Как и его предшественник П. Ф. Лесгафт, В. В. Гориневский придавал большое значение физическому воспитанию, воздействующему на организм, на все его органы и системы, способствующему лучшей их функции, улучшающему физическое развитие человека. Им высказан ряд ценных положений, имеющих не только теоретическое, но и методическое значение по вопросу связи физического и эстетического воспитания. В. В. Гориневский активно выступал за использование в физическом воспитании выразительных движений, которые, по его мнению, наиболее ярко отражают индивидуальную и психическую деятельность человека. При этом он был убежден, что выразительность может быть проявлена не в каких-то отдельных движениях, а в широком круге физических упражнений, использование каждого из которых будет проявлять индивидуальность исполнителя. Ему принадлежит большая заслуга и в пропаганде физических упражнений для людей среднего и пожилого возраста.

Большой вклад в научное обоснование физического воспитания внесли также выдающиеся русские физиологи И. М. Сеченов, Н. Е. Введенский, И. П. Павлов и др.

И. М. Сеченов физическое развитие не сводил лишь к развитию мышц, а понимал его как гармоническое развитие всех систем и органов человека. Так, например, людям, занимающимся гимнастикой под музыку, необходим хороший слух. При помощи его можно измерить промежутки времени в движениях. Представление о движении у человека связано также с мышечным чувством, которое дает ему представление не об отдельных движениях, а о движении организма в целом. «Мышечное чувство,— писал И. М. Сеченов,— служит, очевидно, валовым целям организма и родится, подобно системным чувствам, не из какого-нибудь отдельного маленького участка тела, а из целых систем чувственных органов».

Мышечное чувство рассматривалось им также как «важное средство, влияющее па координацию движений через центральную нервную систему». Вместе с тем И. М. Сеченов говорил и о влиянии центральной нервной системы на мышцы. Об этом он сделал вывод в своей знаменитой книге «Рефлексы головного мозга», в которой писал, что «все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению». Ему принадлежит и другой важный вывод, имеющий огромное значение в физическом воспитании, заключающийся в том, что главным центром, где сосредоточиваются все импульсы физической нагрузки, является центральная нервная система. Он писал по этому поводу так: «..Источник ощущений усталости помещают обыкновенно в работающие мышцы; я же помещаю его... исключительно в центральную нервную систему».

Важны также выводы, сделанные крупнейшим физиологом Н. Е. Введенским, который научно обосновал принцип развития заложенных в организме задатков. Он писал, что «каждый молодой организм в нормальных условиях носит в себе громадный запас сил и задатков. Обычно лишь часть этих сил и задатков действительно осуществляется и утилизируется в дальнейшей жизни человека, причем в большинстве случаев лишь незначительная часть. Насущный вопрос заключается в том, как использовать по возможности полнее тот богатый запас сил, который заложен в нашу организацию». Его вывод о потенциальном наличии мышечной силы у спортсменов имеет чрезвычайно большое значение при подготовке спортсменов и в наши дни и является принципиальной основой, на которой строится физическое воспитание.

Большой вклад в разработку проблемы физического воспитания с точки зрения ее научного обоснования внес и академик И. П.. Павлов. Он впервые писал о контроле центральной нервной системы за каждым мышечным движением человека, а это имеет большое значение в занятиях физической культурой. И. П. Павлов указывал по этому поводу, что двигательный анализатор очень чувствительный и сигнализирует «…центральной нервной системе каждый момент движения, положение и напряжение всех частей, участвующих в движении».

И. П. Павлов неоднократно подчеркивал, что в организме все системы и органы, все элементы взаимодействуют друг с другом, но головной мозг «держит в своем ведении все явления, происходящие в теле». В своих работах он отмечал, что состояние организма зависит от воздействия на него внешней среды. И. П. Павлов писал: «...Образ поведения у человека и животного обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, т. е. зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле слова».

Этот вывод широко использовали педагоги, занимающиеся физическим воспитанием. Большое значение в этом отношении имел вывод И. П. Павлова о том, что стереотипные движения вырабатывают у человека условные рефлексы, поэтому у тренированного организма привычные движения как бы вызывают автоматизированную мышечную деятельность. Открытия и выводы ученых этого периода внесли огромный вклад в проблему физического развития человека, что в последующем сыграло значительную роль в физическом воспитании народа.

Уделял большое внимание вопросам физического развития советских людей, был И. И. Подвойский. Когда еще шла гражданская война и молодой социалистической республике нужна была боеспособная армия, партия и правительство приняли решение о создании Главного управления всеобщего военного обучения для формирования резервов Красной Армии, которое позже стало именоваться всевобучем. При назначении начальника этого управления выбор пал на Н. И. Подвойского, под командованием которого был взят Зимний дворец.

Н.И.Подвойский ясно себе представлял, что по-настоящему боеспособную армию нельзя создать без привлечения масс к физической культуре. Под его руководством была создана программа всеобуча, рассчитанная на 96 часов, основе которой лежала физическая подготовка. Срочно были организованы спортивные площадки и даже стадионы. К началу 1920 г. на освобожденной от белогвардейцев территории было построено более 2000 спортивных площадок, которые стали притягательной силой для молодежи. Это прекрасно понимал Н. И. Подвойский, о чем свидетельствует его приказ № 283/с, изданный в конце 1910 г. В нем говорилось: «По указанию Председателя Совета Народных Комиссаров т. Ленина, данному мне 4 октября 1920 года, с весны 1921 года все городские, фабрично-заводские и сельские площадки всевобуча должны быть оборудованы так, чтобы они стали привлекательными центрами для детей, юношей и девушек».

Благодаря принятым мерам по укреплению здоровья народа на фоне постоянного улучшения социально-экономических условий в последующие годы физическое развитие призывников значительно улучшилось.

А. В. Луначарский неустанно повторял, что физическое воспитание имеет огромное значение в общем процессе воспитания, так как физкультура поможет всестороннему гармоническомуразвитию человека. Еще начинали только закладываться первые кирпичи в систему социалистической школы, а он уже в октябре 1918 г. выступал со статьей, в которой четко высказывал мысль, что в режим каждой школы должны входить «...массовая ритмическая гимнастика, индивидуальное развитие мускулатуры под наблюдением врача, игра, постепенно переходящая в серьезный спорт. Гимнастикаи спорт должны развивать не только силу и ловкость, но и способность к отчетливым коллективным действиям, дух взаимопомощи и т. п.».

А, В. Луначарский неоднократно выступал и говорил о том, чтобы школьники физической культурой и спортом занимались и во внеучебное время. Для этой цели он предлагал создать спортивные (гимнастические) общества, в работе которых активное участие должны принимать сами школьники.

Таким образом, физическая культура совершенно справедливо рассматривалась им не только как средство физического воспитания, способствующее укреплению здоровья человека, по и как средство формирования новыхсоциалистических отношений между людьми. Вот почему в первых же документах о советской школе, разработанных при его активном участии («Положение о единой трудовой школе», «Основные принципы единой трудовой школы»), совершенно определенно высказана мысль о большой значимости физического воспитания в общем процессе формирования личности. Отсутствие физического воспитания в школах он рассматривал как своего рода ущербность в их работе. «Без корригирующей гимнастики,— писал он,— правильно развивающей тело ученика, без значительного включения спорта... мы несомненно дадим ложную картину школы, мы получим отрицательные результаты». Вот почему во многих его выступлениях перед преподавателями школ, работниками просвещения постоянно звучал тезис о том, что воспитание человека в целом немыслимо без физического воспитания. Больше того, мерилом хорошего качества каждого преподавателя А. В. Луначарский считал умение, помимо передачи знаний по своему предмету, следить и за физическим развитием детей. Каждый урок на основе этого должен быть построен так, чтобы дети получали не утомление, а радость. Однако было бы ошибочным мнением, если бы у нас сложилось впечатление, что А. В. Луначарский признавал только физическое воспитание в школьные годы. Физическое воспитание для него было важным условием в общем формировании человека. Поэтому он считал, что оно должно начинаться с первых лет жизни и продолжаться всю жизнь. Физическое воспитание им прямо связывалось с укреплением и сохранением здоровья, с формированием самосознания и нравственных качеств человека. Вот почему в отдельных его речах и статьях можно встретить мысли о прямой связи физической культуры с искусством и эстетическим воспитанием. Физкультура нужна человеку, считал он, чтобы более полно, целесообразно и приятнопроводить свободное время, не затрачивая его на дурные привычки, в частности на распитие алкогольных напитков.

Для него спорт не был чем-то абстрактным. Он считал, что в его культивирование должны быть заложены научно обоснованные нормы и принципы, что каждая профессиональная и возрастная группа людей должна заниматься наиболее целесообразным для_нее видом спорта. «Спорт не имеет смысла,— писал он,— если не ставить вопрос о том, с каким организмом мы имеем дело, какую степень утомления и каких именно органов вызывает та или иная профессия». На протяжении всей своей деятельности наркома просвещения А. В. Луначарский был страстным пропагандистом физкультуры и спорта, а также идей важности физического воспитания в жизни человека. Б 1929 г. в журнале «Физкультура и спорт» (№ 17—18) он писал, что физкультура вырабатывает у человека «...решительность, твердость воли, бесстрашие, рассчитанность каждого движения, меткость, быстроту, умение ориентироваться при коллективном спорте со всеми действиями противников и партнеров, умение в этом смысле комбинировать свои действия с другими, помогать и пользоваться помощью — все это вырабатывает черты настойчивости, находчивости, мужества», что так нужно в жизни каждому человеку.

Большой вклад в развитие физического воспитания внес М. И. Калинин. В своих выступлениях он подчеркивал то большое значение для социалистического общества, которое имеет всестороннее развитие человека. «Мы хотим,— писал он,— всесторонне развить человека, чтобы он умел хорошо бегать, плавать, быстро и красиво ходить, чтобы у него все органы были в порядке, словом, чтобы он был нормальным, здоровым человеком, готовым к труду и обороне, чтобы параллельно всем физическим качествам правильно развивались и умственные его качества».

М. И. Калинин, утверждал, что физическое развитие важное условие для укрепления здоровья ради жизни, наполненной творческим трудом. Физическое развитие у него не отделяется от умственного. В этом его высказывании коротко и четко сформулированы марксистские взгляды на всестороннее развитие человека. Во многих высказываниях М. И. Калинина совершенно определенно выражена мысль о большой значимости физкультуры в укреплении здоровья человека. В одном из своих выступлений он поставил физкультуру в школе на одну линию с русским языком и математикой, т. е. с основными, ведущимипредметами? Мы должны готовить себе здоровую смену — здоровых мужчин и женщин».

Это требование он относил не только к школьникам, но и к студентам высших учебных заведений. Специалист должен обладать не только большими знаниями, но и хорошим здоровьем, иначе его знания не могут быть использованы в полной мере для общества. Он писал по этому поводу: «Если взять здорового парня лет двадцати, продержать его в вузе лет пять — шесть, то он выйдет оттуда довольно знающим свой предмет, но вместе с тем нервным, больным человеком. Для меня не безразлично, в каком состоянии окончит университет мой сын, и не безразлично как для государственного человека, в каком состоянии будут оканчивать университет молодые студенты».

А. С. Макаренко, выступая перед родителями, призывал их прививать детям любовь к физической культуре: «Если ваш сын с горячей страстью рвется на все футбольные матчи, знает имена всех рекордсменов и цифровые выражения всех рекордов, но сам не принимает участия нив одном физкультурном кружке, не катается на коньках, не бегает на лыжах, не знает, что такое волейбол,— польза от такого интереса к спорту очень невелика ичасто равняется вреду».

Придавая большое значение физическому воспитанию,А. С. Макаренко, однако, не отрывал его от умственного и эстетического воспитания и считал его одним из важных направлений в общем воспитании человека. «Нельзя пренебрегать эстетическими сторонами жизни. Как раз мы, педагоги, очень часто страдаем некоторым нигилизмом по отношению к эстетике».

Большое значение придавал физическому развитию молодежи и М. В. Фрунзе. Этоон делал не только потому, что армия нуждалась в технически грамотных и здоровых людях, по и потому, что по своему состоянию здоровья и физическому развитию значительнаячасть молодежи в первые годы Советской_власти оказывалась негодной к несению военной службы. B своем докладе на III Закавказском съезде Советов в апреле 1925 г. «О положении Союза Советских Республик и вопросы обороны» он указал, что из 1200 тыс. призывной молодежи 400—500 тыс. приходится на физически некрепких, не могущих нести все тяготы военной службы. Развитие спорта диктовалось также тем, что далеко не вся, даже здоровая молодежь могла быть призванав армию, и спорт являлся для нее важным условием для физической закалки.

Чтобы боец стал действительно закаленным, он должен быть не только идейно преданным своему делу, но и быть физически крепким человеком, с уравновешенной психикой. Вот почему в своей работе «Наше военное строительство и задачи военно-научного общества» он делает вывод, основываясь на своем огромном опыте советского военачальника, имеющем большое практическое значение в период военного времени.

Таким образом, психическое состояние здоровья солдат приобретает значительную роль в стойкости армии, в ее боеспособности. Больше того, М. В. Фрунзе считал, что психическая выдержанность солдат как бы сильней техники, которой вооружена армия. «Мы должны будем сказать,— подчеркивал он,— что все-таки решающая роль принадлежит не технике,— за техникой всегда находится живой человек, без которого техника мертва».

М. В. Фрунзе добивался того, чтобы в армию приходила молодежь, всесторонне развитая, и чтобы основную физическую, психическую и умственную подготовку она получала еще до призыва в армию. Комсомол, по его мнению, должен был заниматься не только политическим образованием молодежи, но и военно-политическим. Но самый большой акцент он делал, обращаясь к комсомолу, чтобы он поставил «...одной из своих задач самое широкое развитие спорта среди нашей рабоче-крестьянской молодежи».

Большое внимание физическому воспитанию уделял и К. Е. Ворошилов, будучи наркомом обороны. Когда в 1934 г. группа слушателей Военной академии имени М. В. Фрунзе сдала нормы ГТО второй ступени, он лично поздравил их, сказав: «Я вдвойне рад вашим успехам: не только потому, что вы, командиры Красной Армии, еще раз подтвердили ее высокие физкультурные качества, но и потому, что сам я старый физкультурник и по себе знаю, какое огромное, прямо-таки живительное влияние оказывает физкультура на всех нас».

К. Е. Ворошилов рассматривал физическую подготовку не как самоцель, а как важное условие, если ею заниматься регулярно, в предупрежденииусталости и болезней. Он считал, что постоянное занятие физкультурой и спортом побеждает усталость и болезни, бодрит дух, повышает настроение. Это ему принадлежат слова: «Можно прямо сказать, что физкультура борет годы».

В стороне от этих жгучих проблем не остался ивыдающийся советский писатель А. М. Горький. Он придавал большое значение играм, видя в них один из путей позна­ния мира. Особое значение А. М. Горький придавал массовым играм на воздухе, играм, которые способствовали бы развитию физического здоровья ребят. Увидев однажды парад физкультурников, он с восхищением писал о нем: «Все более уверенно тверд шаг молодежи иярче горит в глазах ее радость жить в стране, где так быстро и красиво воспитывается тело и так огненно, победоносно цветет в ней боевой, героический дух, ежедневно выявляя себя в работе па обогащениенарода, на оборону Родины против врагов, почти ежедневносверкая смелыми подвигами на благо своей страны».

Так многие выдающиеся деятели нашей страны оценивали значимость физического воспитания во всестороннем развитии советского человека.

В июле 1925г. было принято решение ЦК партии о развитии физкультуры в нашей стране. Оно сыграло большую роль в оживлении физкультуры. В октябре 1929г, во вновь принятом постановлении ЦК ВКП(б) о физкультурной работе б стране было указано на необходимость более широкого вовлечения в физкультурное движение рабочих и крестьян, сделав его общегосударственным, а не ведомственным делом. В постановлении указывалось, что «...без усилия государственного централизованного руководства, с одной стороны, и без участия в физкультурном движении широкой рабочей общественности,— с другой, сдвинуть дело развития физкультурного движения нельзя».

Большую роль в развитии физкультурного движения в нашей стране сыграли спортивные общества. Они начали возникать с первых лет Советской власти, вовлекая в свои ряды десятки тысяч любителей спорта. В 1923г. было создано общество «Динамо». С каждым годом расширялась его спортивная база, увеличивалось число стадионов, спортивных залов, площадок, гимнастических залов, бассейнов и других спортивных сооружений. Общество воспитало десятки тысяч советских людей, которые стали физически развитыми и внесли огромный вклад в развитие физкультурного движения, в создание материальных благ на производстве.

Огромный толчок развитию массового физкультурного движения в стране дало введение всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР». Все это привело к большим достижениям в спорте

В годы войны физическое воспитание было целиком подчинено подготовке бойцов Советской Армии. Военно-физическая подготовка включала в себя обучение бойцов рукопашному бою, хождению на лыжах, преодолению водных преград, пешим переходам на большие расстояния. Даже физическое воспитание в школах было приспособлено к нуждам военно-физической подготовки. Большую роль в возвращении раненых в строй сыграла в то время лечебная физкультура. Вместе с тем и в годы Великой Отечественной войны продолжались всесоюзные соревнования по многим видам спорта: в 1943г. — по 8, в 1944г. — по 19, в 1945г. — по 22. Даше в этих тяжелых условиях результаты многих советских спортсменов превышали мировые рекорды.

С каждым годом в нашей стране увеличивается число физически совершенных людей. Большое значение в дальнейшем формировании здоровых и физически развитых людей будет иметь также новый Всесоюзный физкультурный комплекс

Более 40 лет существовавшая система сдачи норм на значок ГТО сыграла огромную роль в физическом развитии советских людей. Десятки миллионов людей приобщились к физической культуре, готовясь сдать нормы ГТО. Новый комплекс более полно отвечает современному этапу развития нашего общества. Он состоит не из трех, как раньше, а из пяти ступеней, и его обладателями могут теперь стать дети от 10 лет и взрослые до 60 лет. Одно это обстоятельство свидетельствует о новом качественном изменении в нашей стране в области внедрения физической культуры в массы. Новым комплексом ГТО как бы охватываются все поколения, которые могут в той или иной степени заниматься физической культурой, чего не было в предыдущем комплексе. Дети 10—14 лет сдают нормы на значок «Смелые и ловкие». Это тот возраст, когда человек уже осознанно должен начать заниматься физической культурой. В возрасте 14—15 лет школьники сдают нормы на значок «Спортивная смена». Через 3—4 года многие из них уже станут в ряды ведущих спортсменов. В возрасте 16—18 лет юноши и девушки при сдаче норм ГТО получают значок «Сила и мужество», свидетельствующий о том, что они физически уже сформировались, выработали у себя основные навыки, необходимые в предстоящей жизни, труде, а если надо, то и в бою. В возрасте 19—34 лет женщины и 19—39 лет мужчины сдают нормы на значок «Физическое совершенство», свидетельствующий о том, что эти люди полностью физически сформировались и активно участвуют в труде, повседневно занимаясь физической культурой.

Для женщин 35—55 лет и для мужчин 40—60 лет введен значок «Бодрость и здоровье». Тот, кто владеет им, обладает большим опытом в труде, в занятиях физической культурой, бережно использует свои силы и опыт, постоянно сохраняя бодрость духа.

Чтобы избежать нивелирования способностей людей в занятиях физической культурой и спортом для различных возрастных групп, установлены золотые и серебряные значки, нормы на которые, естественно, разные. Право на получение этих значков имеет каждый член общества, выполнивший заданную программу. Несомненно, что новые нормы ГТО будут способствовать значительному росту массовости в занятиях физической культурой и спортом, что в значительной степени повлияет па укрепление здоровья советских людей, улучшение их физического совершенства.

Чтобы приблизить трудящихся к природе, к свежему воздуху, увеличить мышечную нагрузку, когда все боль­шее и большее количество людей подвержено гипокине­зии, предусматривается поощрение деятельности товари­ществ, занимающихся садовыми участками. Еще больший размах в этом пятилетии получит развитие физкультуры. Предусматривается развитие ее на предприятиях и в учреждениях, в учебных заведениях и по месту жительства. Иначе говоря, наша страна станет еще в большей степени страной массового спорта. В жилых массивах, в парках, учебных заведениях, на предприятиях для физкультур-пиков появятся новые спортивные площадки, а для спортсменов — стадионы, дворцы спорта и различные спортивные сооружения во многих городах. Спортивные комплексы и сооружения строятся и расширяются и только в уже сложившихся городах, но и во вновь строящихся.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.