КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
По физической культуре
Лекция № 33. ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
33.1. Общие требования к планированию
Важной стороной профессионального мастерства педагога является умение осуществлять планирование учебно-воспитательного процесса с учетом оптимального решения задач физического воспитания учащихся, их возрастно-половых, психических и физиологических особенностей, а также условий проведения занятий, наличия и состояния спортивной базы, оборудования, инвентаря, традиций школы и интересов учащихся, состояния их здоровья и уровня физической подготовленности, собственной спортивной специализации в спорте. С помощью системного подхода к планированию учебного процесса, осуществления логических взаимосвязей с другими формами занятий в режиме учебного дня школы, в системе внеклассной физкультурно-спортивной работы, во внеучебное и каникулярное время недопустимо замыкать процесс обучения и совершенствования только на уроках физической культуры. Комплексное решение задач физического воспитания предусматривает направленное применение физических упражнений, специфических для той или иной формы занятий, и соответствующий режим этих занятий, их согласование с основной организационной формой работы школы - учебным процессом, уроками физической культуры. Основная задача школьного физического воспитания - обеспечить оптимальный двигательный режим учащихся с направленным оздоровительным эффектом. Помощниками и единомышленниками учителя физической культуры должны выступать руководство школы, классные руководители, педагоги, воспитатели групп продленного дня, практические психологи, родители учащихся, ученический физкультурный актив. Планирование (предвидение) требует знания и соблюдения таких принципов, как перспективность, конкретность, оперативность, наглядность, преемственность. Необходимо изучать и учитывать все факторы, условия, в которых может протекать учебно-воспитательный процесс, влияющие на него и определяющие результаты взаимосвязанной деятельности в системе «учитель - ученик». Реальное планирование требует хорошо поставленного учета - предварительного, текущего, оперативного, итогового. В равной мере требуется качественное усвоение методики разработки учебной документации, начиная от грамотной постановки основных и частных учебно-воспитательных задач, подбора средств для их решения и заканчивая обоснованной дозировкой заданий и рекомендуемыми домашними заданиями для самостоятельного физического совершенствования. В документах планирования должны быть отражены рациональность и логическая взаимосвязь учебного материала для решения задач обучения, воспитания и развития. Объектом планирования являются не только основные умения и навыки, определенные учебной программой того или иного класса, но и соответствующие подготовительные и подводящие упражнения, специальные упражнения для развития двигательных качеств, контрольные упражнения и домашние задания. Основы знаний и теоретические сведения логически должны сочетаться с содержанием отдельных занятий или серий уроков. Учитель должен действовать по принципу опережающего обучения, чтобы задолго до изучения основных двигательных действий формировать базу общей и специальной физической и технической подготовленности. Опытный педагог, осуществляя перспективное планирование, значительно шире использует серии (блоки, комплексы) с высоким направленным эффектом. К примеру, рекомендуется применять серии упражнений на развитие силы, гибкости, прыгучести и других двигательных качеств, с учетом специфики их проявления в конкретных двигательных действиях, на воспитание у учащихся необходимых способностей дифференцировать свои движения по всем параметрам («чувство времени», «чувство пространства», «чувство тела» и т.п.). Прежде чем в 4 классе приступить к изучению лазания по канату в три приема, а в 5 - в два приема, в 1-3 классах решаются задачи укрепления мышц туловища, плечевого пояса и рук, выполняя лазанье по гимнастической стенке и наклонным лестницам, подтягивание в смешанном висе и на наклонной гимнастической скамейке. Мальчики тренируются в подтягивании в висе и в передвижениях на рукоходе. Учащиеся осваивают высокое сгибание ног (до касания коленями груди) в висе - ведущую фазу лазанья, укрепляя мышцы живота. С удовольствием выполняют они и лазанье по канату произвольным способом. В 3 классе в облегченных условиях могут быть освоены способы захвата каната ногами. Основательность такой предварительной подготовки обеспечивает освоение лазанья в три и два приема в укороченные сроки и на более высоком качественном уровне. Для контроля за уровнем сформированности знаний, умений и навыков рекомендуется использовать фронтальные проверки по учебным нормативам программы не на уроках физической культуры, а на специальных внутришкольных соревнованиях - «День бегуна», «День прыгуна», «День метателя» и т.п. Они планируются на весь учебный год и закладываются в общешкольный календарь соревнований на основе годового учебного плана-графика. Это значительно повышает ответственность и интерес учащихся к этим проверкам (общественным смотрам). Для внедрения в практику системного планирования важно получить ответы на две группы вопросов. Первая группа вопросов. Сколько в среднем требуется подходов, попыток (времени) для освоения того или иного основного упражнения, т.е. для формирования соответствующего двигательного навыка? Как распределять эти попытки в системе уроков? Какой должна быть дозировка на каждом очередном уроке, чтобы сохранились следы последействия? На какое количество уроков планировать изучение и закрепление данного двигательного действия? Как правило, из-за ограничения во времени процесс обучения заканчивается на первом этапе (образования двигательного умения). У многих детей после длительного перерыва (иногда до 10 и более месяцев) эти непрочные условно-рефлекторные связи теряются, и обучение вновь начинается с азов. К примеру, на обучение навыку в метании мяча на дальность у четвероклассников надо выделять не менее десяти уроков в первой четверти, повторяя эту дозу в старших классах. Подкрепление навыка продолжается на уроках гимнастики, спортивных игр, во внеурочное время. Вторая группа вопросов. В какие возрастные периоды акцентировать внимание на развитии тех или иных двигательных способностей? Как распределять решение этих задач в течение учебного года на уроках и в системе домашних заданий? На какие сроки планировать ударные дозы развития определенных физических качеств в связи с подготовкой к изучению основных двигательных действий (реализация принципа сопряженного воздействия)? Процесс обучения движениям влияет на уровень развития двигательных качеств, который, в свою очередь, определяет успешность усвоения заданных упражнений. Эти процессы взаимосвязаны, но если на каждом возрастном этапе на уровне накопленного двигательного опыта задачи развития двигательных качеств мы можем решать с помощью серий (блоков, комплексов) направленных упражнений (общеразвивающих, подготовительных, специальных), выполняемых буквально с листа, то многие основные двигательные действия требуют базы общей и специальной физической подготовленности (реализация принципа опережающего развития двигательных качеств). К примеру, акробатический «мост» требует высокой подвижности всех звеньев тела и особенно плечевых суставов и позвоночного столба. Многие учащиеся не в состоянии выполнить это упражнение качественно, а некоторые вообще отказываются из-за неприятных болевых ощущений. Причина? Отсутствие предварительной подготовки. Известно, что значительный прирост гибкости можно обеспечить за 1-2 месяца ежедневных двухразовых занятий упражнениями на растягивание с постепенным увеличением амплитуды движений, а поскольку без подкрепления гибкость быстро ухудшается, то подобные предварительные задания надо давать в каждом классе, где запланирован «мост». За многолетний период учебы многие дети не осваивают должным образом опорные прыжки. Причем, из года в год повторяют типичные ошибки: низкая фаза полета, задержка рук на снаряде, слабый толчок и т.д. Вывод однозначен - в каждом классе надо заблаговременно давать учащимся упражнения на развитие соответствующих мышечных групп и на укрепление суставов (антигравитационной мускулатуры с учетом сильных инерционно-ударных воздействий и мышц, выполняющих взрывные усилия), развивать скоростно-силовые способности в плане специфики их проявления по фазам опорного прыжка. Таким образом, для реализации системного планирования надо накапливать информацию по всем поставленным выше вопросам, обобщая опыт творчески работающих учителей и проводя серии экспериментальных проверок и педагогических наблюдений. Накопленный педагогом опыт облегчает разработку основных документов планирования, делает их по содержанию и логике построения учебного процесса более совершенными. К вспомогательным материалам планирования относятся годовые планы-графики по классам, обучающие программы по основным упражнениям школьного курса, включающие систему учебных заданий, подобранных по определенной схеме и позволяющих последовательно осваивать ведущее двигательное действие или серию упражнений, имеющих структурное сходство. В идеале каждый учитель физической культуры должен располагать полным комплектом обучающих программ по основным упражнениям гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр, лыжной подготовки, плавания. Это, по существу, те блоки-кирпичики, из которых складывается основная рабочая документация учителя физической культуры - планы прохождения учебной программы и планы уроков. Для рационального использования обучающих программ в целях экономизации и оптимизации учебного процесса (получение максимального положительного эффекта от минимального или оптимального числа средств) требуется хорошее знание процесса формирования двигательных умений и навыков, режимов занятий по развитию тех или иных двигательных качеств, ценностной стоимости отдельных упражнений обучающих программ. Только тогда каждая серия учебных заданий будет иметь точный адрес использования: в каком классе, в какой четверти, на каких уроках или в системе домашних заданий, как долго предлагать учащимся те или иные упражнения. В число методических материалов, которые полезно накапливать каждому педагогу, входят: - комплексы ОРУ различного целевого назначения для учащихся разных возрастных групп (классов): для обогащения их двигательного опыта (упражнения без предметов, парные, с мячами, скакалками, гимнастическими палками и т.д.) с включением подготовительных и подводящих упражнений; с акцентом на развитие определенных двигательных способностей; для общей и специальной разминки; для утренней гимнастики и физкультурных пауз; - серии (блоки) подготовительных и специальных упражнений, обеспечивающих направленную подготовку к конкретным двигательным действиям; - наборы упражнений для домашних заданий по классам, систематизированные по назначению, срокам и длительности выполнения, с рекомендациями по режиму занятий; - картотека (сборник) игр, эстафет, игровых заданий и спортивных аттракционов для целевого использования в течение учебного года на уроках, подвижных переменах, при самостоятельных занятиях детей; - карточки с методикой обучения двигательным действиям, соответствующим программному материалу: с описанием техники физического упражнения, набором подготовительных и подводящих упражнений, контрольными нормативами, домашними заданиями; - методические разработки для решения основных учебно-воспитательных задач. К документам планирования учебного процесса по физической культуре в школе относятся годовой план-график очередности прохождения материала программы, поурочный четвертной план и конспект урока. Планирование осуществляется на основе действующих государственных программ, методических рекомендаций, приказов и распоряжений Министерства образования с учетом подготовленности школьников, климатических условий, материальной и спортивной базы школы, личного опыта педагога.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |