Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование объемов транспортных работ




Классификация сельскохозяйственных грузов

Грузами называются все предметы с мо­мента приема их к перевозке до момента сдачи грузопо­лучателю. Груз состоит из товара и тары. Чистая масса груза получила название нетто, масса тары — тара, а общая масса товара и тары — брутто. Многие грузы не имеют тары и называются бестарными. При перевозке массу груза учитывают в тоннах.

Сельскохозяйственные грузы классифицируются по следующим основным признакам:

· физико-механическим и биохимическим свойствам;

· степени использования грузоподъемности транспортных средств;

· способу механизированной погрузки-разгрузки;

· срочности и периодичности перевозок;

· количеству единовременно перевозимых грузов;

· условиям перевозок.

По физико-механическим свойствам различают грузы:

- твердые: навалочные, к которым относятся грузы, перевозимые навалом без упаковки (овощи, дрова, каменный уголь, торф); сы­пучие, или насыпные (зерно, строительные материалы и др.), пе­ревозимые насыпью;

- жидкие, или наливные (молоко, аммиачная вода, жидкое топ­ливо и др.), требующие для перевозки специальной тары или цис­терн;

- газообразные (кислород).

По размерам грузы подразделяют на габаритные, которые сво­бодно помещаются в стандартный кузов автомобиля; негабарит­ные (машины, станки, строительные конструкции) шириной свы­ше 2 м, высотой более 2,5 м и длиной более 3 м, которые требуют специализированных средств или переоборудованного кузова; длинномерные, превышающие длину стандартного кузова более чем на одну треть (трубы, балки). Для перевозки применяются одно- и двухосные прицепы — роспуски или специализированный подвижной состав.

По массе грузы делят на обыкновенные, тяжеловесные и легкие.

К обыкновенным относятся штучные грузы массой до 250 кг и которые нагружаются накатом (бочки, катки с кабелем массой до 400 кг). Для перевозки этих грузов используют стандартные бортовые автомобили.

К тяжеловесным относятся штучные грузы с массой отдельного более 250 кг (для катаных грузов — 400 кг), погрузку и разгрузку их осуществляют механизированным способом. Для перевозки таких грузов необходимо применять специальные автомобили большой или особо большой грузоподъемности или низкорамныe прицепы-тяжеловозы.

К легким грузам относятся солома, сено, хлопок, пустая тара и др..

Для целей планирования и нормирова­ния труда на автотранспортных работах широко исполь­зуется такой классификационный признак, как плот­ность груза (т/м3), что выражается в коэффициенте воз­можного использования грузоподъемности автомобилей и прицепов (кгр). Данный коэффициент определяется отношением количества груза в кузове в допустимых га­баритах (т) к номинальной грузоподъемности транспорт­ного средства (автомобиля, прицепа, полуприцепа).

В зависимости от этого все грузы подразделяют на четыре класса:

К I классу отнесены грузы, имеющие массу 1 м3 более 700 кг и позволяющие полностью использо­вать грузоподъемность автомобиля: зерно, стройматериа­лы, минеральные удобрения и т. д., для которых кгр =1;

Ко II классу причис­лены грузы, имеющие массу 1 м3 600—700 кг и использую­щие грузоподъемность на 70—90 %: картофель, корне­плоды, маловесное зерно (овес, гречиха), навоз. Здесь кгр =0,99 -0,71 (в среднем для расчетов 0,85);

К III классу отнесены грузы с массой 1 м3 500 - 600 кг, исполь­зующие грузоподъемность на 50—70 %: плоды, овощи, зеленая масса. Здесь кгр =0,7-0,51 (в среднем для расчетов 0,6);

Грузы IV класса грузы с массой 1 м3 300 - 500 кг и менее — наименее транспортабельные и объемистые, исполь­зующие грузоподъемность на 30—50 %: сенажная масса, сено, солома и т.д. Здесь кгр =0,50 - 0,3 (в среднем для расчетов 0,4). Чтобы эффективнее использовать автотранспорт при перевозке грузов III и IV классов, следует наращивать борта автомобилей, приспосабливать для перевозок специальные вместительные кузова-прицепы.

Основные виды сельскохозяйственных грузов (зерно, сахарная свекла, овощи, силос, комбикорма, сено прессованное) относятся ко II классу. Возможны случаи, когда грузы одного наименования в зависимости от их физического состояния и упаковки можно от­нести к разным классам. Так, солому и сено, прессованные в тю­ках, относят ко II, а непрессованные — к IV классу.

При отнесении грузов к тому или иному классу в первую оче­редь учитывают их плотность (ρ, т/м3).

Грузы, у которых ρ < 2,0, относят к весьма легким, с ρ = 0,21 — 0,60 — к легким, с ρ = 0,61—0,99 — к грузам средней тяжести и с ρ ≥ 1,0 — к тяжелым.

При данной плотности груза коэффициент использования гру­зоподъемности зависит от габаритов грузовой платформы или бункера, вида тары:

где Sпл — площадь грузовой платформы, м2; h — высота укладки груза, считая от пола платформы, м; Гн — номинальная грузоподъемность транспортного средства, т.

Чтобы эф­фективнее использовать автотранспорт при перевозках грузов III, и IV классов, следует наращивать борта авто­мобилей, приспосабливать специальные вместительные кузова-прицепы.

По способу механизированной погрузки-разгрузки различают гру­зы: насыпные и навалочные, допускающие перевозку и хранение без тары, а погрузку и выгрузку — сбросом; наливные, штучные, тар­ные и бестарные. Около 70 % сельскохозяйственных грузов отно­сятся к насыпным.

По срочности и периодичности перевозок различают две группы грузов: грузы, подлежащие перевозке в сжатые сроки, лимитируе­мые агротехническими требованиями (продукты урожая в период массовой уборки и вывозки урожая и т. д.), либо скоропортящиеся грузы (молоко) и грузы, перевозки которых могут быть растянуты на более длительный срок.

По количеству одновременно перевозимых грузов их подразделя­ют на массовые и мелкопартионные.

Массовые грузы перевозят крупными партиями в течение про­должительного времени. Перевозка их носит сезонный характер и связана со сроками уборки.

Мелкопартионные грузы транспортируют небольшими партия­ми (вывоз молока).

По условиям перевозок грузы делят на обычные — не требующие специально приспособленного подвижного состава; скоропортя­щиеся — требующие соблюдения особых санитарных и темпера­турных режимов; с резким и неприятным запахом — перевозят в специально приспособленных кузовах; антисанитарные — мусор и т.п.; живность — для перевозки необходимы специально приспо­собленные автомобили (скотовозы, птицевозы и пр.).

Приведенная классификация затрагивает лишь основные раз­новидности грузов, в действительности их номенклатура значи­тельно шире.

 

При составлении производственной программы транспортных работ определяют объемы перевозок (грузообъем), т.е. количество груза (в тоннах), которое перевезено, перевозится или подлежит перевозке за определенный период времени (месяц, квартал, год).

Для учета транспортных работ кроме грузообъема используется грузооборот. Он рассчитывается умножением грузообъема (т) отдельных видов грузов на расстояние их перевозки (км) и измеряется в ткм.

Грузооборот (Р) и объем перевозок (Q) взаимосвязанные показатели, зависимость между которыми выражается следующим образом:

P = Q * l или Q = P / l,

где l –расстояние перевозки, км.

При планировании объема транспортных работ используются следующие различные методические подходы:

I. Определяются возможные грузопотоки и физический объем перевозимых грузов. Для этого устанавливаются места погрузки и разгрузки, составляется схема перевозок, рассчитывается объем грузов по видам (Q1, Q2, …, Qn) и определяется среднее расстояние перевозок (l1, l2, …, ln).

Пример 6.1:

По схеме транспортных грузопотоков зерна (рис.5) требуется определить:

а) объем грузоперевозок (Q);

б) грузооборот (P);

в) среднее расстояние перевозки (l);

 

Рис.6 Схема транспортных грузопотоков зерна

 

а) Определим объем грузоперевозок:

Q = Q1 +Q2+ Q3+ Q4+ Q5 =400+200+300+280+540=1720 т

б) Рассчитаем грузооборот:

P = Q1l1 + Q2l2 + Q3l3 + Q4l4 + Q5l5 = 15180 т-км

в) Среднее расстояние перевозки:

lср = P / Q = 15180 / 1720 = 8,83 км

II. Рассчитывается общая масса груза (по видам), коэффициент повторности перевозок, среднее расстояние перевозок.

Так как в сельском хозяйстве много повторных перевозок (один и тот же груз перемещается несколько раз), фактический объем перевозок значительно превышает количество (массу) грузов, отправленных с первоначального пункта. Повторность перевозок, связанна с техническими особенностями производства и поэтому, как правило, неизбежна. Для примера 6.1 коэффициент повторности перевозки зерна составит:

Кпов = Q /(Q1 + Q2 +Q3) =1720 /900 = 1,91

III. Определение возможного объема транспортных работ на основе численности и состава автопарка (марок), автомобилей, его технической готовности и производительности. Для этого рассчитывается:

- среднегодовое число автомобилей по маркам:

 

где АДх - пребывание (нахождение) машин в хозяйстве, автомобиле- дней;

Дг –календарное количество дней в году;

Ан –количество машин на начало планируемого года;

Ав –количество автомашин, подлежащих выбытию(списанию);

АДп –пребывание в хозяйстве приобретаемых автомашин автомобиле- дней;

АДв –пребывание в хозяйстве выбывающих автомашин, автомобиле- дней.

Чтобы определить возможный объем транспортной работы, определяют число автомобиле – дни в работе по следующей формуле:

 

АДр =АДх –(АДрем +Адвых +АДпр),

 

где АДрем –нахождение в ремонте, на ТО или в ожидании его, автомобиле –дни;

АДвых –выходные и праздничные автомобиле –дни;

АДпр –простой по прочим причинам, автомобиле-дни.

Количество автомобиле–дней в ремонте и на ТО рассчитывается по каждой марке машины на основе срока эксплуатации, данных о межремонтных сроках и периодичности ТО, а также норматива времени простоя в ремонте и на ТО (согласно трудоемкости ремонтных воздействий).

Количество выходных дней в году зависит от режима работы автопарка и наличия подменных водителей. Если их нет, то при шестидневной рабочей недели в году будет 52 выходных и 8 праздничных дней, если праздничные дни не совпадают с выходными.

Автомобиле–дни простоя по прочим причинам принимаются по данным хозяйства на основании анализа простоев за последние 3 –5 лет.

Коэффициент использования автопарка определяется по формуле

.

Коэффициент технической готовности рассчитывается следующим образом

где АДт.испр . –пребывание в хозяйстве технически исправных автомобилей, автомобиле –дни.

Далее рассчитывают общую грузоподъемность (суммарный тоннаж) автомобилей (S Г) и среднюю грузоподъемность автомобиля ():

S Г = n1 г1 + n2 г2 + … + niгi,

,

где ni – количество единиц подвижного состава соответствующей i-й марки (модели), шт.;

гi – номинальная грузоподъемность i-й марки, установленная заводом-изготовителем, т.

Показатели пробега планируются с учетом фактических показателей прошлого года и мероприятий по улучшению использования автотранспорта в планируемом году.

Общий пробег автомашин рассчитывают по формуле, км

Lобщ =lсут *АДр,

где lсут – среднесуточный пробег одной автомашины, км.

Пробег с грузом рассчитывается по формуле, км

Lгр = Lобщ * Кпр,

где кпр – коэффициент использования пробега, который определяют отношением пробега с грузом к общему пробегу.

В СПК и госхозах РБ коэффициент использования пробега колеблется от 0,45 до 0,55.

Коэффициент использования грузоподъемности рассчитывают

,

где Q –объем перевозимых грузов, т;

г –грузоподъемность транспортного средства, т;

ne – количество ездок, выполняемое за определенный промежуток времени:

,

 

где Tн –время в наряде, (смена, сутки),ч:

Tн = Тд + Тп;

Тд –время, затрачиваемое непосредственно на движение, ч;

Тп –потери на погрузочно – разгрузочные работы, ч;

te – время одной ездки, ч:

te = tn +tдг +tр +tдх,

где tn –время погрузки, ч;

tдг –время движения с грузом, ч;

tр -время разгрузки, ч;

tдх –время движения без груза (холостой пробег), ч.
Годовой грузооборот определяют по формулам, т-км

Рткм = г * кгр * Lгр или

Рткм = АДр *lсутпр *г *кгр либо

Рткм = Lобщпр *г *кгр




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.