Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и задачи органов дознания пограничной службы




Тема 8. ПРОИЗВОДСТВО ДОЗНАНИЯ ПОГРАНИЧНЫМИ ОРГАНАМИ ФСБ РОССИИ.

 

Учебные вопросы:

1. Понятие и задачи органов дознания пограничной службы. Виды деятельности органов дознания пограничной службы.

2. Производство предварительного расследования органами Пограничной службы ФСБ России в форме дознания

3. Производство органами пограничной службы ФСБ России неотложных следственных действий по делам, по которым предварительное следствие обязательно.

 

В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством одной из форм предварительного расследования по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно, является дознание, осуществляемое уполномоченными на то УПК РФ государственными органами и должностными лицами.

Органы дознания – это государственные органы и должностные лица, на которые уголовно-процессуальным законодательством возложено не только право, но и обязанность осуществлять направленную на обеспечение расследования уголовно-процессуальную и иную деятельность в связи с наличием у них информации о возможном совершении преступления.

В органах федеральной службы безопасности к органам дознания относятся:

- управления ФСБ России по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (далее – территориальные органы безопасности);

- управления (отделы на правах управлений) ФСБ России по группам войск, округам, флотам, объединениям (далее – органы безопасности в войсках);

- пограничные органы федеральной службы безопасности;

- командиры воинских частей.

Исходя из содержания ст. 149 и п. 3 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, из вышеперечисленных органов дознания в системе органов ФСБ России правом производства предварительного расследования в форме дознания обладают только дознаватели пограничных органов федеральной службы безопасности – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами федеральной службы безопасности), ч. 1 ст. 322 и ч. 1 ст. 323 Уголовного кодекса РФ, а также о преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 188 Уголовного кодекса РФ (в части, касающейся контрабанды, задержанной пограничными органами федеральной службы безопасности в отсутствие таможенных органов РФ).

Вместе с тем, в соответствии с требованиями ст.ст. 149, 157 УПК РФ, на органы дознания органов безопасности возлагается проведение неотложных следственных действий, которые производят:

- органы федеральной службы безопасности (территориальные, пограничные и в войсках) – по уголовным делам о преступлениях, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ;

- командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов – по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала органов безопасности в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона.

Концепцией формирования системы подразделений процессуальной деятельности в пограничных органах федеральной службы безопасности, утвержденной приказом ФСБ России от 18.03.2006 г. № 103, определены процессуальные функции пограничных органов. К ним относятся:

1) производство предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам, отнесенным к подследственности дознавателей пограничных органов;

2) производство неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно;

3) исполнение письменных поручений следователя и прокурора;

4) производство по делам об административных правонарушениях.

В указанной Концепции также конкретизированы основные понятия, непосредственно касающиеся пограничных органов дознания:

- орган дознания – пограничный орган, в структуре которого имеются оперативные подразделения, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность;

- начальник пограничного органа, являющегося органом дознания, является начальником органа дознания (помимо начальника пограничного органа, являющимся органом дознания, правами начальника органа дознания обладают уполномоченные им заместители);

- начальник подразделения дознания и административной практики подчиняется непосредственно начальнику пограничного органа.

Полномочия органов дознания органов безопасности возлагаются на дознавателей,которые назначаются руководителями (начальниками) подразделений ФСБ России, начальниками территориальных органов безопасности (в том числе при необходимости в горрайподразделениях) органов безопасности в войсках, учебных заведений ФСБ России, командирами воинских частей, руководителями предприятий, учреждений и организаций с учетом реальных потребностей из числа наиболее подготовленных сотрудников.

Не допускаетсявозложение полномочий дознавателя на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК РФ).

Дознаватели осуществляют уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения. Требования, поручения и запросы дознавателя, предъявленные в пределах полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ст. 21 УПК РФ).

Дознаватели уполномочены:

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с УПК России, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнение (ч. 4 ст. 41 УПК РФ).

Дознаватели производят следственные и иные процессуальные действия от своего имени и несут ответственность за обоснованность проводимых ими следственных и иных процессуальных действий.

Постановления о производстве следственных и иных процессуальных действий, выносимые дознавателем от имени органа дознания в предусмотренных УПК РФ случаях, подлежат утверждению начальником органа дознания.

Методическое руководство работой дознавателей осуществляют следственные подразделения органов безопасности. В этих целях осуществляются консультации прохождение стажировок дознавателей в следственных подразделениях территориальных органов безопасности.

Виды деятельности органов дознания пограничной службы.

Теория и практика деятельности органов предварительного расследования свидетельствует о том, что деятельность органов дознания представляет собой совокупность двух видов уголовно-процессуальной деятельности. Первый вид – это деятельность органов дознания по расследованию преступлений, отнесенных к их подследственности, которая регулируется правилами гл. 32 УПК РФ. Второй вид – это деятельность органов дознания по возбуждению уголовного дела и производству неотложных следственных действий по преступлениям, подследственным следователю, которая регулируется правилами ст. 157 УПК РФ. Первое направление в науке уголовного процесса получило название «полное дознание». Второе направление именуется как «усеченное дознание», поскольку рассматривалось учеными как «первоначальный этап расследования уголовного дела», как «этап, предшествующий следствию», «подсобный ему» и обеспечивающий для него первичный материал».

Производство неотложных следственных действий по преступлениям, по которым производство предварительного следствия обязательно, – не охватывается понятием «дознание», хотя сама эта деятельность присуща органам дознания.

УПК РФ в ст. 144 регламентирует поводы и основания для возбуждения уголовного дела. Так, поводами для возбуждения уголовного дела органами дознания пограничных органов ФСБ России служат:

1) заявление о преступлении;

2) явка с повинной;

3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;

4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Вышеперечисленные поводы для возбуждения уголовного дела будут являться таковыми при условии их поступления в органы дознания пограничных органов ФСБ России и соответствующей регистрации в порядке, установленном межведомственным приказом «О едином учете преступлений».

Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, подследственного органам дознания пограничных органов ФСБ России.

Заявление о преступлении может быть сделано как в устном, так и в письменном виде, кроме того оно должно быть подписано заявителем.

Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также наименование, вид и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя.

Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в порядке, установленном ст. 143 УПК РФ.

Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, об этом в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя. Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.

Заявлением о явке с повинной является добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении. Оно может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном ч. 3 ст. 141 УПК РФ.

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, т.е. за исключением заявления о преступлении, явки с повинной, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления. Применительно к служебной деятельности пограничных органов это должен быть рапорт должностного лица – руководителя подразделения пограничного органа, на чьем участке ответственности выявлены признаки состава преступления (например, начальник контрольно-пропускного пункта, отделения (пограничной заставы) и т.д.). Данный рапорт должен быть незамедлительно оформлен и представлен на имя начальника органа дознания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 6335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.