Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыночные структуры. Совершенная конкуренция и ее признаки




Тема 7. Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция и монополия

(6 часов).

Введение:

Рассматривая теорию фирмы, теорию производства и издержек, мы брали некую абстрактную фирму. Однако фирма существует не в безвоздушном пространстве, она постоянно сталкивается с конкуренцией. Мы уже знаем, что конкуренция представляет собой соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли-продажи товаров и услуг. Поэтому в этой и следующей лекциях мы рассмотрим условия рыночной конкуренции. Начнем с идеальных рыночных структур – совершенной конкуренции и ее противоположности – монополии.

  1. Рыночные структуры. Совершенная конкуренция и ее признаки.
  2. Определение оптимального объема производства совершенно конкурентной фирмой в краткосрочном периоде.
  3. Максимизация прибыли и выбор оптимального объема производства совершенно конкурентной фирмой в долгосрочном периоде.
  4. Монополия и монопсония. Виды монополий.
  5. Определение монополистом объема производства, максимизирующего прибыль в краткосрочном и долгосрочном периодах.
  6. Эластичность спроса при монополии. Монопольная власть.

 

 

Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, обозначаются термином рыночная структура. Она определяется количеством и размером фирм, характером выпускаемой ими продукции, легкостью входа на рынок и ухо­да с него, возможностью контроля над ценами, доступностью инфор­мации и т. д. В экономической теории различают четыре основные рыночные структуры, или модели рынка:

1) совершенная, или свободная, конкуренция;

2) чистая монополия и монопсония;

3) монополистическая конкуренция;

4) олигополия.

Каждую рыночную структуру мы будем характеризовать отдель­но, а сейчас рассмотрим самую простую их них - совершенную кон­куренцию.

Совершенная конкуренция - тип рыночной структуры, при которой существует очень большое количество фирм, изготавливающих одно­родную, или стандартизированную, продукцию, причем каждая фир­ма в отдельности не может влиять на цену выпускаемой продукции, равно как и ее потребители (покупатели). К совершенной конкуренции можно отнести рынки сельскохозяйственной продукции, рыбной про­мышленности, а также рынок ценных бумаг.

К основным признакам совершенной конкуренции относятся сле­дующие:

1) присутствие на рынке большого количества фирм;

2) все фирмы выпускают совершенно одинаковую продукцию, т. е. потребителю безразлично, у какого продавца покупать (неценовая конкуренция отсутствует);

3) ни одна из фирм в отдель­ности не может оказывать влияние на рыночную цену, так как занимает очень малую долю рынка. Совершенно конкурент­ная фирма является «прайс-тейкером» (рriсе taker), т. е. ценопо­лучателем; она принимает цену на свой товар как данную, не зависящую от объема продаваемой продукции. Кривая спроса на продукцию совершенно конкурентной фирмы является абсо­лютно эластичной (рис. 8.1). Это означает, что фирма может продавать любое количество продукции, которое она может произвести, по рыночной цене РО или по любой другой более низкой цене. Но при цене выше РО спрос будет равен нулю, так как фирма потеряет всех своих покупателей (точно такую же продукцию по цене РО они могут купить и у других фирм). А более низкую цену (ниже РО) фирма устанавливать не будет, так как она может всю продукцию продать по рыночной цене;

4) свободный вход в отрасль и выход из нее. Любая фирма может приступить к выпуску продукции, уже выпускаемой другими фир­мами. Если же фирма хочет выйти из дела, то она не сталкивается ни с юридическими, ни с технологическими, ни с финансовыми барье­рами. Всегда могут найтись покупатели, готовые при обрести то, во что фирма вложила свои деньги, т. е. считается, что в данном случае невозвратных издержек нет;

5) равный доступ к информации: у покупателей и продавцов име­ется полная информация о товаре (ценах, производственных издер­жках и т. д.), а все производители обладают одинаковой информаци­ей относительно технологии производства этого товара. Таким обра­зом, информация распределена симметрично.

 
 


P

 

D = MR = AR

P0

 

 

Q

 

Рис. 8.1. Кривая спроса совершенно конкурентной фирмы

 

Валовой доход (TR), получаемый фирмой, равен цене товара (Р), ум­ноженной на количество проданных единиц товара (Q):

TR=P · Q

 

Предельный доход (MR) - это увеличение валового дохода в ре­зультате увеличения выпуска продукции на одну единицу. Его мож­но определить как производную от совокупного дохода:

 

MR = TR / Q

Средний доход (AR) - это доход, получаемый от продажи одной единицы продукции:

AR = TR / Q

 

Так как для совершенно конкурентной фирмы все единицы про­дукции продаются по одной и той же цене, то средний доход равен цене: AR = Р * Q / Q. При продаже одной дополнительной единицы продукции к совокупному доходу прибавляется величина, также рав­ная цене (MR = Р0), т. е. кривая спроса совпадает с кривыми среднего и предельного дохода (см. рис. 8.1). Для других рыночных структур данное равенство не выполняется.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 999; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.