Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение оптимального объема производства совершенно конкурентной фирмой в краткосрочном периоде




В краткосрочном периоде выбор оптимального объема производ­ства, максимизирующего прибыль (или минимизирующего убытки), осуществляется в два этапа:

1. Выбор оптимального объема производства, если фирма соби­рается что-либо производить.

2. Решение вопроса относительно целесообразности производства вообще. Может быть, есть смысл временно прекратить производство для того, чтобы минимизировать убытки.

Необходимо отметить, что су­ществуют два подхода к опре­делению оптимального объема производства продукции. Пер­вый включает сравнение валового дохода с валовыми издержками: прибыль будет макси­мальной, когда разница меж­ду ними будет максимальной. Второй более распространен­ный подход называется предельным, т. е. сравнивается предельный доход с предель­ными издержками. Исходя из него, формулируется правило, максимизации прибыли, которое является обязательным для всех рыночных структур: прибыль максимальна, когда предельный доход фирмы равен предельным. издержкам (на участке, где кривая предельных издержек возрастает), т. е. MR = МС. Если дополни­тельный доход, полученный от продажи одной дополнительной еди­ницы продукции (MR), превышает дополнительные издержки производства этой единицы продукции (МС), то ее следует производить, так как она увеличивает прибыль. На рис. 8.2 при более низком, чем Q0 объеме производства (например, Q1) предельный доход больше предельных издержек, поэтому прибыль может быть увеличена за счет производства дополнительных единиц продукции. Заштрихованная часть рис. 8.2, находящаяся ниже линии цены 0), - это потеря при­были за счет недостаточного объема выпуска продукции. При более высоком, чем Q0 объеме производства (например, Q2) предельный до­ход меньше предельных издержек, поэтому прибыль может быть по­лучена за счет сокращения объема производства. Заштрихованная часть фигуры, находящаяся выше линии цены, - это потеря прибыли за счет чрезмерно большого объема выпуска продукции. Оптималь­ным для фирмы будет объем выпуска Q0, где предельный доход ра­вен предельным издержкам. Для фирмы совершенного конкурента правило максимизации прибыли заключается в выборе такого объе­ма производства, при котором цена равна предельным издержкам (так как MR = Р0, то Р0 = МС).


 

Рис. 8.2. Выбор оптимального объема производства,

если фирма собирается что-либо производить

 

На втором этапе фирма должна решить, а стоит ли вообще начи­нать производство? Для этого она сравнивает цену своей продукции О) со средними издержками (АС0). Если цена больше средних издержек 0 > АС0) (рис. 8.3), то фирма получает экономическую прибыль с единицы продукции, рав­ную Р0 - АС0. Экономическая прибыль при производстве Q0 единиц продукции равна площади заштрихованного прямоугольника О­ – АС0) * Q0. В этом случае фирме необходимо осуществлять выпуск продукции на уровне оптимального объема производства (Q0).

Если же цена меньше средних издержек О < АС0), то это означа­ет, что перед фирмой стоит задача не максимизации прибыли, а ми­нимизации убытков. В этом случае при принятии решения о начале производства товара фирма должна сравнивать цену продукции со средними переменными издержками.

р
р

 
 


 

   
 
 
 
 
 

 


Q0

Q Q0 Q

 

Рис. 8.3. Выбор оптимального объема Рис. 8.4. Минимизация убытков

объема производства, когда цена (Р0) в случае, когда цена (Р0) больше

больше средних издержек (АС0) средних переменных издержек (AVC0)

 

Если цена больше средних переменных издержек О > АVC0) (рис. 8.4), то производить следует, так как цена покрывает не только средние переменные издержки, но и часть постоянных, которые в краткосрочном периоде фирма несет даже в том случае, если ничего не производит. Если бы фирма приняла решение о свертывании про­изводства, то убытки были бы равны площади большого заштрихо­ванного прямоугольника (АС0AVC0) * Q0 - сумме постоянных из­держек. Если же фирма осуществляет деятельность, то ее убытки со­кращаются до той величины площади этого прямоугольника, которая находится выше линии цены (АС0 - РО)Q0. Если же цена меньше средних переменных издержек О < АVC0), т. е. не покрывает даже их, то это означает, что фирме нужно временно прекратить свою дея­тельность (рис. 8.5). В этом случае убытки будут минимальными. Если бы фирма работала, то ее убытки были бы равны площади заш­трихованного прямоугольника, лежащего выше линии цены (АС0 - РО)Q0. Когда же фирма закрывается, то ее убытки уменьшаются, т. е. равны сумме постоян­ных издержек фирмы (АС0AVC0) * Q0. Таким образом, в краткос­рочном периоде фирма может нести убытки, так как она надеется на получение прибыли в будущем.

 

 

P P

AC MC

 

AC0 AVC0 P0

P1

P0

P2

P3

D

Q0 Q Q3 Q2 Q0 Q1 Q

Рис. 8.5. Минимизация убытков в случае, Рис. 8.6. Кривая предложения

когда цена (Р0) меньше средних совершенно конкурентной

переменных издержек (AVC0) фирмы

Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы показывает, ка­кой объем продукции она будет производить при каждой возможной цене. На рис. 8.6 точка А, в которой предельный доход равен предельным издержкам и соответствует оптимальный объем производства Q0, является в то же время и точкой, лежащей на кривой предложения фир­мы. При повышении рыночной цены с Р0 до Р1 оптимальный объем производства будет равен Q1, а точка В, лежащая на пере сечении кри­вых предельного дохода и предельных издержек, будет в то же время точкой, лежащей на кривой предложения. При снижении рыночной цены до минимума средних издержек 2) фирма находит точку безубыточности С, которая тоже лежит на кривой предложения фир­мы. Далее при снижении цены фирма переходит от стратегии макси­мизации прибыли к стратегии минимизации убытков. Наконец, при цене РЗ, которая равна минимальным средним переменным издерж­кам, фирма находится на грани остановки: покрываются только пе­ременные издержки, в то время как убытки равны сумме постоянных издержек. Поэтому цена РЗ называется ценой прекращения производ­ства. При цене ниже РЗ фирма ничего производить не будет, т. е. D является самой низкой точкой на кривой предельных издержек, ко­торая в то же время может быть и точкой, лежащей на кривой пред­ложения фирмы. Таким образом, кривая предложения совершенно конкурентной фирмы совпадает с кривой предельных издержек для цен, превышающих минимальный уровень средних переменных из­держек Цена, равная средним переменным издержкам, называется ценой прекращения производства, а цена, равная средним издерж­кам, обозначает на графике точку, называемую точкой безубыточ­ности. Кривая краткосрочного предложения фирмы - совершенного конкурента является восходящей по той же самой причине, что и кривая предельных издержек (так как кривая предложения является частью кривой предельных издержек): вследствие действия закона убывающей отдачи.

Краткосрочная рыночная (отраслевая) кривая предложения получается путем суммирования объемов производства всех фирм.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1917; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.