Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монополия и монопсония. Виды монополий




Монополия - тип рыночной структуры, при которой действует только один про­давец и множество покупателей. Если же рынок характеризуется наличием только одного покупателя и множества продавцов, то это - монопсония. Мы уже знаем, что монопсонистом может быть государство, которое яв­ляется единственным покупателем некоторых видов вооружений или труда офицеров. Основное внимание мы уделим монополии, так как в условиях монопсонии будут действовать те же самые принципы. Будем рассматривать модель простой монополии, т. е. предположим, что не существует диверсификации цен - продажи разным потреби­телям продукции по разной цене, монополист всю свою продукцию продает по единой цене.

К основным признакам монополии следует отнести следующие:

1. На рынке действует только одна фирма, производящая данный продукт. Следовательно, поведение фирмы-монополиста аналогич­но поведению отрасли в целом.

2. Монополист производит уникальный продукт, не имеющий заменителей. Покупатели либо покупают его, либо обходятся без него.

3. Фирма-монополист воздействует на рыночную цену. Кривая спро­са у монополиста имеет отрицательный наклон. Монополист «ищет» ту цену, которая принесет ему максимальную прибыль. Поэтому его назы­вают «искателем цены», или «диктующим цену» (price-searcher).

4. Вступление в отрасль заблокировано, т. е. существуют экономи­ческие, технические, юридические и другие барьеры для входа в отрасль.

5. Имеются ограничения в доступности информации, например, технологические, когда фирма держит в секрете технологию произ­водства своей продукции.

В экономической теории различают следующие виды монополии:

1. Естественная монополия. Отрасль является естественной монополией, когда производство любого объема продук­ции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами. Основная причина существования естественной монополии - экономия от масштаба производства (центральное ото­пление, водоснабжение, газоснабжение и т. д.). В качестве примера ес­тественных монополий в России можно привести «Газпром», железные дороги и др. Если бы эти отрасли были конкурент­ными, то они несли бы убытки. С естественными монополиями тесно связаны монополии, которые базируются на владении уникальными природными ресурсами.

2. Закрытая монополия. Правительства большинства стран в це­лях ускорения научно-технического прогресса предоставляют изоб­ретателям права на временные монополии путем выдачи патентов (так шло становление всемирно известных фирм «Ксерокс», «Полароид», «Джилетт» и др.) и лицензий (например, право на торговлю оружием или телевещание)..

З. Открытая монополия. Открытыми монополиями часто явля­ются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией ­«товаром-пионером». Но с течением времени на рынке появляются конкуренты и монополия превращается в олигополию.

Некоторые фирмы могут одновременно относиться как к естественной монополии, так и к закрытой монополии: например, фир­ма, имеющая как государственную лицензию, так и эффект эконо­мии от масштаба производства. В то же время закрытая монополия со временем (когда истечет срок действия патента) может стать от­крытой.

Цена и предельный доход при монополии. В условиях монополии предельный доход всегда ниже зна­чения цены, кроме единичного объема выпуска: если монополист увеличивает объем производства, то цена снижается и по этой цене теперь продается вся про­дукция, включая и ту, которая была вы­пущена раньше. Следовательно, если производится одна дополнительная еди­ница продукции, то монополист получа­ет прирост дохода в размере цены этой единицы продукции за минусом того, что потеряет вследствие продажи ранее вы­пущенной продукции по новой более низкой цене. Рассмотрим конкретный пример (табл. 8.1).

 

Количество производимой продукции, шт. Цена за единицу продукции, руб. Совокупный доход, руб. Предельный доход, руб.
     
       

Таблица 8.1

Цена и предельный доход при монополии

 

 

Мы видим, что фирма получила дополнительно 10 руб. за счет продажи третьей единицы продукции, но потеряла 4 руб., так как две первые еди­ницы продукции теперь продаются не по 12 руб., а по 10 руб. Поэтому предельный доход меньше цены (6 < 10), т. е. кривая предельного дохода расположена ниже кривой спроса. Рассматривая на графике (рис. 8.11) кривую предельного дохода (MR), следует учесть, что она пересекает горизонтальную ось в точке, в которой совокупный доход (TR) достигает своего максимума. В тех случаях, когда предельный доход положителен, совокупный доход возрастает, когда же предель­ный доход отрицателен, совокупный доход уменьшается. Очевидно, что монополист выберет такой объем производства, максимизирую­щий прибыль, при котором совокупный доход будет увеличиваться (положительный участок кривой предельного дохода).

 

Р

 

TR

 

 

Q

 

Рис. 8.11. Взаимосвязь предельного и совокупного доходов

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.