Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции и структура плановых служб на предприятии




Планирование и управление экономической деятельностью пред­приятия тесно связаны между собой следующими общими функциями производственного менеджмента: выбор целей, определение ресурсов, организация процессов, контроль исполнения, координация работы, корректировка задач, мотивация персонала, оплата труда и т.д. В их выполнении участвуют многие категории персонала - руководители всех уровней управления, экономисты-менеджеры, плановики-исполни­тели и др.

Основные функции высшего руководства предприятия со­стоят в установлении единой стратегии развития или в обосновании цели планирования, выборе основных способов ее достижения, оп­ределении методов и технологии разработки планов. Руководители остальных звеньев управления, а также специалисты плановых служб разрабатывают все текущие и тактические планы. В их функции вхо­дят также анализ внутренней и внешней среды предприятия, состав­ление прогнозов развития своих подразделений, расчет и оценка не­обходимых ресурсов, плановых показателей и т.д. Руководство плано­во-экономических служб предприятий осуществляет общие, научные, методологические и другие главные функции по управлению всей текущей и перспективной плановой деятельностью. Персонал службы планирования совместно с высшим руководством принимает участие в разработке стратегии фирмы, выборе и обосновании экономичес­ких целей, создании необходимой нормативной базы, анализе и оцен­ке плановых и фактических результатов конечной деятельности. Вме­сте с менеджерами плановики участвуют в составлении прогнозов развития производства, обучении персонала предприятия новым ме­тодам разработки различных планов, проведении консультаций в линейных подразделениях и функциональных органах фирмы, участ­вующих в составлении общих планов или их отдельных разделов.

В планировании своей деятельности участвуют все службы пред­приятия, как производственные, так и функциональные. В цехах и отделах организуются планово-экономические бюро или профессио­нальные группы. Структура планово-экономических служб предпри­ятий (фирм) зависит, прежде всего, от размеров производства, харак­теристики продукции, положения на рынке, формы собственности, уровня платежеспособности и т.д. При бесцеховой структуре управления плановые функции выполняются экономистами-менеджерами высшего звена. Каждое предприятие самостоятельно выбирает струк­туру своих планово-экономических органов. Согласно классической науке организации производства, с выводами которой взаимодейст­вует теория менеджмента, структура управления предприятием долж­на разрабатываться по принципу «сверху вниз». Последовательность разработки организационной структуры соответствует действующей технологии планирования:

1) осуществляется деление организации по горизонтали на широ­кие блоки деятельности, соответствующие важнейшим функциям и
направлениям работы по реализации выбранной экономической стра­тегии;

2) устанавливается соотношение полномочий различных катего­рий персонала и должностей работников, уточняется цель рабочих групп и при необходимости производится дальнейшее их разделение на более мелкие организационные звенья, чтобы избежать перегрузки руководства;

3) определяются должностные обязанности различных катего­рий персонала как совокупность определенных функций или задач, конкретизируются обязанности и закрепляются за исполнителями с учетом их профессиональной квалификации и производственно­го опыта.

Основой для выбора организационных структур на предприятиях служат обычно перспективные планы их развития, объемы производ­ства продукции, нормативы численности и соотношений различных категорий персонала и многие другие факторы.

Структура управле­ния предприятием может строиться по принципам как линейной, так и функциональной подчиненности различных подразделений. При линейных структурах управление осуществляется вышестоящим руко­водителем по отношению ко всем нижестоящим сотрудникам приме­нительно к выполняемым функциям. Примером линейного подчине­ния экономических служб на крупных предприятиях могут быть на­званы последовательные структурные звенья: генеральный дирек­тор - главный экономист - планово-экономическое управление - планово-финансовый отдел - планово-расчетное бюро. При функци­ональной подчиненности право принимать решения и давать руково­дящие указания предоставляется применительно к конкретным функ­циям независимо от того, кто их осуществляет. Существуют также смешанные структуры управления и их различные разновидно­сти.

В настоящее время на отечественных предприятиях наиболее рас­пространенной является линейно-функциональная структура управления организацией, построенная по признакам функциональной спе­циализации служб или подсистем.

По каждой подсистеме формируется состав служб или иерархия организации, пронизывающая все предприятие «сверху донизу». Ра­бота персонала каждой службы оценивается по результатам, характе­ризующим реализацию ими поставленных целей и задач, выполнение своих функций или обязанностей. Многолетний опыт использования линейно-функциональной структуры управления подтверждает ее высокую эффективность при стабильной технологии и организации производства, отлаженных управленческих процедурах и постоянных экономических показателях, четкой работе персонала всех категорий. Ее недостатками можно назвать невосприимчивость к различным изменениям рыночной среды, необходимость множества вертикаль­ных и горизонтальных согласований, что усложняет принятие плано­во-управленческих решений.

Линейно-штабная структура управления также широко известна в отечественном менеджменте. Она строится тоже по функциональному признаку подчиненности различных производственных и вспомо­гательных служб предприятия. Основная задача линейных руководителей состоит в обеспечении координации действий функ­циональных служб с целью достижения высоких конечных результа­тов как в плановой, так и в производственной деятельности.

В условиях свободных рыночных отношений существует множест­во организационных структур управления, которые могут быть ис­пользованы как в производственной, так и в плановой сферах дея­тельности предприятия, например дивизиональная, мат­ричная, проектная и другие, рекомендованные современным менедж­ментом.

Каждому предприятию следует выбирать такую организационную структуру, которая соответствует его стратегическим планам, обес­печивает эффективное взаимодействие с окружающей средой и спо­собствует достижению поставленных целей. Структура организации в условиях рынка не может оставаться неизменной, так как под воз­действием различных экономических факторов происходят непре­рывные изменения внутренней среды и внешнего окружения, кото­рые должны учитываться не только в процессе плановой, но и уп­равленческой деятельности.

Следовательно, необходимость совершенствования организацион­ной структуры управления на всех предприятиях в свободных рыноч­ных отношениях постоянно вызывается как внешними, так и внут­ренними экономическими факторами. К внешним факторам можно отнести три основных признака:

1) продукция или услуги, тип результата, например, на Волжском автозаводе в свое время были организованы собственное вспомога­тельное производство и новые сборочные конвейеры;

2) функции или типы ресурсов, требуемые для получения результатов (снабжение, маркетинг, планирование, производство, финансы, кадры);

3) рынки, группы клиентов или потребителей продукции предпри­ятия, определяемые географически или по типу покупателей, напри­мер отечественные и зарубежные.

Основным внутренним фактором, вызывающим необходимость совершенствования организационных структур, является выбранный принцип централизации или децентрализации управления, связан­ный с объемом полномочий, которыми наделяется каждый руково­дитель или менеджер. В планово-экономических службах почти на всех отечественных и зарубежных предприятиях эти подходы, как правило, тесно взаимодействуют между собой в процессе планирова­ния внутрифирменной деятельности.

 

Список литературы

1.1. Бухалков М.И. Планирование на предприятии: Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 416 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.