Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические аспекты антикризисного управления

Человеческий фактор – один из основных факторов, влияющих на стабильность организации. Несоответствие деятельности сотрудников нормам и правилам организации может привести ее к кризису. Кризис в организации может вызвать и личный кризис у сотрудников. Рассмотрим взаимосвязь организационного и личностного кризиса.

Этапы развития кризисных ситуаций.

1. Зарождение кризиса. Этот этап можно выявить только при систематичном анализе всех факторов, влияющих на эффективность деятельности. Обычно фиксируется устойчивое расхождение намеченных и реальных показателей. Попытки изменить ситуацию, влияя на те или иные факторы дестабилизации, приносят стабильность, но не надолго. Человек, управляющий подобной ситуацией, начинает испытывать стресс, т.е. повышенную напряженность, возникающую в ответ на разнообразные экстремальные воздействия – стрессоры. Стрессовое состояние снизит эффективность антикризисных мероприятий. Стратегия работы с персоналом в этих условиях состоит из следующих этапов: принуждение – конфликт – подкрепление.

2. Собственно кризис. Этот этап развития кризисной ситуации характеризуется тотальным несоответствием цели и результату деятельности, отсутствием полноты критериев для оценки ситуации. Сильное желание воспрепятствовать кризису может привести к фрустрации. В этом случае наличие значимой цели блокируется внешними преградами или ограниченностью собственных возможностей, в результате чего возникают отрицательные эмоции.

Возможны две основные формы реагирования личности в этой ситуации: интрапунтивная и экстрапунтивная реакции. В первом случае возникающие негативные эмоции обращаются на самого человека: он винит себя в произошедшем. Как итог развивается депрессия, сопровождающаяся подавленностью, чувством обиды, безнадежности и беспомощности, личной ущемленности. Во втором случае негативные эмоции трансформируются в агрессию. Личность ищет и находит «виновников» вовне, обрушивая на них свой гнев.

Преодолеть фрустрацию можно двумя способами:

- психологическая самозащита, предполагает пассивное отношение личности к ситуации;

- рефлексивно – деятельностный способ, отличается от способа психологической защиты активным преодолением состояния фрустрации. Личность определяет источник противодействия, и проектирует изменения собственных действий в сложившейся ситуации.

3. Преодоление кризиса. При выходе из кризисной ситуации характерно возникновение двух проблем:

- несоответствие между профессиональным инструментарием (знаниями, способностями, навыками), которыми владеет персонал организации, и инструментарием, требуемым для новой ситуации;

- несоответствие норм и правил внутриорганиционной жизни новым условиям.

Кризис характеризует состояние, порождаемое возникшей перед индивидуумом проблемой, которую он не может решить в короткое время и привычным способом. Различают два типа кризисных ситуаций – в зависимости от возможности возвращения к прежнему уровня жизни:

1) серьезное потрясение, сохраняющее определенный шанс выхода на

прежний уровень жизни;

2) собственно кризис, бесповоротно перечеркивающий жизненные замыслы и оставляющий в виде единственного выхода из положения модификацию самой личности и ее смысла жизни.

Современные психологи выделяют четыре типа переживаний – процессов преодоления критических ситуаций.

Гедонестическое переживание игнорирует совершившийся факт, внутренне искажает и отрицает его, формирует и поддерживает иллюзию благополучия и сохранности нарушенного содержания деятельности.

Реалистическое переживание подчиняется принципу реальности, его основу составляет терпение, трезвое отношение к происходящему. Человек в конечном счете принимает реальность случившегося кризиса, приспосабливая свои потребности и интересы к новому смыслу профессиональной деятельности. При этом бывшее содержание деятельности, ставшее теперь невозможным, бесповоротно отбрасывается.

Ценностное переживание полностью признает наличие критической ситуации. Ценностное переживание строит новое содержание деятельности. Его аналогом может служить нравственное поведение, законом для которого являются собственные моральные принципы, а не внешние обстоятельства, какими бы жесткими они не были.

Творческое переживание – это переживание сложившейся волевой личности. Поскольку такая личность уже имеет опыт волевого поведения, то и в критических ситуациях она сохраняет способность сознательно и собранно искать выход из критического положения. Исход переживания кризиса может быть двояким: либо восстановление прерванной кризисом деятельности, возрождение ее, либо перерождение ее в другую деятельность.

Современные исследователи влияния личностных факторов на успешность преодоления кризисных ситуаций выделяют различные факторы, обуславливающие эффективность антикризисного управления. Одним из таких факторов является мыслительная способность персонала:

- аналитичность сознания – способность рассматривать ситуацию в це-

лом и в отдельных аспектах выделять взаимосвязи, детерминанты и свойства некоторых объектов;

- диалогичность сознания – способность видеть несколько вариантов развития событий, способов решения проблем, предполагать наличие возможности нескольких вариантов решения.

Для преодоления кризиса личности необходимо изменить установку по отношению к новому, т.е. принять его как позитивность. Существуют следующие индивидуальные механизмы принятия изменений:

- идентификация – люди принимают предложенные изменения, руководствуясь внешними мотивами;

- усвоение – люди принимают общие цели и принципы управления ситуацией, ориентируясь на основополагающие внутренние мотивы, специфичные для каждого;

- апробация – промежуточный механизм: человек проверяет изменения на собственном опыте, чтобы сформулировать свое отношение к нему и определить способ принятия. На данном этапе организуются поддержка и подкрепление эффективного поведения.

Кризис порождается и преодолевается человеком. От того, на сколько глубоко изучены и умело использованы особенности поведения и мышления человека, специфика его эмоциональной сферы, зависит динамика антикризисного развития социально – экономической системы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Факторы проявления и изменения корпоративной культуры | Конфликты, причины конфликтов и их роль в антикризисном управлении
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1735; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.