Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Улусная система




Система правления в казахском обществе осуществлялась через руководство улусами. Поэтому улус — главная политико-экономическая система управления. Султаны улусов имели право организовывать военные части улусов, руководить ими. Территория улуса являлась землей правящего султана, его собственностью. Улус состоял из нескольких родов и племен. Жителей улуса называли страной, или народом. В письменных памятниках территорию улуса иногда называют журт. Так, историк Рузбихан пишет: “На берегах Сырдарьи были журты султанов Жанъии и Таныш”. В действительности это были земли улусов названных султанов. Улусы по своей величине тоже были разными. По сведениям историков, каждый улус мог выставить до 50 тыс. воинов. Этнический и социальный состав улусов тоже разнились. В них вместе с потомками Чингисхана соседствовали все представители местных родов и племен. У улуса определенного названия не было. Его обычно называли именем правящего в улусе султана.

Социальная структура. Казахское общество по своему составу состояло из двух основных социальных групп — ак суйеков и кара суйеков — “белой кости” и “черной кости”.

Феодалы.

К ним относились аристократы, выходцы из чингизидов и ходжи. На одну ступень ниже по иерархической лестнице распола­гались выходцы из местных родов и племен — бии, баи батыры, шонжары, аксакалы. Аристократов называли торе или оглан. Антиподов аристократов, расположенных по другую сторону иерар­хической лестницы, называли “кара суйеками” — “черной костью”. Чернь представляла собой жителей местных родов и племен. Среди кара суйеков вожди местных родов и племен, бии имели особые права. Простые люди не имели права называть султанов по имени. Они обыч­но обращались к ним со словами: “мой торе” или “таксыр” — господин.

Простых людей называли караша — чернь, черный человек, ничтожество.

Караша — это вольный человек, имеющий собственный скот и права свободного человека. Он мог свободно передвигаться, дарить свой скот и имущество, имел право удостоверять и свидетель­ствовать. На нижней ступени ханского общества находились ското­воды. Мужчин без прав личной свободы называли рабами, а женщин — рабынями. В большинстве случаев это были люди, попавшие в плен во время войны. У них не было никаких гражданских прав. Как бы жесток ни был по отношению к нему хозяин, раб никуда не мог пожаловаться. За преступление раба отвечал его хозяин.

Административно-законодательные нормы и уголовное дело. “Жеты жаргы”. Этот свод законов появился во время правления Тауке хана. В основу этих законов легли этнические и правовые нормы, традиции и обычаи казахского народа. Согласно данным исторических исследований, Тауке хан созвал биев всех трех жузов и принял их в местечке Культобе. В свод законов “Жеты жаргы” вошли: “Светлый путь” хана Касыма, “Старый путь” хана Есима и правила казахских обычаев и традиций.

По “Жеты жаргы”, высшим судьей являлся хан. Он судил в особо важных случаях, когда преступные действия угрожали целостности государства. Для наблюдения за тем, насколько правильно ведется руководство ханством, созывались “народные собрания”. Человек, прибывший на собрание без оружия, не имел права голоса. По закону, ежегодно каждое хозяйство должно было отдавать государству одну голову скота из двадцати в пользу хана и биев.

По “Жеты жаргы”, к преступлению относились убийство, увечье, насилие, издевательство, неуважение к родителям, воровство и др. Закон отражал принцип кровной мести: за убийство — убийство, за увечье — такое же увечье. Иногда по обоюдному соглашению мера наказания смягчалась. В таких случаях преступник наказывался установленным за каждое пре­ступление штрафом.

При вынесении меры наказания за убийство учитывалось происхож­дение потерпевшего и обвиняемого. Если был убит простолюдин, то его родне преступная сторона вынуждена была отдать 1000 овец, если убита женщина — 500 овец. Если убитым был торе или ходжа, то платить надо было, как за семь убийств. Если был доказан факт воров­ства, то потерпевшему возмещали убыток “три по девять”, т.е. в 27 раз больше украденного.

В “Жеты жаргы” были и такие меры наказания, как конфискация скота и имущества, изгнание из страны, предание публичному позору. Конфискации имущества подвергались люди, принявшие христиан­ство. За невыполнение своих обязанностей перед родителями неблагодарные отпрыски, например, подвергались публичному позору.

В обществе права и свободы были только у мужчин. Свобода и права женщин были ограниченными. Так, женщина не имела права быть свидетельницей на суде.

Глава семьи обладал всеми правами. Родители имели право наказывать своих детей. По традиции, наследником становился младший сын в семье. Если умирал бездетный сын, живший отдельно, то его скот и имущество передавались родителям. Малолетние дети передавались близким родственникам; если таковых не было — то посторонним надежным людям под их опекунство. Если в семье муж узнавал о преступлении, совершенном женой, или мать — о своей дочери, то они имели право наказать их.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.