КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Помощь комсомолаАктивными участниками преодоления неграмотности среди взрослого населения были комсомольцы: • В 1928 г. по их инициативе начался Всеказахстанский культурный поход, ставший в реконструктивный период действенной формой ликвидации безграмотности. • В 1930 г. в нем участвовало около 5 тыс. комсомольцев-культармейцев. • Всего за годы довоенных пятилеток бойцами культурного фронта стали 65 тыс. комсомольцев. Они одновременно являлись учителями, организаторами культурно- массовой и политико-воспитательной работы.
Реформирование казахской письменности: • В 1928 г. казахская письменность была переведена - с арабской графики на латинскую. • В 1940 г. - письменность была переведена - с латинской на кириллицу. «Благодаря» этим реформам казахи были искусственно оторваны от литературного наследия, которое было создано на протяжении веков народами Центральной Азии.
2. Система образования Казахстана. Среднее образование. В условиях НЭПа, Советское государство не жалело сил для развития просвещения: • В мае 1926 г. СНК республики принял «Устав единой трудовой школы Казахской АССР». • В школьном строительстве был взят курс на снижение удельного веса одногодичных и двухгодичных школ и увеличение удельного веса «трехлеток» и «четырехлеток». • В Шымкенте, Алматы, Туркестане, Урде были открыты специальные школы для девушек-казашек. • Рост расходов на просвещение: в 1924-1925 гг. они составляли по РСФСР в целом - 30 коп., а по Казахской АССР - 68,9 кои. • В 1930-31 учебном году был введен всеобуч в оседлых районах, с весны 1931 г. — в районах с кочевым населением. Правительство Казахстана значительно увеличило ассигнования на дело народного образования предусматривалась материальная помощь учащимся в виде: • Расширения сети интернатов и общежитий; • Выдачи стипендий; Бесплатного снабжения учебниками, учебными пособиями, обувью, одеждой, транспортом и т.д. Повсюду создавались общественные фонды по всеобучу. Шефство над всеобучем взял комсомол Казахстана Среднее специальное образование •За 1925-1932 гг. число педагогических техникумов увеличилось с 14 до 29 с 4 821 учащимся. •Были созданы техникумы - горный, финансовый, нефтяной, сельскохозяйственный, транспортный. •В 1940 г. в республике действовало 118 техникумов против 24 в 1928 году. •В годы второй и третьей пятилеток техникумы, включая заочные, ежегодно выпускали от 4000 до 8000 специалистов. На 12 рабфаках обучалось свыше 2800 студентов. Высшее образование •1928г.-первый ВУЗ в Казахстане – Казахский педагогический институт, которому позже было присвоено имя великого поэта Абая; •1929 г. - Алма-Атинский ветеринарно- зоотехнический институт; •1930 г. - Казахский сельскохозяйственный институт; •1931 г. (март) - Алма-Атинский медицинский институт, над которым шефствовала Ленинградская военно-медицинская академия; •В 1931-1932 гг. - Уральский и Кзыл- Ординский пединституты; •1934 г. - Казахский государственный университет им. С.М.Кирова. В 1940 г. в нем действовало 15 кафедр, велась значительная научно-исследовательская работа. •1934 г. - Казахский горно-металлургический институт в Алма-Ате, положивший начало подготовке инженерно-технических кадров. •В Семипалатинске, Петропавловске, Чимкенте, Актюбинске, Караганде, Кустанае были открыты учительские институты, реорганизованные позднее в педагогические; За короткий срок было подготовлено около 10 тыс. специалистов высшей и 20 тыс. средней квалификации. Накануне Великой Отечественной войны в Казахстане действовало 20 вузов, 118 средних специальных учебных заведений, в которых обучалось около 40 тыс. человек 3. Становление казахского советского искусства. Развитие художественной самодеятельности. Октябрьская революция открыла широкий простор самостоятельному творчеству: • В Оренбурге, Верном, Акмолинске, Семипалатинске, Петропавловске, Уральске, Кустанае и других городах Казахстана возникли клубы, народные дома. • В городах организовывались казахские и русские хоровые, драматические, литературные кружки, народные театры. • Театральные передвижные группы ставили реалистические пьесы М.Ауэзова «Попечители народа», «Байбише-токал» («Жены- соперницы»), С.Сейфуллина «Енлик-Кебек», Е.Ерданаева «Малкамбай», Р.Малибаева «Рабыня обычаев» и др. Изучение музыкального искусства казахов. • Крупным знатоком казахской музыки был чех А.Бамбоас, инструктор Кокчетавекого укремленного района, бывший военнопленный в империалистической войне; Огромный интерес к изучению народной музыки проявил - А.В.Затаевнч, русский этнограф и композитор. Он записал более 2.300 народных песен и кюсв и опубликовал: - В 1925 г. - сборник «1000 песен киргизского (казахского) народа». - В 1931 г. - сборник «500 песен и кюйев казахского народа». Оценка заслуг А.В.Затаевича: - В 1932 г. - композитор был удостоен звания «Народный артист Казахстана»; - Восторженно писали о подвиге композитора М. Горький, Ромен Роллан; - Советский ученый-музыковед Б. В. Асафьев справедливо считал труд «1000 казахских песен» ценнейшим памятником вековой, а может быть и тысячелетней культуры. Становление театрального искусства Казахстана: •1926 г. (январь) - первый в республике национальный казахский театр в Кызыл-Орде. - Первая пьеса - «Енлик-Кебек». - Первый руководитель театра - талантливый драматург, режиссер и актер Жумат Шанин (1891-1937). - Первые артисты театра - Е.Умурзаков, С.Кожамкулов, К.Бадыров, К.Джандабеков,А. Кашаубаев, И.Байзаков. Первые постановки театра - пьесы С. Ссйфуллина «Красные соколы», Ж. Шанина «Аркалык батыр», Б. Майлина «Шаншар молда» («Хитрый» «Женитьба» и «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Мятеж» Д. А. Фурманова, «Отелло» Шекспира) - Крупные события в жизни театра - премьеры спектаклей по пьесе Г. Мусрепова «Козы-Корпеш и Баян сулу» и пьсса М. Ауэзова и Л. Соболева «Абай» (1940 г.). - В 1937 г. присвоено театру наименование Казахский Академический театр драмы. • В середине 30-х годов открылись театры в Актюбинске, Чимкенте, Петропавловске, Караганде. • В 1933 г. в Алма-Ате был организован первый в истории народа уйгурский музыкально- драматический театр. В его репертуаре прочное место заняла пьеса Ж. Асимова и А. Садырова «Анархан». • В 1937 г. в Кзыл-Орде открылся корейский театр. Наибольший успех имела музыкальная драма «Чупхин-дон» Д. И. Дон-Има. Киноискусство Казахстана. В 30-е годы взяло старт киноискусство Казахстана: • У его истоков стояло Алма-Атинское отделение треста «Востоккино», выпустившее ряд документальных «На джайляу», «Турксиб» и немых художественных фильмов «Песни степей», «Джут», «Тайна Каратау». В 1934 г. была организована первая студия I хроникальных фильмов. В 1938 г. «Ленфильмом» была поставлена I первая казахская звуковая кинокартина «Амангельды». Открытие музыкальных очагов Казахстана: • В январе 1934 г. был открыт Казахский государственный музыкальный театр - ныне Казахский Академический театр оперы и балета имени Абая. Премьера театра - опера «Айман-Шолпан». Только в первом сезоне спектакль был показан более 100 раз. • Первая казахская опера - «Кыз-Жибек» Е.Брусиловского. • В 1934 г. был создан Казахский государственный оркестр имени Курмангазы. Первый руководитель - композитор А. К. Жубанов. •В 1936 г. состоялось открытие Казахской Государственной филармонии имени Жамбыла Музыкальные деятели Казахстана: •В 1922 г. - в Каркаралинске прошел конкурс народных певцов. • В 1924 г. - в Москве в концертах музыки народов СССР принял участие казахский хор Петропавловского педагогического училища под управлением И. В. Коцыка. • Амре Каишубаев - покорил своим могучим талантом просвещенных зрителей ЕвропыГ - в 1925 г. - на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже во Франции: - 1927 г. - на Всемирной музыкальной выставке во Франкфуртс-на-Майне в Германии. В мае 1938 г. - первая декада казахского искусства в Москве, где были показаны оперы «Кыз-Жибек», «Жалбыр». Почетного звания народной артистки СССР была удостоена выдающаяся певица Куляш Байсеитова Искусство Казахстана: • Центром казахской профессиональной живописи стала мастерская П. Г. Хлудова. • Одним из его учеников был первый художник-казах Абылхан Кастеев, впоследствии народный художник Казахстана. Культурно-просветительские учреждения Казахстана. Росла сеть культурно-просветительных учреждений и массовых библиотек, клубных учреждений. • Широко практиковались культэшелоны, культбригады. • В 1934 г. в Алма-Ате был открыт библиотечный техникум. • При педагогических техникумах в Уральске и Семипалатинске открыты - библиотечные отделения, в Усть-Каменогорске — такое же отделение при политпросветтехникуме. • В 1930 г. в республике было 290 массовых библиотек, а в 1939 - 3304. • В 1939 г. была открыта Государственная публичная библиотека им. А. С. Пушкина. • В республике действовало 5237 домов культуры и клубов, из них 4908 находились в аулах и селах. • В 1939 г. имелось 38 театров, в том числе свыше 20 колхозно-совхозных и 1104 киноустановки. В 20-30-е гг. в области культуры происходили сложные, весьма противоречивые процессы. Одновременно развивались процессы и созидания и истребления культуры:
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |