Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные признаки гуманизма и антропоцентризма Возрождения




1. Гуманисты не признавали греховности тела, были убеждены в гармоничном единстве души и тела, восхищались прекрасным телом и творческими способностями человека, его разумом. Гуманисты призывали человека трудиться над своей душой, чтобы глаза, лицо, руки и весь облик могли выразить прекрасную душу. Человек – великий творец культуры, подобен Богу в создании прекрасных дворцов и скульптур, живописи и музыки. Человек имеет право на свободное выражение своих чувств, главным из которых признавалась любовь.

2. Гуманисты ценили человека не за богатство, а за его таланты и активную творческую деятельность во благо людям.

3. Представители гражданского гуманизма (Л. Бруни, М. Пальмиери) отстаивали принципы республиканизма, гражданские свободы, равенства всех перед законом, справедливости, патриотизма, приоритета общих интересов. Они утверждали, что законы должны соответствовать интересам большинства, труд – обязательное условие воспитания, обогащение должно быть честным и умеренным. Противоречивую модель государственного управления представил итальянский философ Н. Макиавелли в сочинении «Государь». С одной стороны, он стремится к созданию сильного централизованного государства (что было прогрессивно для того времени), с другой стороны, рекомендует правителю использовать методы «лисы» и «льва», хитрости и коварства, что противоречит принципам гуманизма.

4. Флорентийский неоплатонизм был представлен в философии М. Фичино и Д. Пико делла Мирандолы. Они закладывали традиции нового, светского образования. В 1459 году была основана Флорентийская платоновская Академия, в которой не преподавалась схоластика и теология, но уделялось большое внимание античной философии и поэзии. Глава Флорентийской Академии М. Фичино, возрождая учение Платона, стремился к сближению ученой религии и благочестивой философии. Человека он называл центральным звеном Космоса, а красоту, любовь и наслаждение – космическими принципами. Фичино перевел на латинский многие произведения Платона и неоплатоников. Он утверждал, что упорядоченный космос наполнен божественным светом и движим мировой душой. Человеческая душа – часть мировой души, она содержит идеальные сущности (логосы), которые проявляют себя при самопознании, чувственном созерцании прекрасного. Особую роль в утверждении новых ценностей сыграла «Речь о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандолы. Пико стремился синтезировать разные философские традиции, опирался на пифагорейство и каббалу. Он считал, что на пути к истине человек проходит несколько ступеней: овладевает этикой, философским учением о законах мира и после этого постигает Единое, Истину и Благо. На основе мистики Платона сформировалась мистика Пико делла Мирандолы.

Гуманисты – последователи Платона – Т. Мор, Т. Кампанелла, Мелье, Мабли и другие, создавали утопическую модель идеального, справедливого общества, в котором все равны и счастливы, достойны уважения и заботы.

5. Новый гуманизм христианской веры представлен в сочинениях и деятельности Мартина Лютера и его сторонников. Они содействовали расколу церкви и появлению нового направления в христианстве – протестантизма. Протестанты отрицали посредническую роль священника между богом и человеком, они отстаивали право верующего на самостоятельную трактовку Священного писания и истолкования «знаков» Бога. Важную роль в истории Европы сыграла протестантская этика, согласно которой человек должен быть честным и трудолюбивым, заботящимся не только о личном благе, но и о благополучии общества.

6. В качестве новых ценностей гуманисты провозглашали личную доблесть и отвагу, рыцарство, поклонение прекрасной даме, защиту слабых и униженных (дон-кихотство).

Пико делла Мирандола, 1463 – 1494 гг., сочинение «Речь о достоинстве человека».

Валло Лоренцо, 1407–1457 гг., сочинения: «О наслаждении как истинном благе», «Об истинном и ложном благе».

Лютер Мартин, 1483–1546 гг., сочинения: «К христианскому дворянству немецкой нации», «О свободе христианства», «О рабстве воли».

Макиавелли Никколо, 1469–1527 гг., сочинение «Государь».

Мор Томас, 1478 –1535 гг., сочинение «Утопия».

Кампанелла Томмазо, 1568–1639 гг., сочинение «Город Солнца».

 

В данной теме мы встречаем новую трактовку гуманизма, целесообразно назвать основные разновидности гуманизма, часть из которых уже изучена, другая часть будет представлена в следующих темах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 5282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.