КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мотивация труда. Принятие решений – основная функция управления
Принятие решений
Принятие решений – основная функция управления. Она пронизывает организацию снизу-вверх. Принимать решения приходится руководителям, специалистам, экспертам, консультантам, аналитикам и системотехникам, всем от кого зависит эффективность работы организации.
Решения могут быть:
· организационными (ведущими к изменениям в работе подразделений организации или ее систем управления) · волевыми подкрепленными полномочиями и властью · волевыми не подкрепленными полномочиями и властью · запрограммированными (жестко связанными с предыдущими решениями или технологическими операциями исполнения) · рациональными и нерациональными (рациональное решение – решение, принятое на основе анализа и прогнозов)
Решения могут приниматься:
· в условиях риска, когда вероятности этого риска известны · в условиях риска, когда вероятности этого риска не известны
Методы принятия решений могут быть:
· чисто автократичными (принимаю решения только сам слушая только самого себя) · автократичными с предварительными консультациями со специалистами · автократичными с предварительным обсуждением в коллективе · коллегиальными (принимает решение коллектив по большинству голосов) · строго математичекими, на основе теории принятия решений или теории игр · на основе экспертных оценок · на основе “мозгового штурма” (“мозговой атаки”) · на основе проведенного ситуационного анализа Наиболее сложно принимать решения в условиях ограниченного времени, когда неизвестны влияющие факторы и их природа. Когда негативные тенденции в организации начинают стремительно нарастать очень важно дождаться некоторой стабилизации обстановки и только после этого принимать решения. Иногда скорость реагирования на изменение ситуации входит в протеворечие с рациональностью принятия решений. Управленческое решение должно быть принято всегда во время. В этом заключается искусство руководителя.
Мотивация - это процесс побуждения к труду. Существует множество различных направлений в теориях мотивации, например:
1. Исторически ранние взгляды на мотивацию к труду, например, политика "кнута и пряника": cчитается, что человек по своей природе ленив, хитер, эгоистичен, хочет поменьше дать и побольше взять; следовательно необходимо постоянно заставлять его работать, а чтобы ему было не в тягость постоянное принуждение к труду, необходимо его систематическое поощрение за хороший труд;
2. Содержательные теории мотивации (внутреннее содержание человека, его потребности заставляют его действовать, работать):
3. Процессуальные теории мотивации (мотивация возникает в процессе труда). Рассмотрим подробнее каждую из теорий.
Содержательные теории мотивации · Теория Маслоу · Теория Альдерфера · Теория Мак-Клелланда · Теория Герцберга Теория Маслоу (1908-1970)
В теории Маслоу существует следующая иерархия потребностей, заставляющих человека действовать, работать:
· физиологические потребности (голод, жажда); · потребности в безопасности, стабильбности и уверенности в будущем; · потребности в любви, сопричастности, общении; · потребности в признании и самоутверждении; · потребности в самовыражении (самоактуализации).
Маслоу предположил, что потребности в данной иерархии возникают постепенно начиная с физиологических и т.д. Удовлетворяя первичные потребности человек постепенно становится мотивированным более высшими. Люди не просто удовлетворяют одну потребность за другой, а движутся вверх изменяя значимость для себя тех или иных потребностей. Невозможно перескачить ни через один уровень иерархии протребностей. Самоактуализация - это высшая степень мотивированности че-ловека; это желание и волевые действия человека стать тем, кем он может стать. Самоактуализироваться - значит стать тем человеком, которым можем стать, достичь максимума своего потенциала. Проблема заключается в том, что:
· человек часто не знает своих способностей, своего предназначения или таланта; · человек знает о своих способностях, но не хочет трудиться для их развития (слаба воля); · человек знает о своих способностях, но не может трудиться для их развития, из-за ряда причин (материальных, физических и др.).
Теория Альдерфера
Он исходил, что потребности человека могут быть объединены в три отдельные группы:
· потребности существования (в безопасности, физиологичнские потребности) · потребности связи ( в принадлежности к какой-то группе и причастности к какому-то делу, стремление быть членом семьи, иметь друзей, коллег и т.д.) · потребности роста ( потребности в признании, самоутверждении и самосовершенствовании). Эти потребности также располагаются иерархично, но движение может идти в двух направлениях (отличие от Маслоу):
· вверх, если предыдущая потребность удовлетворена · вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. Теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда
Он исходил из того, что потребности приобретаются под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения. Эти потребности следующие:
· потребности достижений (стремление самостоятельно ставить и достигать цели более эффективно, чем ранее) · потребности соучастия (стремление к дружеским отношениям с окружающими, общению, работе с людьми) · потребности властвовать (первая группа индивидов желает властвовать ради властвования, вторая – ради достижения целей)
Эти потребности не располагаются иерархично (как в предыдущих теориях), а взаимовлияют друг на друга.
Опытный менеджер с одной стороны должен удовлетворять доминирующую потребность в человеке, а с другой – способствовать развитию тех потребностей, которые необходимы для работы. Например, потребность властвования ради достижения цели с развитой потребностью соучастия или достижения могут дать хорошие результаты в работе.
Теория двух групп факторов Фридерика Герцберга
· первая группа факторов потребностей – внешние или гигиенические или факторы здоровья) -заработок, условия труда, статус, режим работы, межличностные взаимотношения, степень контроля за работой; · вторая группа факторов потребностей - мотивирующие (возможность роста, признание, продвижение по службе, работа сама по себе).
Герцберг сделал оригинальный вывод: факторы, вызывающие рост неудовлетворенности человека, при их устранении не обязательно приводят к увеличению удовлетворенности, и наоборот. Переход от удовлетворенности к отсутствию удовлетворенности осуществляется под влиянием мотивирующих факторов, а переход от неудовлетворенности к отсутствию неудовлетворенности под влиянием внешних факторов. Поэтому первостепенное внимание должно уделяться неудовлетворенности человека, а только потом с помощью мотивирующих факторов необходимо обеспечивать удовлетворенность. Если менеджер будет это делать с помощью внешних факторов, то ничего не добъется.
Процессуальные теории мотивации Теория ожидания Врума: Мотивация = Ожидаемые результаты работы * Ожидаемое вознаграждение за работу * Значимость результата работы (валентность) Валентность положительна, если результаты высоко ценятся работником. Валентность отрицательна, если результаты отрицаются работником. Валентность равна нулю, если работник безразличен к этому результату. Теория справедливости (равенства) Стейси Адамса
Суть: люди субъективно ощущают справедливость вознаграждения за труд, сравнивают свои и чужие затраты и вознаграждение; поэтому важно так оплачивать труд, чтобы появилась мотивация к труду индивидов и были сглажены возникающие негативные ощущения между ними. Адамс выделил шесть возможных реакций человека на несправедливость:
1. Сокращение собственных затрат энергии (“За такую оплату я не намерен выкладываться”) 2. Попытка увеличить вознаграждение за свой труд (требование, криминальные реакции и т.д.) 3. Переоценка своих возможностей (понижение уверенности в себе) 4. Попытка повлиять на организацию или на руководителя с целью изменить оплату или нагрузку других 5. Выбирает для себя другой объект сравнения (“мне с ними не равняться”) 6. Попытка перейти в другое подразделение или другую организацию.
Опытный менеджер должен чувствовать реакции подчиненных и по возможности сглаживать возникающие противоречия.
Модель Портера-Лоулера (синтез теории ожидания и теории справедливости)
1- затраченные усилия 2- полученные результаты 3- внешнее и внутреннее вознаграждение 4- осознание своей роли в процессе труда, сравнение своих усилий и вознаграждения с усилиями и вознаграждением других 5- способности, особенности человека, его характер 6- степень удовлетворения, чувство компетенции, самоуважения
Из схемы видно, какие факторы влияют на получаемые результаты. В модели Портера-Лоулера результаты работы - это есть функция внешнего вознаграждения (зарплата, значимость оплаты, уверенность в связи трудового усилия и размера вознаграждения), внутреннего вознаграждения (похвала, продвижение по службе и т.д.), осознания своей роли в процессе труда и способностей человека. Если имеется связь между размером внешнего вознаграждения и затраченными усилиями работника (он эту связь ощущает), то система мотивации работает полностью, в обратном случае работник мотивирован частично полученными результатами работы (вторая внутренняя обратная связь) и получает только внутреннее вознаграждение за свой труд.
Теория постановки целей Эдвина Лока
Суть теории: мотивация человека определяется теми целями, которые он ставит перед собой и удовлетворенностью результатами работы. При этом предполагается, что постановка целей – это осознанный процесс, предполагающий будущие намерения человека.
Результаты работы зависят от:
· сложности цели · специфичности (ясности и определенности) цели · выгодности (приемлемости) цели для человека · готовности человека затрачивать усилия для достижения цели (она может возрастать по мере приближения к цели) Качество исполнения работы зависит оторганизационных факторов и способностей работника, которые в свою очередь также влияют на цели, и как следствие, на мотивацию работника. Удовлетворенность или неудовлетворенность работника определяется “борьбой” двух процессов:
· внутренних (как человек оценивает результаты с точки зрения соотнесения их с поставленной целью) · внешних (как человека оценивают окружающие)
Недостатки теории:
· ее слабая унифицированность (для необразованных людей, например, ясность цели играет большую роль, а для высокообразованных вызов цели и ее неопределенность открывает простор для творчества); · не ясна ситуация, когда подчиненному ставит цели руководитель · не ясна ситуация, когда идет групповая работа и ставится цель группе · стимулирование труда часто направлено не на быстрое достижение цели, а на качество исполнения работы.
Концепция партисипативного управления
Суть концепции: мотивировать работника можно заинтересованностью в том, как его работа сказывается на деятельности всей организации, стремлением участвовать в протекающих в организации процессах. Если работник чувствует, что он нужен организации, что он востребован ею, что есть связь между его инициативой и вознаграждением, то отдача от такого работника будет больше. Это поняли в ведущих корпорациях Японии и стали привлекать работников к управлению, а в частности:
· к самостоятельному принятию решений об организации своего труда (руководитель не берет на себя эти функции) · к самостоятельному принятию решений в работе и постановке целей вместе с реководителем (и) · предоставлять работникам право контроля за качеством и количеством произведенной продукции · привлекать работников к рационализаторской деятельности (кружки качества, целевые комитеты и т.д.) · предоставлять работникам право формирования групп из тех членов организации, с которыми им хотелось бы работать вместе.
При разработке системы мотивации работников очень важно знать их отношения к ценностям организации и к нормам поведения в этих организациях
Область 1 (" преданный и дисциплинированный"): работник хорошо относится к организации труда, разделяет взгляды руководства, приемлет нормы поведения в организации. Область 2 ("оригинал"): работник разделяет взгляды руководства и ценности организации, но не приемлет нормы поведения в ней из-за своих особенных черт характера, осознавая свои проблемы. Область 3 ("приспособленец"): работник не разделяет взгляды руководства, ценности организации, но выполняет все нормы установленного поведения в этой организации. Область 4 ("бунтарь"): работник не разделяет взгляды руководства, ценности организации и не приемлет нормы поведения в этой организации.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |