КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы построения и элементы современной налоговой системы РФ
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ Лекция 2.
Налоговая система представляет собой совокупность предусмотренных законодательством налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления и отмены, включает в себя систему налоговых органов и принципы налоговой политики. • Система налогов является более узким понятием, предполагающим определенные правила классификации и систематизации налогов, их соотношение между собой. Организационно-правовое единство системы налогов заключается в централизованном порядке установления видов налогов и их основных элементов. Это закреплено конституционными принципами налогообложения. Системность позволяет сгруппировать налоги по признакам, существенным с правовой точки зрения. Экономическое единство системы налогов РФ выражается в том, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Кроме того, недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Налоговая реформа начала 90-х -гг. XX в. была вызвана тем, что экономические преобразования потребовали разработки принципиально ново.й налоговой политики. Одним из ее элементов была попытка реализации значимости налогов как наиболее действенного инструмента регулирования развивающихся рыночных отношений. Предполагалось, что налоговая система позволит ограничить стихийность рыночных отношений, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктур, добиться снижения инфляции. Блок необходимых законов, нормативно обеспечивавших налоговую систему Российской Федерации, был принят в конце 1991 г. Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 1992 г., был призван реализовать следующие основные принципы построения налоговой системы: •единый подход в вопросах налогообложения, включая предоставление права на получение налоговых льгот, а также защиту законных интересов всех налогоплательщиков; • четкое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти; • приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения; • однократность налогообложения, означающая, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законом период налогообложения; • определение конкретного перечня прав и обязанностей налого.плательщиков, с одной стороны, и налоговых органов — с другой. В соответствии с Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» на территории России взимались налоги, сборы и пошлины, образующие налоговую систему. Но действовавшая с 1992 г. налоговая система РФ оказалась несовершенной в силу многих причин, и прежде всего — отсутствия единой законодательной и нормативной базы налогообложения, а также: • многочисленности нормативных документов и частого несоответствия законов и подзаконных актов, регулирующих налоговые отношения, законам других отраслей права, имеющим отношение к вопросам регулирования налоговых отношений; • нестабильности налогового законодательства, что ограничивало возможности и эффективность планирования у хозяйствующих субъектов; • чрезмерной жестокости норм ответственности за нарушение налогового законодательства; • большого количества налогов (более 100), что затрудняло расчеты плательщиков налогов с бюджетом; • обременительной налоговой нагрузки (в условиях потери предприятиями собственных оборотных средств в связи с высокой инфляцией), не позволяющей налоговой системе в достаточной мере реализовывать свою регулирующую функцию. Необходимость реформирования сложившейся налоговой системы России была, как уже указывалось выше, очевидной. Принятый Государственной думой Налоговый кодекс РФ (часть I) был введен в действие 1 января 1999 г. Предполагалось, что он позволит решить следующие важнейшие задачи: • построение стабильной, единой для РФ налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства; • развитие налогового федерализма, позволяющего обеспечить федеральный, региональные и местные бюджета закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками доходами; • создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей достижение баланса общегосударственных и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, увеличению богатства государства и его граждан; • снижение общего налогового бремени и уменьшение числа налогов; • формирование единой налоговой правовой базы; • совершенствование системы ответственности плательщиков за нарушение налогового законодательства. Особо важными для налогоплательщиков являются следующие положения Налогового кодекса (НК). Во-первых, НК содержит норму о том, что обязанность по уплате налога считается исполненной, если налогоплательщик подал в установленный для уплаты налога срок в банк платежное поручение при наличии достаточных средств на счете. Во-вторых, НК содержит положение о невозможности придания обратной силы налоговому законодательству, ухудшающему положение- налогоплательщиков, и требование об опубликовании актов законодательства о налогах и сборах не.менее чем за один месяц до вступления их в силу. В основу НК положен принцип справедливости, означающий, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, основанные на признании всеобщности и равенства налогообложения. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный _характер и применяться исходя из политических, идеологических, этнических и других различий между налогоплательщиками. Не допускается установление дифференцированных ставок налогов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Наиболее актуальным вопросом, который нашел свое решение в НК, явился налоговый федерализм, т. е. распределение полномочий федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Эти полномочия распределены между уровнями власти и местным самоуправлением исходя из положения о том, что все федеральные, региональные и местные налоги и сборы являются элементами единой налоговой системы РФ, предусматривается установление правовых механизмов их взаимодействия.Л Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: • объект налогообложения; • налоговая база; • налоговый период; • налоговая ставка; • налоговые льготы; • порядок исчисления налога; • порядок и сроки уплаты налога. Все элементы налогообложения определяются законодательными органами власти соответствующего уровня. При совершенствовании налоговой системы Российской Федерации необходимо учитывать, что воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно, проявляется с некоторым опозданием, так как осуществляется через участие государства в распределении и перераспределении ВВП. Налоги должны быть важнейшим инструментом сглаживания экономических циклов, а также регулятором инвестиций. С помощью налогового регулирования государство создает необходимые условия для ускорения накопления капитала в наиболее перспективных с точки зрения научно-технического прогресса отраслях, а также в малорентабельных, но социально необходимых сферах производства. Снижение налоговых ставок должно положительно отразиться на стимулах к труду и предпринимательской активности, что приведет к росту производительности труда и увеличению выпуска продукции, потребительского спроса вследствие роста необлагаемого дохода. Все это будет способствовать увеличению государственных доходов (что ограничит необходимость вмешательства государства в эффективные секторы экономики), сдерживанию роста цен и инфляции, выходу «на свет» теневой экономики. В качестве приоритетных направлений реформирования налоговой системы известными учеными-экономистами, правительством РФ предлагается поэтапное решение следующих наиболее важных задач: • отмена исчисляемых от показателей выручки «оборотных» налогов; • снижение суммарного налогообложения фонда оплаты труда; • пересмотр правил формирования базы налога на прибыль и других налогов; • изменение принципов налогообложения пользования природными ресурсами; • отмена «мелких» налогов. России нужна такая налоговая система, которая бы не тормозила развитие хозяйства, а способствовала подъему экономики страны. Федеративное устройство государства определяет организацию бюджетной и налоговой системы государства. В федеративном государстве бюджетная система представлена федеральным, региональным и местным уровнями. В налоговом законодательстве широкое распространение получила статусная классификация налогов. В Российской Федерации действует трехуровневая налоговая система: федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы. В первой части Налогового кодекса РФ установлен закрытый перечень налогов и сборов. В настоящее время он включает 9 федеральных, 3 региональных и 2 местных налогов и сборов. Федеральные налоги. Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. Согласно части первой Налогового кодекса к федеральным налогам и сборам относятся следующие налоги и сборы: 1. налог на добавленную стоимость; 2. акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; 3. налог на прибыль (доход) организаций; 4. налог на доходы физических лиц; 5. страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; 6. государственная пошлина; 7. налог на добычу полезных ископаемых; 8. сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; 9. водный налог; Региональные налоги. Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Согласно части первой Налогового кодекса к региональным налогам и сборам относятся следующие налоги и сборы: 1. налог на имущество организаций; 2. транспортный налог; 3. налог на игорный бизнес; Местные налоги и сборы. Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К местным налогам и сборам относятся: 1. земельный налог; 2. налог на имущество физических лиц; Система принципов налогообложения — это совокупность ключевых положений, на основе которых строится система налогообложения. Принципы закреплены конституцией государства и налоговым кодексом страны. Принципы налогообложения учитывались при разработке системы налогообложения Российской Федерации. В Налоговом кодексе Российской Федерации в ст. 3 закреплены следующие основные начала законодательства о налогах и сборах. Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Каждое лицо должно уплачивать установленные налоги. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и по-разному применяться исходя из расовых, национальных, религиозных и иных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Принцип законного установления налогов и сборов. Налогоплательщики должны уплачивать только законно установленные налоги и сборы. При этом законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Принцип справедливости. Принцип справедливости является -базисным принципом, на основе которого должна строиться любая система налогообложения. Согласно этому принципу налогоплательщики с более высоким уровнем доходов и большей способностью уплачивать налоги должны вносить большую сумму в бюджет государства. Принцип определенности. Каждый налог должен быть четко определен, а не произволен. Налогоплательщику должен быть известен срок уплаты налога, способ платежа, сумма, подлежащая уплате, и т. д. Принцип простоты и удобства. Согласно этому принципу налоговая система должна быть максимально проста, но в то же время способна обеспечить бюджет государства необходимыми средствами для поддержания его функционирования. Кроме того, методика расчета налогов и заполнения форм налоговой отчетности должна быть понятна широкому кругу налогоплательщиков. Принцип экономичности. Принцип экономичности означает, что суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание. Принцип экономической эффективности. Суть принципа заключается в том, что должна быть соблюдена соразмерность между наполняемостью бюджета и неблагоприятными для налогоплательщика последствиями налогообложения. Налоговая система должна быть разработана так, чтобы содействовать максимальному росту экономики при обеспечении выполнения всех функций государства. Принцип стабильности и гибкости,. Принцип стабильности системы означает, что она должна носить устойчивый характер при определении ставок налогов и порядка исчисления налоговых платежей в бюджет, финансовых санкций и др. Соблюдение этого принципа является одним из главных условий создания в стране в целом и в каждом регионе в отдельности обстановки общей экономической стабильности, повышения эффективности производственной и финансовой деятельности. Налоговые органы Российской Федерации представляют собой единую систему контроля над соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. Налоговыми органами в Российской Федерации являются Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации. В некоторых случаях, предусмотренных налоговым законодательством, полномочиями налоговых органов могут обладать таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов. Налоговая политика страны обеспечивает взаимодействие бюджетов всех уровней и единство бюджетной системы Российской Федерации.
КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ В качестве одного из инструментов воздействия на экономику страны государство использует различные виды налогов. Совокупность законодательно установленных налогов и сборов подразделяется на группы по определенным критериям. Классификация налогов представляет собой их группировку по ряду основных признаков. Используется несколько.классификационных признаков: 1. по объекту обложения; 2. по способу взимания; 3. по уровню государственного управления; 4. по полноте прав использования налоговых поступлений;. 5. по назначению использования; 6. по плательщику. По объекту обложения. При классификации налогов по объектам налогообложения образуется четыре группы: 1. налоги на имущество (например, налог на имущество предприятий); 2. ресурсные налоги (налог на добычу полезных ископаемых); 3. налоги на доходы (например, налог на доходы физических лиц); 4. налоги па действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты по реализации, например, НДС). По способу взимания. Классификация по этому признаку учитывает степень переложения налогового бремени на потребителя товаров или услуг, отражает способ обложения и взимания налога. По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги. Прямые налоги взимаются по систематически обновляемым спискам в определенные сроки (т. е. предусмотрена регистрация в налоговых органах), кроме того, сумма налоговых поступлений заранее определима. Для прямых налогов характерно то, что облагается определенный источник и государство направляет индивидуальное требование налогоплательщику с учетом его платежеспособности. Прямые налоги являются подоходно-поимущественными. К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций, владение и пользование которым служат основанием для обложения. Прямые налоги, в свою очередь, делятся на реальные и личные. В случае реальных прямых налогов объектом налогообложения является имущество (налог на имущество организаций). При личных прямых налогах налогом облагается доход (налог на доходы физических лиц). Косвенные налоги. Косвенные налоги представляют собой налоги на расходы, включаемые в цену товара. По косвенным налогам государство не определяет платежеспособность лица, уплачивающего косвенный налог. Взимаются косвенные налоги через надбавку к цене на товар или услугу, которую оплачивает покупатель. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины. По уровню государственного управления. Федеративное устройство государства определяет организацию бюджетной и налоговой системы государства. В федеративном государстве бюджетная система представлена федеральным, региональным и местным уровнями. В налоговом законодательстве широкое распространение получила статусная классификация налогов. В Российской Федерации действует трехуровневая налоговая система: федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы. В первой части Налогового кодекса РФ установлен закрытый перечень налогов и сборов. Он включает 9 федеральных, 3 региональных и 2 местных налогов и сборов. Федеральные налоги. Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. Региональные налоги. Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Местные налоги и сборы. Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. По полноте прав использования налоговых поступлений. По полноте прав использования налоговых поступлений налоги делятся на собственные (закрепленные) и регулирующие. Собственные (закрепленные) налоговые поступления полностью или в твердо зафиксированной доле постоянно поступают в конкретный бюджет, т. е. зафиксированы на долгое время как доходный источник бюджета определенного уровня. Регулирующие налоги. Регулирующие налоги используются для распределения поступлений в нижестоящие бюджета (региональные, местные) в виде процентных отчислений от налогов по ставкам или нормативам. Как прияло, регулирующими являются федеральные налоги. По назначению использования. По назначению использования налоги делятся на общие и целевые. Общие налоги обезличенно поступают в государственные бюджеты и используются на любые нужды государства. Целевые налоги поступают в специальные (целевые) государственные внебюджетные или в государственные бюджетные фонды и используются строго на определенные цели (например, единый социальный налог). По плательщику. По данному признаку налоги делятся на три группы: 1. налоги, взимаемые с юридических лип (платят юридические лица, например, налог на прибыль организаций); 2. налоги, взимаемые с физических лиц (платят физические лица, например, налог на доходы физических лиц); 3. налоги, взимаемые с юридических и физических лиц (платят как юридические, так и физические лица, например, единый социальный налог).
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1134; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |