КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Налоговый контроль. Формы и методы налогового контроля
Налоговый контроль — это установленная законодательством система мер, используемых налоговыми органами для обеспечения выполнения налогоплательщиками налогового законодательства. Налоговый контроль осуществляют налоговые органы (Министерство по налогам и сборам РФ и его подразделения) и органы государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции. Налоговые и таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел должны информировать друг друга об имеющихся у них материалах, касающихся нарушения законодательства о налогах и сборах. В целях проведения налогового контроля налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах по месту нахождения организации или месту жительства физического лица. Каждому налогоплательщику присваивается единый по- всем налогам идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), который указывается во всех уведомлениях, высылаемых налоговыми органами налогоплательщику, налогоплательщик указывает свой ИНН в налоговых декларациях, отчетах, заявлениях и других документах, предусмотренных законодательством. С момента постановки на учет любые сведения о налогоплательщике становятся налоговой тайной. На основе данных учета МНС РФ ведет реестр налогоплательщиков. В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы налогового контроля: • предварительный; • текущий (оперативный); • последующий. Все эти виды контроля находятся в тесной взаимосвязи, отражая непрерывный характер контроля. Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций. Это позволяет выявить нарушения налогового законодательства на самой ранней стадии. Основным методом, реализующим предварительный контроль, являются камеральные проверки. Камеральная налоговая проверка представляет собой проверку налоговых деклараций и других документов, служащих основанием для уплаты налогов и сборов и представленных налогоплательщиком в налоговый орган. Камеральные проверки осуществляются непосредственно по месту нахождения налогового органа (налоговой инспекции), в день поступления или в последующие периоды, посредством проверки всех поступающих бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов. Основные задачи камеральной проверки: • визуальная проверка правильности оформления бухгалтерской отчетности; • проверка правильности составления расчетов по налогам (включает в себя подсчет итоговых сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, проверку обоснованности применения ставок налога и налоговых льгот и т. д.); • логический контроль за наличием искажений в отчетной информации (проверка логической связи между отчетными и расчетными показателями, сопоставимости отчетных показателей с показателями предыдущего отчетного периода); • проверка согласованности показателей, повторяющихся в бухгалтерской отчетности и в налоговых расчетах; • предварительная оценка бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов с точки зрения достоверности отдельных отчетных показателей, наличия сомнительных моментов или несоответствий, указывающих на возможные нарушения налоговой дисциплины. Конкретные методы камеральных проверок определяются инспекциями самостоятельно исходя из характера наиболее часто встречающихся нарушений налогового законодательства на контролируемой территории, возможностей обеспечения автоматизированной обработки информации, знаний и опыта сотрудников. Текущий (оперативный) контроль. Текущий контроль осуществляется ежедневно налоговыми органами для предотвращения нарушений налогового законодательства и налоговой дисциплины в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятий и физических лиц. Основным методом, применяемым при текущем контроле, является экспресс-проверка. При этом используются такие методы налогового контроля, как наблюдение, анализ и обследование. Экспресс-проверка представляет собой проверку, проводимую по относительно узкому кругу вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации за короткий временной период. Основанием для планирования такой проверки могут являться несоответствия, имеющие место по результатам предварительного анализа бухгалтерской отчетности налогоплательщика и его налоговых расчетов, предположения о недостоверности представленных данных. Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием налоговой дисциплины объекта контроля. Обследование производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности, связанных с получением дохода и исчисления налогов, и опирается на более широкий круг деятельности, что и отличает его от наблюдения. При обследовании используются такие приемы, как инвентаризация, осмотр конкретных объектов, осмотр места хранения денежных средств, контрольная закупка. Этот метод не используется самостоятельно, а применяется при проведении документальных проверок. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля. Анализ используется на всех стадиях контрольной работы налоговой инспекции. Анализ проводится на базе текущей или годовой отчетности и является системным, при этом используются такие аналитических приемы, как средние и относительные величины, группировки и т. д. Последующий контроль. Последующий контроль представляет собой проверку финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков за истекший период на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности поступления предусмотренных действующим законодательством налоговых и других обязательных платежей. Последующий контроль отмечается более глубоким изучением всех сторон финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Эта форма контроля осуществляется путем проведения документальных проверок с использованием таких методов, как наблюдение, обследование и анализ непосредственно на месте — на предприятиях, в учреждениях и организациях. При этом широко используются выездные проверки. Выездная налоговая проверка представляет собой проверку достоверности сведений, указанных налогоплательщиком в налоговых декларациях, на основании данных первичных документов и бухгалтерского учета. Обычно выездные проверки проводятся по месту нахождения налогоплательщика. Основными задачами выездной налоговой проверки являются: • выявление уклонения от уплаты налога или занижения' налоговой базы и определения правильности исчисления налоговой базы и сумм налогов; • выяснение состояния на предприятии бухгалтерского и налогового учета, установление соответствия ведения бухгалтерского и налогового учета принятой организацией учетной политике; • установление наличия и подлинности документов, подтверждающих размер доходов и расходов организации, право налогоплательщика на использование льгот и т. д.; • определение соблюдения налогоплательщиком действующего законодательства по другим аспектам, связанным с исчислением и уплатой налогов.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |