Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неверие как нежелание верить




Неверие как синоним незнания

Формы неверия и стадии Богоотпадения

Неверие

Что такое «неверие»? Неверием чаще всего называют отрицание существования Бога. В нашей лекции под неверием мы будем понимать прежде всего такое состояние человека, при котором Бог не ощущается человеком – поэтому и отрицается.

Такое состояние хорошо описал М.Бубер: «Для моего "неверия" феномен "веры" не является чем-то принципиально непостижимым, и он чужд мне только в одном смысле - как душевное состояние. Но если я говорю, что Бог есть, поскольку есть такая категория, и поскольку она активно участвует во всем круговороте человеческой истории, то тогда в чем же состоит мой атеизм? Он состоит в том, что, во-первых, мне недоступна, честно говоря, вера, как некое состояние души. Во-вторых, я не признаю над собой верховного и yказyющего авторитета, в этом - мое своеволие. Во всем остальном я не вижу для себя никаких ограничений для того, чтобы вступить как бы в некий поток совместного размышления по поводу этой Высшей силы»

Корни неверия могут быть различными, впрочем, как и содержание самого неверия.

«Вера – от слышания» (Рим. 10.17), говорит ап. Павел. В этом смысле большинство наших соотечественников были неверующими по причине неведения (или неразумия).

«Если не слыхали, то конечно не виноваты в неверии: ибо как можно веровать в то, о чем не слышишь?» (свт. Феофан).

Здесь причиной неверия является внешний фактор, который не является определяющим в отношении человека к Богу. Это т.н. объективная причина неверия. Такое состояние является наиболее простительным, т.к. здесь нет противления Богу: что незнание еще не есть отрицание: «Не знающий близок к вере, ибо никак не может доказать ни себе, ни другим, что Бога нет» - митр. Вениамин.

Прп. Марк Подвижник: «Не знающий истины – и веровать не может истинно. Ибо ведение по естеству предваряет веру».

Это уже свидетельство внутреннего самоопределения личности. Человек не хочет, чтобы Бог был.

Дитрих Хайнрих Керлер: “Даже если бы можно было доказать математически, что Бог существует, я бы не хотел, чтобы Он существовал, поскольку это ограничивает меня в моем величии”.

Такой потому и боится исследовать аргументы в пользу Божественного бытия, что понимает несоответствие собственной жизни и привычек тем требованиям, какие неизбежно предъявляет Бог любому человеку. Такое неверие, как правило, является свидетельством жизни, укорененной во грехах и связанной с попранием совести. Пробуждающийся голос совести оказывается настолько резким и болезненным, что применяются любые средства, лишь бы его заглушить. Для такого человека представляется бόльшим благом, чтобы Бога не было: огонь Божественной любви оказывается невыносимым. Джон Полкинхорн: «Мне кажется, что множество образованных людей на Западе смотрят на религию одновременно с некоторой смутной надеждой и опасением. Они бы хотели какой-то веры, но чувствуют, что должны будут принять условия, которые равнозначны интеллектуальному самоубийству. Они не могут ни принять идею Бога, ни отвергнуть ее». Здесь на первое место часто выступает человеческая гордость, нежелание подчинить себя.

Н.В Лосский: «Смирение необходимо даже для веры в Бога, потому что гордый человек, как это ни смешно, готов померяться силами с самим Господом Саваофом, или, по крайней мере, пытается отвергнуть бытие столь недосягаемо великого Существа. Когда такой человек приводит доводы против бытия Божия, поражаешься иногда, как мало в них логической связности; прислушаешься к интонациям его, всмотришься в мимику и увидишь, что подсознательная основа неверия у него – зависть к Богу и отвращение к мысли, что есть существо, бесконечно более высокое, чем он. Даже и тогда, когда такие люди верят в Бога, их вера может оказаться деланною. Подросток спрашивает Васина о Версилове: «Неужели вы думаете, что он может верить в Бога?» – «Это очень гордый человек, как вы сейчас сами сказали», ответил Васин, «а многие из очень гордых людей любят верить в Бога… Они выбирают Бога, чтоб не преклоняться перед людьми; - разумеется, сами не ведая, как это в них делается; преклониться перед Богом не так обидно. Из них выходят чрезвычайно горячо верующие, - вернее сказать, горячо желающие верить; но желания они принимают за самую веру. Из этаких особенно часто бывают под конец разочаровывающиеся» (IX,57).

Еп. Варнава: «Когда безбожник «слышать о Боге не хочет», то не потому волнуется, что идея о Боге органически ему неприемлема и несродна, а потому что она нарушает и тревожит его страсти… И у этих людей есть если не Бог, то свои боги, и если не безобразные идолы, которым, как у дикарей, губы салом мажут, то другие, в форме изящных произведений искусства, шедевров живописи, скульптуры. Свой и рай есть в виде «волшебного» мира звуков (музыка) и «неземного» царства грез и символов поэзии…. Все, как у нас, и никуда не уйти от этого, только все в извращенном, искалеченном виде».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.