Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неверие как рациональная проблема, или теоретический атеизм




Неверие как безразличие

Неверие как неверность

Здесь человек, познав Бога и уверовав в Него, постепенно (или сразу) отпадает в сознательное несоблюдение заповедей Божественных и требований совести. Здесь неверие может появиться или как результат частых компромиссов с совестью, послаблением в мелочах, вольных мелких грешков, из-за чего человек доходит до крупных – иногда даже невольных - падений, даже не замечая этого. О таких верующих ап. Павел свидетельствует: «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу». (К Титу 1:16).

Прп. Марк Подвижник: «От крещения, по дару Христову, нам дарована совершенная благодать Божия к исполнению всех заповедей; но потом каждый, получив оную таинственно и не совершая заповедей, по мере опущения их, находится под действием греха, за то, что по нерадению, получив силу действовать, не совершает дел».

Поэтому верующий не может быть только исповеданием догматов веры; вера без постоянного исполнения заповедей неизбежно приводит к неверию.

Прп. Марк Подвижник: «Всякому злу предшествует нерадение, второе же по нем неверие».

В православной аскетике это состояние описывается термином «окамененное нечувствие»: человек не только теряет духовные переживания, но его сердце уже каменеет и ничем его не растопить. О таком состоянии утраты способности к не только к духовным, но даже и к душевным переживаниям, писал Дарвин в своем дневнике: «Я с огромным наслаждением читал Шекспира, особенно его исторические драмы… Но вот уже много лет, как я не мог себя заставить прочитать ни одной стихотворной строчки. Попробовал недавно читать Шекспира и нашел его до того невыносимо скучным, что меня стошнило. Я также почти потерял вкус к живописи и музыке… Кажется, что мой ум стал какой-то машиной, которая перемалывает большое собрание фактов в общие законы, но я не в состоянии понять, почему это должно привести к атрофии одной только части мозга, от которой зависят наши вкусы…. Утрата этих вкусов ((лучше сказать – потребностей)) равносильна утрате счастья и, может быть, вредно отражается на умственных способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах, так как ослабляет эмоциональную сторону нашей природы». М.Вениамин Федченков: «это есть практический индифферентизм, полусонное состояние людей, ничего глубоко не думавших и ничего до конца не решивших». Причиной здесь нередко является главный враг духовной жизни – привычка ко святыне (свт. Феофан).

Религия построена на антиномиях и признании ограниченности человеческого познания. Поэтому для тех, кто считает разум единственным критерием истинности утверждений, при изучении религии возникает масса кажущихся противоречий, которые не позволяют признавать религию истиной. На пути к религиозной истине такие люди встречают теоретические препятствия научно-философского характера, и, не умея их преодолеть в силу ограниченности своих познаний и узости своего кругозора, они встают на путь атеизма. Таким был И.С.Тургенев, его называли даже «страдающим атеистом». “Я предпочитаю (Богу. — М.Д.) Прометея — я предпочитаю сатану, образец бунтаря и индивидуалиста. Пусть я всего лишь атом, но все-таки я сам себе господин, я хочу истины, а не спасения, я жду его от собственного ума, а не от Благодати”. Он постоянно говорил, что нельзя жить без веры, но, в то же время, не говорил – в кого надо верить, а сам – верил в свое Я. Здесь следует сказать, что границы человеческого познания простираются не только на предметы невидимого мира, но и на элементарные понятия материального мира, стоит лишь копнуть глубже. Что такое жизнь, смерть, любовь, ум, и т.д. и т.п. – по существу не скажет никто.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.