КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Причины умственной отсталости
Исследование причин возникновения умственной отсталости является предметом психиатрии и, в частности, специального курса «Клиника олигофрении», поэтому мы рассмотрим только общую характеристику клинических форм слабоумия. Большой вклад в изучение умственной отсталости внесли труды известного немецкого психиатра Э. Крепелина (1856—1926). Он первый объединил все ранние формы слабоумия и ввел термин «олигофрения». Ему также принадлежит сохранившаяся до сих пор классификация по степени выраженности умственного дефекта: идиотия, имбецильность, дебильность. Особая заслуга в создании классификации и в клиническом изучении олигофрении принадлежит Г. Е. Сухаревой и М. С. Певзнер. Ими выявлены группы причин слабоумия, описаны своеобразные черты психики детей, перенёсших заболевания нервной системы, раскрыта динамика их развития.. В современной психиатрии выделяют две большие группы причин возникновения умственной отсталости: эндогенные (генетические) и экзогенные (факторы среды). К эндогенным факторам относят генетические формы олигофрении (связанные с наследственной патологией). Значительное место среди генетических форм занимают различные хромосомные нарушения: изменения количественного набора хромосом в клетке (болезнь Дауна), структуры хромосом, утрата части хромосомы и т. д. Эти нарушения могут возникнуть вследствие неполноценности генеративных клеток, их «старения», повреждения вредными веществами и др. К генетической группе относят также олигофрении, возникшие на фоне нарушения обмена веществ. Наиболее изученной из них является фенилкетонурия, при которой врожденное отсутствие определенного фермента приводит к избытку в организме токсичных продуктов, нарушающих его жизнедеятельность. Пороки генетического развития иногда проявляются в виде сочетания слабоумия с поражением других органов и систем организма: сердечно-сосудистой, кожной, костной, мышечной, отдельных анализаторов. Признавая биологические механизмы наследования, следует помнить о том, что многие заболевания зависят от физиологического состояния организма, от его взаимодействия с окружающей средой. Наследственная патология не является фатальной, ее не следует рассматривать как единственно производную причину слабоумия. Болезнь, даже наследственная, проявляется у людей различно, поэтому наличие в семье нескольких детей с дефектами интеллекта не всегда является прямым свидетельством патологической наследственности. Известно, что каждый новый организм получает по наследству некоторую совокупность родительских признаков (строение скелета, тип нервной системы, цвет волос и др.). Однако наследственность не существует без изменчивости. Среда предъявляет свои условия, в которых наследственные признаки видоизменяются, иногда исчезают. Таким образом, способность передавать родительские свойства потомству раскрывает лишь правила, а не Статичные законы наследования. Правильное понимание и объяснение связи биологических и социальных законов развития имеет важное значение в современной науке, так как неверное толкование закона наследственности может привести к неправильным выводам. Для дефектологов, занимающихся с умственно отсталыми детьми, осознанное понимание этой проблемы имеет принципиальное значение, так как социальная компенсация патологических наследованных или врожденных признаков является главным коррекционным мероприятием. Остановимся на второй группе причин, обусловливающих возникновение умственной недостаточности. К экзогенным формам относят группу болезней, действующих на головной мозг ребенка во время внутриутробного развития, а также в момент рождения или в раннем постнатальном (послеродовом) периоде. Так, к внутриутробным поражениям ребенка приводят заболевания матери токсоплазмозом, сифилисом, краснухой, инфекционным гепатитом, а также алкогольные и лекарственные интоксикации. В период ранней беременности вредное воздействие могут оказать радиоактивное облучение, резус-фактор, различные эндокринные заболевания матери. Причиной слабоумия может стать родовая травма, асфиксия, но влияние этих факторов не столь пагубно, если плод не был ослаблен внутриутробной патологией. Постнатальные варианты психического недоразвития, как правило, связаны с заболеваниями головного мозга (менингиты, энцефалиты, нейроинфекции) с травмами, а также с тяжело протекающими и вызвавшими осложнения корью, скарлатиной, дизентерией.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1026; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |