КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коллективные формы организации учебно-воспитательного процесса
Во второй главе были раскрыты три основные формы образовательно-воспитательного процесса: массовые, групповые и индивидуальные, дана характеристика каждой конкретной формы. Форма работы - это мероприятие, которое направлено на достижение каких-либо целей и конкретных задач (П.И.Пидкасистый, 1996; С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина, 2000; Ю.А.Конаржевский, 1997; Н.Е.Щуркова, 1991; и др.). От способа организации воспитательного мероприятия зависит результат мероприятия и характер взаимоотношений между воспитанниками, воспитателем и воспитуемым. Многие авторы предлагают делить формы на общие (универсальные) и специальные (по отдельным направлениям). Каждое мероприятие имеет свою конкретную цель, вытекающую из общей задачи воспитания (Т.А.Ильина, О.А.Журавлева, 1997; 1998; Г.М.Дульнев, 1981; И.Г.Еременко, 1985; В.Ф.Мачихина, 1986). Классный час. Классный час - одна из самых распространенных форм воспитательной работы в условиях коррекционного воспитания. И если общеобразовательные школы (массовые) постепенно отходят от этой формы, то в специальных коррекционных она довольно продуктивна, поскольку при ее использовании создаются условия для общения учеников, налаживания взаимоотношений между воспитанниками, реализации единых требований к учащимся, совместной с учащимися выработки критериев нравственного поведения, включения их в коллективные формы деятельности. Одна из форм классного часа — этическая беседа. Через беседу воспитатель помогает ученику с нарушениями интеллектуального развития разобраться в создавшихся ситуациях, адаптироваться в коллективе, осознать нравственную составляющую его поступков. Классный час проводится еженедельно, в специально отведенный для него день и час, но это не урок, длительность его может быть разной: в младшей школе (с 3-го класса) - 20-25 минут, в средней и старшей – 35-45 минут. От урока его отличает свободная форма общения. В условиях специального обучения и воспитания классные часы должны иметь конкретную тематику нравственного характера: поведение учащихся, участие в делах школы, результаты проверки готовности учащихся к обучению, подготовка к праздникам и т.д. Классные часы в школе готовит учитель, в интернате эту обязанность можно возложить на воспитателя. Перед проведением классного часа учителю (воспитателю) необходимо: · определить тему; · выбрать форму проведения; · учесть возможности воспитанников; · определить цели и задачи; · составить план проведения классного часа; · распределить задания между учащимися; · учесть опыт воспитанников, их индивидуально-психологические особенности. Главное требование в проведении классного часа - участие всех воспитанников. Содержание этических бесед может быть различным, проводить их можно как индуктивным, так и дедуктивным путями. Индуктивный путь проведения беседы предполагает подведение учащихся к общим выводам и умозаключениям на конкретном примере этического характера. Дедуктивный путь - это косвенное воздействие на воспитанника, когда дается оценка не его поступка, действий группы детей, их позиции, культуры поведения. Такие беседы можно проводить с учащимися начиная с 4-5-х классов. Приведем примерную тематику классных часов по нравственно-этическому воспитанию для учащихся 5-7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида: Тема 1. Деятельность человека как выражение собственного утверждения. Тема 2. Взаимоотношения в мире. Тема 3. Общение с природой, ценности природы. Тема 4. Забота человека о сохранении природы. Тема 5. Красота природы, ее отражение в искусстве, литературе, кино. Тема 6. Экология. Участие школьников в решении экологических проблем Тема 7. Доброта и милосердие. Тема 8. Злость и ненависть - враги человека. Тема 9. Мой любимый писатель, поэт (литературный концерт). Тема 10. Я живу потому, что есть красота, которую надо беречь. Классный час - одно из наиболее эффективных средств коррекции поведения воспитанника специальной (коррекционной) школы VIII вида. Классно-групповые собрания. В специальной (коррекционной) школе VIII вида это особая форма организации коллективной жизни воспитанников, учащихся. Главная задача классных собраний — сформировать интеллектуальную, нравственную культуру каждого учащегося, добиться понимания задач воспитания, своих возможностей в их реализации. На групповом собрании воспитатель может подводить результаты учебной, трудовой деятельности, обобщать накопившийся опыт коллективного самоуправления, заслушивать отчеты детей о дежурстве, работе в «зоне адекватного действия», посещении выставок. Экскурсия. Это специально организованная познавательная деятельность группы детей, которая требует большой подготовки, участия всех учащихся. Экскурсии могут быть учебного и культурно-просветительного характера. Педагог заранее определяет тему и место экскурсии, ее цели, задачи, организационные моменты, заранее знакомится с объектом. Тематика экскурсий может быть разнообразной. Самое главное — вызвать интерес у учащихся к изучаемому явлению, раскрыть значение объекта экскурсии. По завершении экскурсии обязательно подводятся итоги. Игра. Это участие учащихся в соревнованиях по определенным правилам. Выделяются дидактические, сюжетно-ролевые, интеллектуальные игры, игры имитационного характера, спортивные. Воспитатель должен подготовить учащихся к игре, ознакомить с правилами, провести несколько пробных попыток, определить участие каждого конкретного школьника в игре. Обучение игре - самое существенное условие. В ходе игр учащиеся закрепляют полученные знания, усваивают правила общественного поведения, формы взаимодействия в коллективе, происходит коррекция их психических функций. Воспитатель должен сам включаться в игру, тогда учащимся будет интересно играть, они быстрее овладевают правилами игры. В игре виден успех или неудача. Многие учащиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида отказываются играть, так как боятся проиграть. Но воспитатель должен убедить учащихся в том, что более важен сам процесс игры, чем то, кем ты оказался - победителем или побежденным. Последние годы широкое применение нашли игры-путешествия, игры-считалки, проводящиеся на перемене с учащимися младших классов, малоподвижные и спортивные игры, игры на свежем воздухе. Выбор игры определяется материальными условиями, готовностью детей играть, интеллектуальными возможностями. Конкурсы. Это очень прогрессивная форма вовлечения детей в различные соревнования. Конкурсы проводятся как личное или командное соревнование. Задача воспитателя — составить такую программу, при реализации которой можно выявить возможности воспитанников. Конкурс может быть музыкальный, фольклорный, танцевальный, развлекательный и т. п. Умственно отсталых детей трудно включить в конкурсную программу. Задача воспитателя построить мероприятие таким образом, чтобы каждый участник (слабый и сильный) проявил себя в той или иной форме единоборства. Примерная программа проведения экологического конкурса в 5-м классе-группе {ведущий — учитель биологии) Цель. Учить детей наблюдать за жизнью окружающего мира, защищать природу, участвовать в ее создании. Тема. «Красная книга». 10 заповедей природы: создай; позаботься; наберись терпения; разговаривай с деревьями; защити; будь милосерден и благодарен; останови другого; выручай; изучи; береги. 1-й этап. Выступление ведущего — учителя биологии. Ккаж-дому понятию он предлагает подобрать соответственно существительное. Просит высказать свое отношение к природе. 2-й этап. Чтение стихов о природе (определяется лучший чтец). 3-й этап. Ведущий вывешивает плакат, на котором написан следующий текст: «Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с ней (Л.Н.Толстой)». Предлагает ответить на следующие вопросы, отгадать загадки. · Что значит быть с природой? · О чем с ней можно говорить? · Почему надо беречь муравейники? · Каких зверей называют «шатунами»? (Медведя, выгнанного из берлоги зимой.) · Сколько ног у паука? (Восемь.) 4-й этап. «Грибы». Ведущий предлагает детям отгадать загадки. · Я привыкла нравиться, кто съест меня - отравится. (Поганка.) · Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом. Очень дружные сестрички, золотистые... (Лисички.) · Я виден издалека. Шапка вся в горошек, ты меня не рви, · Лист красивый, весь резной, В яркой зелени ветвей Много много желудей. (Дуб.) · Ее называют плакучая... Белое платье, зеленые косы, Семя летучее. (Береза.) · Зимой и летом одним цветом. (Сосна, ель.) · За каждый правильный ответ начисляются 2 очка. Общая сумма балов не должна превышать 18 очков. Конкурс заканчивается рассказом ведущего о тайнах и загадках природы, о растениях и животных, занесенных в Красную книгу. Во время выступления ведущего комиссия определяет победителей конкурса. Читательская конференция. В условиях коррекционно-развивающего обучения уроки-конференции должны иметь четкие цели и задачи. Проводятся читательские конференции, посвященные неделе детской книги или предметного характера, например «Золотые руки» (8-9-й классы). Конференция длится 35-50 минут, а для учащихся 7-9-х классов - до 1 часа. Тема конференции определяется с учетом психофизических особенностей конкретной группы воспитанников. Участниками конференции могут быть и воспитатели, они помогают учащимся делать обобщения, приучают их логически мыслить, делать выводы. Конференция завершается выполнением задания. Например, на конференции «Твой учебный день» (5-6-й классы) можно предложить воспитанникам расписать свой день по времени, рассказать, что они делали в обозначенное на часах время или какой момент из режима дня больше всего нравится и почему. Кроме указанных форм работы с учащимися могут быть использованы: вечера, праздники, экскурсии, дискотеки (старшие школьники). В воспитательной работе с детьми коррекционной школы VIII вида следует выделить три направления: трудовое, физическое и эстетическое воспитание В процессе реализации этих направлений решаются очень важные задачи социализации воспитанников, привития им этических норм и эстетических потребностей, укрепления их здоровья, формирования санитарно-гигиенических умений и навыков. Эти направления воспитательной работы предполагают использование указанных выше форм. Ниже представлено содержание воспитательной работы по возрастам.
Содержание воспитательной работы по возрастам Физическое воспитание
Трудовое воспитание и обучение
Эстетическое воспитание (формирование и развитие умений видеть красивое)
Система работы воспитателя специальной (коррекционной) школы VIII вида определяется «Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для учащихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (1997). В этом документе предъявлены общие требования к учебно-воспитательному процессу. Но поскольку вся система воспитания носит коррекционно-развивающий характер, очень важно разработать педагогический режим для каждой конкретной школы, для каждого конкретного школьника. Необходимо, чтобы этот режим создавал такие условия воспитания, которые способствовали бы ослаблению и преодолению недостатков развития аномального ребенка. Выделяются два режима: охранительный и щадящий. Первый направлен на нормализацию поведения, сбалансирование эмоциональных проявлений; второй - на уравновешивание нервных процессов. Условные рефлексы, вырабатываемые в определенных условиях, должны постоянно подкрепляться. Это происходит в процессе обучения и воспитания. В процессе воспитания мы щадим нервную систему, а она, получая сильные раздражители, помогает созданию блока приятных условий для развития охранительного торможения. К внешним условиям, мешающим реализации охранительного и щадящего режимов, можно отнести: · частую сменяемость воспитателей; · завышенные требования к детям; · резкую и частую смену распорядка дня; · перевод ученика из одной группы в другую; · болезненное состояние у ученика - временного или постоянного характера; · грубое отношение воспитателя к воспитанникам; · непонимание воспитанниками требований воспитателя; · невыполнение учащимися санитарно-гигиенических требований; · частое использование порицаний. Четкое соблюдение режима помогает воспитаннику определиться в детском коллективе, планировать свое время, соблюдать установленную в нем дисциплину. Создание благоприятных условий для жизни и развития воспитанников коррекционной школы VIII вида предполагает: · определение режимных моментов с учетом разных возрастных групп (7-10 лет; 11-13 лет; 14-16лет); · продуманность каждого мероприятия с учетом нагрузки на нервно-физиологическую систему умственно отсталых детей и подростков; · единство требований педагога и воспитателя; · учет психофизических данных каждого конкретного воспитанника; · индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в процессе реализации режимных мероприятий; · соблюдение санитарно-гигиенических требований и двигательного режима и т.д. · Эти требования невыполнимы без соблюдения следующих условий: · понимания педагогом задач воспитания; · определения в соответствии с этими задачами конкретных направлений воспитательной работы; · знания педагогом особенностей развития психических функций у воспитанника; · проявления заботы о физическом здоровье воспитанников; · выбора адекватных методов и средств реализации программы воспитания конкретной группы воспитанников и каждого отдельного воспитанника; · постепенного включения воспитанников в различные виды деятельности, в том числе интеллектуальную и трудовую. Вся система работы воспитателя определяется Законом РФ «Об образовании», уставом конкретной школы, интерната, детского дома, правилами внутреннего распорядка, программой воспитания. Результаты реализации требований, положений, инструктивных рекомендаций должны быть отражены в документации воспитателя.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 945; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |