Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коллективные формы организации учебно-воспитательного процесса

Во второй главе были раскрыты три основные формы образо­вательно-воспитательного процесса: массовые, групповые и ин­дивидуальные, дана характеристика каждой конкретной формы.

Форма работы - это мероприятие, которое направлено на до­стижение каких-либо целей и конкретных задач (П.И.Пидкасистый, 1996; С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина, 2000; Ю.А.Конаржевский, 1997; Н.Е.Щуркова, 1991; и др.).

От способа организации воспитательного мероприятия зави­сит результат мероприятия и характер взаимоотношений между воспитанниками, воспитателем и воспитуемым.

Многие авторы предлагают делить формы на общие (универ­сальные) и специальные (по отдельным направлениям). Каждое мероприятие имеет свою конкретную цель, вытекающую из об­щей задачи воспитания (Т.А.Ильина, О.А.Журавлева, 1997; 1998; Г.М.Дульнев, 1981; И.Г.Еременко, 1985; В.Ф.Мачихина, 1986).

Классный час. Классный час - одна из самых распространенных форм воспитательной работы в условиях коррекционного воспита­ния. И если общеобразовательные школы (массовые) постепенно отходят от этой формы, то в специальных коррекционных она до­вольно продуктивна, поскольку при ее использовании создаются условия для общения учеников, налаживания взаимоотношений между воспитанниками, реализации единых требований к учащим­ся, совместной с учащимися выработки критериев нравственного поведения, включения их в коллективные формы деятельности. Одна из форм классного часа — этическая беседа. Через беседу воспитатель помогает ученику с нарушениями интеллектуального развития разобраться в создавшихся ситуациях, адаптироваться в коллективе, осознать нравственную составляющую его поступков.

Классный час проводится еженедельно, в специально отведен­ный для него день и час, но это не урок, длительность его может быть разной: в младшей школе (с 3-го класса) - 20-25 минут, в средней и старшей – 35-45 минут. От урока его отличает свобод­ная форма общения. В условиях специального обучения и воспита­ния классные часы должны иметь конкретную тематику нравствен­ного характера: поведение учащихся, участие в делах школы, ре­зультаты проверки готовности учащихся к обучению, подготовка к праздникам и т.д.

Классные часы в школе готовит учитель, в интернате эту обя­занность можно возложить на воспитателя. Перед проведением классного часа учителю (воспитателю) необходимо:

· определить тему;

· выбрать форму проведения;

· учесть возможности воспитанников;

· определить цели и задачи;

· составить план проведения классного часа;

· распределить задания между учащимися;

· учесть опыт воспитанников, их индивидуально-психологические особенности.

Главное требование в проведении классного часа - участие всех воспитанников.

Содержание этических бесед может быть различным, прово­дить их можно как индуктивным, так и дедуктивным путями.

Индуктивный путь проведения беседы предполагает подведение учащихся к общим выводам и умозаключениям на конкретном при­мере этического характера. Дедуктивный путь - это косвенное воз­действие на воспитанника, когда дается оценка не его поступка, действий группы детей, их позиции, культуры поведения. Такие беседы можно проводить с учащимися начиная с 4-5-х классов.

Приведем примерную тематику классных часов по нравствен­но-этическому воспитанию для учащихся 5-7-х классов специ­альной (коррекционной) школы VIII вида:

Тема 1. Деятельность человека как выражение собственного утверждения.

Тема 2. Взаимоотношения в мире.

Тема 3. Общение с природой, ценности природы.

Тема 4. Забота человека о сохранении природы.

Тема 5. Красота природы, ее отражение в искусстве, литерату­ре, кино.

Тема 6. Экология. Участие школьников в решении экологиче­ских проблем

Тема 7. Доброта и милосердие.

Тема 8. Злость и ненависть - враги человека.

Тема 9. Мой любимый писатель, поэт (литературный концерт).

Тема 10. Я живу потому, что есть красота, которую надо бе­речь.

Классный час - одно из наиболее эффективных средств кор­рекции поведения воспитанника специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Классно-групповые собрания. В специальной (коррекционной) школе VIII вида это особая форма организации коллективной жизни воспитанников, учащихся. Главная задача классных собра­ний — сформировать интеллектуальную, нравственную культуру каждого учащегося, добиться понимания задач воспитания, сво­их возможностей в их реализации. На групповом собрании воспи­татель может подводить результаты учебной, трудовой деятельно­сти, обобщать накопившийся опыт коллективного самоуправле­ния, заслушивать отчеты детей о дежурстве, работе в «зоне адек­ватного действия», посещении выставок.

Экскурсия. Это специально организованная познавательная деятельность группы детей, которая требует большой подготов­ки, участия всех учащихся. Экскурсии могут быть учебного и куль­турно-просветительного характера.

Педагог заранее определяет тему и место экскурсии, ее цели, задачи, организационные моменты, заранее знакомится с объек­том. Тематика экскурсий может быть разнообразной. Самое глав­ное — вызвать интерес у учащихся к изучаемому явлению, рас­крыть значение объекта экскурсии. По завершении экскурсии обя­зательно подводятся итоги.

Игра. Это участие учащихся в соревнованиях по определен­ным правилам. Выделяются дидактические, сюжетно-ролевые, интеллектуальные игры, игры имитационного характера, спор­тивные.

Воспитатель должен подготовить учащихся к игре, ознакомить с правилами, провести несколько пробных попыток, определить участие каждого конкретного школьника в игре. Обучение игре - самое существенное условие. В ходе игр учащиеся закрепляют по­лученные знания, усваивают правила общественного поведения, формы взаимодействия в коллективе, происходит коррекция их психических функций.

Воспитатель должен сам включаться в игру, тогда учащимся будет интересно играть, они быстрее овладевают правилами игры.

В игре виден успех или неудача. Многие учащиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида отказываются играть, так как боятся проиграть. Но воспитатель должен убедить учащихся в том, что более важен сам процесс игры, чем то, кем ты оказался - победителем или побежденным.

Последние годы широкое применение нашли игры-путеше­ствия, игры-считалки, проводящиеся на перемене с учащимися младших классов, малоподвижные и спортивные игры, игры на свежем воздухе. Выбор игры определяется материальными усло­виями, готовностью детей играть, интеллектуальными возмож­ностями.

Конкурсы. Это очень прогрессивная форма вовлечения детей в различные соревнования.

Конкурсы проводятся как личное или командное соревнова­ние. Задача воспитателя — составить такую программу, при реа­лизации которой можно выявить возможности воспитанников. Конкурс может быть музыкальный, фольклорный, танцевальный, развлекательный и т. п. Умственно отсталых детей трудно вклю­чить в конкурсную программу. Задача воспитателя построить ме­роприятие таким образом, чтобы каждый участник (слабый и силь­ный) проявил себя в той или иной форме единоборства.

Примерная программа проведения экологического конкурса в 5-м классе-группе {ведущийучитель биологии)

Цель. Учить детей наблюдать за жизнью окружающего мира, защищать природу, участвовать в ее создании.

Тема. «Красная книга». 10 заповедей природы: создай; поза­боться; наберись терпения; разговаривай с деревьями; защити; будь милосерден и благодарен; останови другого; выручай; изу­чи; береги.

1-й этап. Выступление ведущего — учителя биологии. Ккаж-дому понятию он предлагает подобрать соответственно существи­тельное. Просит высказать свое отношение к природе.

2-й этап. Чтение стихов о природе (определяется лучший чтец).

3-й этап. Ведущий вывешивает плакат, на котором написан следующий текст: «Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с ней (Л.Н.Толстой)».

Предлагает ответить на следующие вопросы, отгадать загадки.

· Что значит быть с природой?

· О чем с ней можно говорить?

· Почему надо беречь муравейники?

· Каких зверей называют «шатунами»? (Медведя, выгнанного из берлоги зимой.)

· Сколько ног у паука? (Восемь.)

4-й этап. «Грибы». Ведущий предлагает детям отгадать загадки.

· Я привыкла нравиться, кто съест меня - отравится. (Поганка.)

· Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом. Очень дружные сестрички, золотистые... (Лисички.)

· Я виден издалека. Шапка вся в горошек, ты меня не рви,
зверям сохрани. (Мухомор.)

· Лист красивый, весь резной,

В яркой зелени ветвей

Много много желудей. (Дуб.)

· Ее называют плакучая...

Белое платье, зеленые косы,

Семя летучее. (Береза.)

· Зимой и летом одним цветом. (Сосна, ель.)

·

За каждый правильный ответ начисляются 2 очка. Общая сум­ма балов не должна превышать 18 очков.

Конкурс заканчивается рассказом ведущего о тайнах и загадках природы, о растениях и животных, занесенных в Красную книгу.

Во время выступления ведущего комиссия определяет победи­телей конкурса.

Читательская конференция. В условиях коррекционно-развивающего обучения уроки-конференции должны иметь четкие цели и задачи. Проводятся читательские конференции, посвященные неделе детской книги или предметного характера, например «Зо­лотые руки» (8-9-й классы). Конференция длится 35-50 минут, а для учащихся 7-9-х классов - до 1 часа.

Тема конференции определяется с учетом психофизических особенностей конкретной группы воспитанников. Участниками кон­ференции могут быть и воспитатели, они помогают учащимся де­лать обобщения, приучают их логически мыслить, делать выводы.

Конференция завершается выполнением задания. Например, на конференции «Твой учебный день» (5-6-й классы) можно предложить воспитанникам расписать свой день по времени, рас­сказать, что они делали в обозначенное на часах время или какой момент из режима дня больше всего нравится и почему.

Кроме указанных форм работы с учащимися могут быть ис­пользованы: вечера, праздники, экскурсии, дискотеки (старшие школьники).

В воспитательной работе с детьми коррекционной школы VIII вида следует выделить три направления: трудовое, физиче­ское и эстетическое воспитание

В процессе реализации этих направлений решаются очень важ­ные задачи социализации воспитанников, привития им этиче­ских норм и эстетических потребностей, укрепления их здоровья, формирования санитарно-гигиенических умений и навыков. Эти направления воспитательной работы предполагают использова­ние указанных выше форм. Ниже представлено содержание вос­питательной работы по возрастам.

 

Содержание воспитательной работы по возрастам

Физическое воспитание

Направления воспитательной работы Содержание воспитательной работы
7-10 лет
Охрана здоровья и физическое развитие Формирование санитарно-гигиенических умений и навыков
Гигиеническое условие силы и кра­соты тела
Предметы гигиенической помощи
Физические упражнения и их влия­ние на здоровье человека
11-13 лет
Охрана и укрепление здоровья, физическое здоровье Гигиена как условие сохранения здоровья
Физическая культура - обязательный учебный предмет
Использование физических упраж­нений для развития двигательных качеств
Погода и занятия физической куль­турой в различные времена года
Игры и игровая деятельность школь­ников
Плавание - важнейший компонент здорового образа жизни
14-16 лет
Закаливание организма, охрана здоровья, физическое совершенствование Использование различных средств закаливания
Профилактика заболеваний
Мужские привычки, копирование взрослых; польза, вред
Женское поведение, его положительные и отрицательные моменты
Использование видов спортивных занятий с целью физического совершенствования

 

Трудовое воспитание и обучение

 

Направления воспитательной работы Содержание воспитательной работы
7-10 лет
Диагностика трудовых умений, ручной труд Формирование бытовых умений и навыков
Вооружение учащихся навыками самообслуживания
Труд как вид отдыха
Труд как помощь другому человеку
Умственный труд, культура умственного труда (4-й класс)
11-13 лет
Трудовое обучение и воспитание Кем ты хочешь быть?
В труде счастье человека
Физический труд. Основы профессионального труда
Отношение людей к труду
Трудовые нормы жизни: а) помощь взрослых; б) результаты труда
Труд как способ удовлетворения бытовых, учебных, интеллектуальных запросов человека
14-16 лет
Трудовая деятельность как средство развития профессиональной зрелости Трудовое воспитание как средство жизнедеятельности
Профессиональное образование
Выбор профессии с учетом возможностей человека
Трудовая деятельность человека. Законы трудовой чести

 

Эстетическое воспитание (формирование и развитие умений видеть красивое)

Направления воспитательной работы Содержание воспитательной работы
7-10 лет
Человек и окружающий мир Один день природы
Жизнь леса, реки, моря, животных и птиц
Волшебные краски на листе бумаги и в природе
Готовимся к Новому году
Выставка цветов
Добрая музыка
11-13 лет
Человек и окружающий мир. Реальность и жизнь Взаимоотношения в природе
Общение с природой, ценности природы
Музыка (веселая, грустная) и чувства
Красота природы, отражение ее в искусстве, литературе, кино, музыке
Экологические проблемы. Участие школьников в экологической жизни
14-16 лет
«Прекрасное – есть жизнь…» Н.Г.Чернышевский Что и кто нас окружает
Природа - береги ее
Умей слушать, видеть и создавать
Мои любимые песни, музыка
Король вальса (И. Штраус)
Великий живописец (Левитан)

Система работы воспитателя специальной (коррекционной) школы VIII вида определяется «Типовым положением о специ­альном (коррекционном) образовательном учреждении для уча­щихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (1997). В этом документе предъявлены общие требования к учебно-воспитатель­ному процессу. Но поскольку вся система воспитания носит коррекционно-развивающий характер, очень важно разработать пе­дагогический режим для каждой конкретной школы, для каждого конкретного школьника.

Необходимо, чтобы этот режим создавал такие условия воспи­тания, которые способствовали бы ослаблению и преодолению недостатков развития аномального ребенка.

Выделяются два режима: охранительный и щадящий. Первый направлен на нормализацию поведения, сбалансирование эмо­циональных проявлений; второй - на уравновешивание нервных процессов. Условные рефлексы, вырабатываемые в определенных условиях, должны постоянно подкрепляться. Это происходит в процессе обучения и воспитания. В процессе воспитания мы ща­дим нервную систему, а она, получая сильные раздражители, по­могает созданию блока приятных условий для развития охрани­тельного торможения.

К внешним условиям, мешающим реализации охранительного и щадящего режимов, можно отнести:

· частую сменяемость воспитателей;

· завышенные требования к детям;

· резкую и частую смену распорядка дня;

· перевод ученика из одной группы в другую;

· болезненное состояние у ученика - временного или посто­янного характера;

· грубое отношение воспитателя к воспитанникам;

· непонимание воспитанниками требований воспитателя;

· невыполнение учащимися санитарно-гигиенических требо­ваний;

· частое использование порицаний.

Четкое соблюдение режима помогает воспитаннику определить­ся в детском коллективе, планировать свое время, соблюдать ус­тановленную в нем дисциплину.

Создание благоприятных условий для жизни и развития вос­питанников коррекционной школы VIII вида предполагает:

· определение режимных моментов с учетом разных возраст­ных групп (7-10 лет; 11-13 лет; 14-16лет);

· продуманность каждого мероприятия с учетом нагрузки на нервно-физиологическую систему умственно отсталых детей и под­ростков;

· единство требований педагога и воспитателя;

· учет психофизических данных каждого конкретного воспи­танника;

· индивидуальный и дифференцированный подход к учащим­ся в процессе реализации режимных мероприятий;

· соблюдение санитарно-гигиенических требований и двига­тельного режима и т.д.

· Эти требования невыполнимы без соблюдения следующих ус­ловий:

· понимания педагогом задач воспитания;

· определения в соответствии с этими задачами конкретных направлений воспитательной работы;

· знания педагогом особенностей развития психических функ­ций у воспитанника;

· проявления заботы о физическом здоровье воспитанников;

· выбора адекватных методов и средств реализации программы воспитания конкретной группы воспитанников и каждого отдель­ного воспитанника;

· постепенного включения воспитанников в различные виды деятельности, в том числе интеллектуальную и трудовую.

Вся система работы воспитателя определяется Законом РФ «Об образовании», уставом конкретной школы, интерната, детского дома, правилами внутреннего распорядка, программой воспита­ния.

Результаты реализации требований, положений, инструктив­ных рекомендаций должны быть отражены в документации вос­питателя.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Индивидуальные формы организации образовательно-воспитательного процесса | План воспитательной работы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.