Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категории социологии труда и занятости

План

ЛЕКЦИЯ 1. СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ.

МОДУЛЬ № 1.

Донецк

КУРС СОЦИОЛОГИЯ - 2

Э.Н. Давыденко

Имени Михаила Туган-Барановского

Похвала и порицание..

Виды обратной связи (непосредственные)

Выговоры и претензии

Приказы и запреты (ограничение поведения);

Риторические вопросы (привлечение партнера к своим переживаниям);

Виды обратной связи (непосредственные)

Постконфликтная ситуация

Завершение

Кульминация

Экспансия

Инцидент

Предконфликтная ситуация

Приспособление

Избегание

Компромисс

Сотрудничество

Соперничество

Реакция индивида, на которого действуют, или результат действия.

Структура взаимодействия

Взаимодействие складывается из действий.

Ольфакторная система

Визуальный контакт

Организацию пространства и времени коммуникативного процесса,

Пара- и экстралингвистическую,

Оптико-кинетическую,

Понятие о невербальной коммуникации

Представление о вербальной коммуникации

Модель коммуникативного процесса (по Лассуэллу)

Модель коммуникативного процесса (по Лассуэллу)

Структура взаимодействия

Модели коммуникации в общении

Лекция 8.Коммуникативная и интерактивная стороны общения

включает пять элементов:

1.Кто? (передает сообщение) — Коммуникатор

2.Что? (передается) — Сообщение (текст)

3.Как? (осуществляется передача) — Канал

4.Кому? (направлено сообщение) — Аудитория

5.С каким эффектом? — Эффективность коммуникации

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический.

Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы:

Структура взаимодействия

Социальное действие – система, включающая в себя ряд элементов:

действующий индивид;

объект действия или индивид, на которого действуют;

средства или орудия действия;

метод действия или способ использования средств;

Виды взаимодействий
(по Р. Бейлсу)

Виды взаимодействий
(по Р. Бейлсу)

Стратегии взаимодействия:

Процесс развития конфликта:

неправомерные обобщения - "всегда", "никогда", "опять";

ирония, сарказм (вызвать чувство неловкости, стыда);

Кафедра философских наук

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Социология труда и занятости.

Тема 2. Социология управления.

Тема 3. Социология образования.

Тема 4. Социология конфликта.

Тема 5. Гендерная социология.

 

1. Сущность, предмет, объект, функции социологии труда и занятости.

2. Категории социологии труда и занятости.

3. Проблема безработицы.

 

1. Сфера труда всегда была объектом изучения естественных (физиология, психология, эргономика), общественных (философия, история, социология), экономических (политэкономия) наук. Важное место среди них занимает социология труда и занятости.

Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд является основой и непременным условием жизнедеятельности людей, воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества, развиваются как личности-работники, приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют свои знания. Творческий характер труда проявляется в появлении новых идей, прогрессивных технологиях, новых видах продукции, которые в свою очередь ведут к развитию потребностей.

В процессе труда люди вступают в определенные социальные отношения, взаимодействуя друг с другом. Объективной основой взаимодействия людей является общность или расхождение их интересов, близких или отдаленный целей, взглядов

Социология труда и занятости - отраслевая социологическая теория, которая изучает закономерности формирования, функционирования и развития социальных образований (систем, сообществ и институтов) в сфере труда и связанные с ними процессы и явления. Социология труда изучает индивидов и группы, которые заняты в процессе труда, а также их профессиональные, социальные роли и статусы, условия и формы их трудовой деятельности. В рамках социологии труда осуществляются исследования отношений между трудящимися и группами рабочих относительно владения и распоряжения собственностью на средства производства, места труда в жизни личности, отношение к труду, мотивов и ценностей трудовой деятельности, социального самочувствия трудящихся занятых трудовой деятельностью.

Главной социально-экономической проблемой, решением которой сегодня занимается социология труда, является занятость населения, которая не только обеспечивает материальную основу бытия человека, но и оказывает содействие развитию его духовных, моральных качеств. Успешно решенная проблема занятости обеспечивает социальную гармонию в обществе. Нерешенность ее приводит к социальному напряжению, деградации творческих и профессиональных качеств человека. Поэтому программы занятости, будучи направленными на решение проблем как занятого, так и незанятого населения, охватывают прогнозирование дисбаланса на рынке труда; профессиональный отбор, подготовку и переподготовку кадров; предотвращение массовой безработице; стимулирование гибкого рынка труда; стабилизацию кадров на предприятиях и т.п.

Значительная роль в этом принадлежит социологии труда, рекомендации которой являются немаловажными во время разработки программ занятости население, которые большей частью охватывают такие вопросы:

- стабилизация сферы труда;

- создание дополнительных рабочих мест;

- внутриотраслевое и территориальное перераспределение работников;

- профессиональная ориентация, переподготовка и повышение квалификации работников;

- социальная защита работников;

- организация общественных работ и временной занятости;

- управление программой и контроль за ее выполнением.

Социология труда активно участвует в подготовке и реализации средств социальной защиты работников. Раньше эти вопросы в нашей стране отображались в планах экономического и социального развития предприятий, со временем - в коллективных договорах между работниками и администрацией. Для обеспечения эффективности такого договора социологи должны сначала изучить потребности и интересы работников в производственной и непроизводственной сферах, выработать вместе с другими службами мероприятия по их удовлетворению. Определенную роль играет социология труда в организации контроля, реализации коллективного договора и выяснении его эффективности.

Традиционно социология проявляет заинтересованность условиями работы. Хотя до недавнего времени она большей частью занималась не исследованием объективных условий работы и их влияния на работников, а изучением отношения работников к разнообразным аспектам производственной ситуации, проникаясь тем, насколько удовлетворяют составные процесса работы (условия, организация работы, заработная плата, и т.п.) их интересы и потребности.

Актуальным направлением социологии труда является внедрение на предприятиях научного менеджмента. Осложнение социально-экономических условий работы, распространение и углубление самостоятельности предприятий, развитие рыночного отношения требуют внимательного отношения к проблемам регулирования трудового поведения, формирование трудовой мотивации, стимулирование работников. Соответственно перед социологией стала задача изучения потребностей и интересов работников и изготовление на этой основе эффективной системы материальных, социальных, социально-психологических стимулов.

Социология труда активно влияет на решение проблем адаптации работников к новым условиям работы, связанных с обновлением экономических отношений, внедрением современных технологий, изменением социально-психологических отношений между работниками. В сфере ее исследований - особенности приспособления к внешней среде разных по уровню образования, специальности и другими параметрами категорий работников, а также факторы, которые положительно влияют на этот процесс.

Исследование, прогнозы, рекомендации социологии труда касаются не только отдельных предприятий. Весьма важным есть функционирование ее на макроуровне, в формировании государственных программ относительно определенных аспектов или комплекса проблем в сфере труда и занятости в области, регионе, государстве. Ведь научно выверенная, рациональная государственная политика есть необходимой предпосылкой эффективного воплощения конкретных рекомендаций на каждом предприятии.

Чаще всего социология труда принимает участие в разработке таких проблем:

- диагностика процессов в трудовых коллективах;

- изучение социального самочувствия работников;

- установление обратной связи между руководителями и работниками для принятия научно обоснованных решений, нейтрализации трудовых конфликтов;

- изучение деловых и личных качеств руководителей предприятия;

- организация деловых игр, тренингов для развития профессиональных навыков работников предприятий, формирование эффективного стиля руководства;

- участие в изготовлении имиджа руководства;

- участие в маркетинговых исследованиях. Результатом ее исследований активно руководствуются как разнообразные социальные, общественно-политические области знаний, так и экономическая, политическая, социальная наука и практика.

Для сбора и анализа информации в социологии труда широко используются социологические методы, такие как наблюдение, опрос, анализ производственной документации, социальный эксперимент и др. Для обработки собранной информации и выявления социальных закономерностей используются статистические методы математической статистики, графические изображения и экономико-математические методы.

Труд - основа функционирования и развития человеческого общества. Его социальная сущность обусловлена несколькими факторами. Во-первых, он является процессом взаимодействия человека и природы, в котором человек своей деятельностью опосредствует, регулирует обмен веществ между собою и природой. Во-вторых, человек, влияя на природу, используя и изменяя ее для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, не только создает материальные и духовные блага, а и изменяет собственную природу, развивает способности и склонности, вырабатывает социально необходимые качества, формирует себя как личность. Труд есть фундаментом, на котором базируются социальные процессы, формируются социальные отношения. Он изменяет положение, формирует социальный и профессиональный портрет личности.

Труд - не только экономическая, но и социологическая категория, поскольку в процессе труда рабочие вступают в определенные социальные отношения, взаимодействуя друг с другом. Для большинства рабочих труд является средством самовыражения и самореализации своего трудового и человеческого потенциала, средством достижения определенного социального статуса в трудовом коллективе и в обществе.

Собственники средств производства (работодатели), организуя и осуществляя трудовой процесс, реализуют свой предпринимательский потенциал в целях получения дохода в качестве прибыли. Поэтому камнем преткновения является доход от трудовой деятельности, доля этого дохода, которая разделяется между участниками социально-трудовых отношений. В этом заключается противоречивый характер общественного труда.

Объектом социологии труда и занятости является труд как общественно значимое явление, предметом - структура и механизмы социально-трудовых отношений, социальные процессы в сфере труда, законы и закономерности процесса труда.

Особенности социологического изучения труда состоят в первую очередь в системности и комплексности исследования социальных и социально-психологических явлений в сфере труда (с учетом образа жизни, других факторов, которые влияют на трудовую деятельность человека).

Социология труда и занятости выполняет ряд функций.

1. Теоретико-познавательная функция. Состоит в исследовании социальных явлений, процессов в сфере труда, выяснении роли труда в жизни современного общества и человека, анализе рынка труда как регулятора мобильности трудовых ресурсов, изучении социально-профессиональной структуры общества, поиска путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника и т.п..

2. Прогностическая функция. Проявляет себя в изготовлении коротко- и долгосрочных прогнозов относительно тенденций функционирования социально-трудовых отношений, социальных процессов в сфере труда.

3. Исследовательская функция. Суть ее - в исследовании социальных проблем в сфере труда: отношение рабочих к работе, поведения на рынке труда работодателей и нанимаемых работников, особенностей трудовой мотивации, трудовой адаптации молодежи и т.п.

4. Информационная функция. Оказывает содействие получению по результатам социологических исследований необходимой информации для решения социальных проблем и противоречий, которые сопровождают трудовую деятельность человека.

5. Управленческая функция. Стрежнем ее является формирование социальной политики в сфере труда, создании системы социальных гарантий, социальной защиты работающих, разработке научно обоснованных программ социально-экономического развития трудовых коллективов, организаций.

6. Социально-технологическая функция. Связана с разработкой и внедрением в жизнь социальных технологий, направленных на регулирование процессов адаптации, развития профессиональной карьеры работников, формирование социально-психологического климата в коллективе, решение конфликтных ситуаций.

7. Мировоззренческая функция. Призвана формировать у субъектов производственной деятельности социологический взгляд на современную сферу труда.

Реализуя свои функции, социология труда и занятости взаимодействует со многими социологическими и несоциологическими областями знаний, которые в свою очередь исследуют социальные аспекты труда.

Сущность труда как социального явления обнаруживается в ее функциях, главнейшими из которых есть:

- производственная, которая обнаруживается в создании материально-культурных благ, обеспечении общества предметами и услугами;

- социально-восстановительная, обеспечение жизнедеятельности, материального благосостояния работников и их семей за счет заработной платы и других видов вознаграждения;

- социально-дифференциальная, которая проявляется в существенных отличиях социальных черт работников, обусловленных социально-экономической неоднородностью работы. Это есть предпосылкой социальной неоднородности в обществе, формирование социальной структуры предприятия, общества вообще;

- статусная, которая, будучи тесно связанной из социально-дифференциальной, обусловленная неодинаковым значением в обществе разных видов труда;

- формирование личности. Обнаруживается в том, что прогресс производства может обеспечивать свободное развитие сущностных сил личности, которая зависит от материально-технической базы, системы образования, профессионального обучения и т.п. Работа должна стать сферой самореализации, самоутверждение человека;

- ценностная, сущность которой состоит в формировании у работников ценностных установок, мотивационной сферы, жизненных целей и планов на будущее.

 

 

Основными категориями социологии труда и занятости являются "характер работы", "содержание работы", "условия работы", "рынок работы", "занятость", "безработица", "мотивация", "адаптация", "социально-психологический климат", "социальный конфликт" и т.д.

Характер труда - социальная сущность труда как общественно значимого процесса.

Характер труда определяется особенностями производственных отношений и социально-экономическим положением участников общественного производства. Он дает возможность выяснить связь между индивидуальной и общественной работой, способы взаимодействия рабочих со средствами труда, механизм включения индивидуальной работы в общественную, взаимосвязь между отдельными видами работы, тип взаимоотношений участников процесса работы. Показателями характера труда есть форма собственности, отношение работников к средствам производства и своей работе, распределительные отношения, социальные отличия. Соответственно, по этим критериям выделяют такие виды труда: общественный и частный, свободный и подневольный, "на себя" и "на кого-то", добровольный и принудительный.

Содержание работы - обобщенная характеристика процесса работы, которое учитывает разнообразные функции работы, виды трудовых операций, деление производственной деятельности по областями, физические и интеллектуальные нагрузки участников процесса труда, степень самостоятельности работника в регулировании последовательности трудовых операций, наличие или отсутствие новизны, творчества, сложность, техническую оснащенность работы и т.п..

Содержание и характер труда тесно связанны между собой, характеризуют конкретный вид трудовой деятельности с двух сторон, гранича, и частично накладываясь друг на друга.

Главным фактором содержания работы есть развитие материально-технической базы производства, внедрение достижений научно-технического прогресса. При этом изменяется структура трудовых действий: функции непосредственного влияния на предмет работы переходят от рабочего к машине, возрастают затраты рабочего времени на управление и техническое обслуживание оснащения, частица сложной квалифицированной работы; усовершенствуется его содержательность, актуализируются самостоятельность и ответственность работников.

По смыслу различают такие виды работы: простые и сложные, творческие и репродуктивные, физические и умственные, ручная и механизированная и т.д. Простая работа - выполнение простых трудовых операций, для которых достаточно производственного инструктажа и не нужно специального обучения. Сложная работа требует соответствующей квалификации, связанная с дополнительными затратами на обучение работника. Творческая работа предусматривает постоянный поиск новых решений, активного развития самостоятельности и инициативности. В репродуктивной работе значительная часть функций повторяется, ее особенностью есть повторяемость способов достижения результатов. Физическую работу характеризует непосредственное взаимодействие человека с средствами работы, его включение в технологический процесс. Умственному труду присущие информационные, логические, творческие элементы, отсутствие прямого взаимодействия работника с средствами работы. Ручная работа предусматривает прямое действие работника на предмет работы, не требует сложных инструментов, приборов.

Работников механизированных производств классифицируют на такие категории:

- работники, занятые наблюдением за работой автоматизированных агрегатов и машин;

- работники, которые выполняют работу с помощью машин и механизмов;

- работники, которые выполняют ручные операции при машинах и механизмах.

Условия работы - совокупность факторов, которые влияют на трудоспособность и здоровье работника.

Эта категория охватывает социально-экономические, санитарно-гигиенические, организационные и социально-бытовые условия работы. К социально-экономическим условиям приналежат продолжительность рабочего времени и рабочего года, оплата и стимулирование работы, квалификационная, профессиональная и общеобразовательная подготовка работников. Санитарно-гигиенические условия - это температурный режим, загазованность, загрязненность воздуха, освещение, шум, вибрация и т.п.. Организационные условия характеризуют рабочий режим работы, обеспечение материалами, сырьем и инструментами. К социально-бытовым условиям належат обеспечения работников бытовыми помещениями, столовыми, медицинским и санаторно-курортным обслуживанием и т.д.

Рынок труда - определенная система общественного отношения, которые согласовывают интересы работодателей и наемных рабочих.

Особенность функционирования рынка труда состоит в регулировании им экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы; в согласовании экономических, социальных и профессиональных интересов работников с учреждениями и службами, которые занимаются проблемами занятости население, нормативной базой (системой трудового законодательства), государственными и местными программами в области работы и занятости и т.п.; содействии удовлетворения потребностей разнообразных слоев население.

Главными составляющими рынка труда является совокупность предложений, которые охватывают всю нанимаемую рабочую силу, и совокупность спроса, который характеризует общую потребность экономики в рабочей силе. Сегмент рынка труда, который образуется на стыке предложений рабочей силы со спросом на нее, имеет название удовлетворенного спроса рабочей силы. Сегменты, которые не пересекаются, образовывают текущий рынок, который состоит из открытого рынка работы (экономически активного населения, которое ищет работу и требует профессиональной подготовки, переподготовки, а также вакантных рабочих мест во всех секторах экономики) и скрытого рынка работы (работников, которые формально занятые в экономике, но по разнообразным причинам - сокращение производства, штатов, изменения их структуры - могут быть уволены).

Главными субъектами рынка труда являются работодатели и нанимаемые работники. Работодателями, соответственно форме собственности, могут быть государственные предприятия, акционерные общества, общественные организации, частные предприятия, индивидуальные собственники, хозяйственные ассоциации и т.п. Нанимаемые работники - свободные трудоспособные лица, для которых работа по найму является главным источником существования. Их характеризуют разнообразные признаки: возраст, пол, квалификация, профессиональные качества, социальный статус.

Нормальное функционирование механизмов рынка труда зависит от системы отношений, которая состоит из таких основных компонентов:

- отношения между работодателями и наемными рабочими;

- отношения между субъектами рынка работы и представителями профсоюзов, служб занятости и т.п.;

- отношения между субъектами рынка работы и государством.

К функциям рынка труда относятся:

- создание условий для долгосрочных отношений между работодателями и работниками;

- решение проблемы занятости население;

- трудоустройство безработных путем перераспределения рабочей силы между областями и сферами производства;

- обеспечение конкуренции между работодателями и работниками;

- регулирование отношений между работодателями и работниками по поводу стоимости рабочей силы, условий работы, профессиональной подготовки и переподготовки;

- правовая и социальная защита работодателей и работников.

Полноценное функционирование рынка труда возможно при развитой инфраструктуре, к которой принадлежат государственные учреждения, негосударственные структуры, которые оказывают содействие занятости населения, общественные организации и фонды, кадровые службы предприятий и организаций, призванные обеспечивать эффективное взаимодействие между предложением и спросом рабочей силы.

Занятость населения - деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, которая есть источником дохода.

Категория "занятость" характеризуется экономическим (возможность индивида своей работой обеспечить собственное благосостояние и вместе с тем оказывать содействие возрастанию эффективности производства), социальным (формирование и духовное развитие личности) и демографическим (взаимосвязь занятости с половыми, возрастными характеристиками населения, его структурой) содержанием.

Формы занятости классифицируют:

- по социально-экономическим (формы собственности и хозяйства, социальный состав населения);

- и организационно-экономическим (продолжительность и режим рабочего времени, характер занятости: постоянная или временная; полная или частичная; основным (первичным) и дополнительным (вторичным) критериям.

Различают также полную, продуктивную, свободно избранную, формальную формы занятости. В государствах с социально-рыночной экономикой распространена гибкая занятость (временная работа, на дому, деление рабочего места между двумя и больше работниками, сокращенная рабочая неделя и т.п.).

Занятость в Украине имеет свои особенности, которые порождены бывшей командно-административной системой, а также современными трансформационными проблемами:

а) значительные масштабы нерегламентированной (неформальной) занятости;

б) скрытая безработица;

в) низкая цена рабочей силы.

Политику Украины в сфере занятости регламентирует Закон "О занятости населения" (01.03.1991г.), что определяет правовые, экономические и организационные основы занятости население, его защиты от безработицы, а также социальные гарантии со стороны государства в реализации гражданами права на работу, направленные на утверждение эффективной модели свободно избранной полной занятости.

Социология труда изучает и субъективные характеристики труда: отношение к труду, мотивацию трудовой деятельности, социально-психологический климат в коллективе, трудовую адаптацию и т.п.

Отношение к труду - связь между работником и обществом, работником и работой относительно производства и распределения материальных и духовных благ.

В этом понятии синтезировано несколько типов отношений: отношение к работе как общественной ценности, отношение к своей профессии, отношение к конкретным условиям, в которых происходит работа. Это предопределяет сложную структуру понятия "отношение к труду", которое есть единством трех элементов: мотивов труда, реального трудового поведения и вербальной (выраженного с помощью языка) оценки трудовой ситуации. Мотивационный элемент отношения к труду связанный с трудовыми мотивами и установками, которыми руководствуется работник в трудовой деятельности. Элемент реального трудового поведения - с трудовой активностью работника и обнаруживается в его трудовом поведении: эффективном выполнении производственной задачи, его качества, участия в техническом творчестве, овладении передовыми средствами труда, экономии сырья, материалов, объединении нескольких профессий, инициативности, ответственности, дисциплинированности. Элемент вербальной оценки характеризует уровень удовлетворенности производственными условиями (размером заработной платы, содержанием и условиями работы, взаимоотношениями с руководством и сослуживцами и т.п.) и касается внутреннего состояния работника, эмоционального восприятия им трудовой деятельности, особенностей трудовой ситуации.

Мотивация трудовой деятельности - внутреннее побуждение к трудовой деятельности с целью достижения определенных целей, заинтересованность в такой деятельности.

Изучение трудовой мотивации имеет большое научно-практическое значение, поскольку дополняет структуру личности. Во время перехода к рыночным отношениям и формирования работника нового типа эта проблема стала практической. Социологический анализ мотивационной сферы и мотивационного регулирования человеческого поведения предусматривает выяснение содержания компонентов мотивации, форм и механизмов трансформации мотивационного фактора в конкретное поведение.

Мотив (лат. motus - движение) - сознательный побудитель поведения и деятельности человека, направленный на удовлетворение разнообразных (материальных, социальных, духовных) потребностей.

Совокупность мотивов создает мотивационную сферу личности, которая имеет иерархическую структуру и зависит от конкретных трудовых ситуаций. Среди них - выбор профессии, места работы, повседневная работа на предприятии, конфликтные ситуации, изменение места работы или профессии. Мотивационный процесс есть постоянным поиском альтернатив обоснование и выбора конкретного поведения.

Трудовые мотивы разделяют на несколько групп.

1. Мотивы, которые касаются выбора профессии и места работы. Это наибольшая группа, к которой належат материальные мотивы, мотивы смысла работы, престижа и т.п..

2. Мотивы, связанные с реализацией личностью усвоенных норм и ценностей. В этой связи выделяют мотивы относительно реализации значимых ценностей общества (общественные, нравственно-патриотические и т.п.); трудового поведения, связанные с усвоением норм и ценностей конкретного трудового коллектива (коллективной солидарности, принадлежности к определенному коллективу и т.п.); реализации групповых норм (соблюдение стандартов группового поведения, профессиональной солидарности, деловое общение и т.п.).

3. Мотивы, связанные с выбором и обоснованием альтернатив жизненного цикла работника. К ним относят мотивы социальной и профессиональной мобильности, преодоление статусно-ролевого и социально-психологического дискомфорта и т.п.

В своей теории Ф. Герцберг выделил в качестве доминирующих мотивов:

- продвижение по службе,

- ответственность за собственные действия,

- принятие управленческого решения,

- достижение общей цели.

Трудовые мотивы выполняют разнообразные функции:

- ориентирующая - обнаруживается в способности мотива направлять поведение работника в ситуацию, в которой есть возможность выбора;

- смыслообразующая - мотив определяет субъективную значимость поведения работника, формирует индивидуальное содержание;

- регулирующая - мотив предает поведению личности общественный или личностный характер;

- побудительная - мотив есть внутренним побудителем активности лица;

- мобилизующая - реализуется при условии, что мотив мобилизует силы работника для важной деятельности;

- обосновывающая - обнаруживается в объяснении человеком с помощью мотива своих поступков.

Соответственно целям и задачам в трудовом коллективе складываются свои социальные ценности и нормы, формируются требования к уровню образования, квалификации, индивидуальных характеристик работника. Вместе с тем человек, который приступает к труду, имеет собственные жизненные цели, потребности, ценности, стандарты поведения и т.п., предъявляет встречные требования относительно характера, организации, условий, оплаты работы, возможностей профессионального роста. В процессе трудовой деятельности и происходит взаимодействие работника и коллектива, их адаптация - приспособление друг к другу.

Трудовая адаптация - социальный процесс усвоения личностью новой трудовой ситуации вследствие активного взаимодействия личности и трудовой среды.

Она содействует стабильности, сплоченности коллектива, созданию в нем условий для самовыражения и самореализации личности, развития ее творческих способностей, социализации молодых. Выделяют несколько видов трудовой адаптации.

Физиологическая адаптация. Состоит в приспособлении работника к организационным (переменчивость, распорядок) и санитарно-гигиеническим условиям работы.

Профессиональная адаптация. Обнаруживается в овладении профессиональными умениями и привычками, формировании профессионально необходимых качеств, развития стойкого положительного отношения работника к своей профессии. Главным показателем профессиональной адаптации есть скорость и качество освоения работником своей специальности.

Социально-психологическая адаптация. Суть ее в ознакомлении работника с членами коллектива, особенностями межличностных отношений, усвоении традиций и ценностей, требований коллектива. Показателями ее есть установление положительных взаимоотношений с коллегами, руководством и т.п.. Это общее расположение духа постепенно утверждается, приобретает относительную самостоятельность, начинает активно влиять как на индивидуальное расположение духа и эффективность функционирования отдельного работника, так и на коллективное расположение духа и результативность работы, которая свидетельствует о наличии в коллективе определенного социально-психологического климата.

Социально-психологический климат - относительно устойчивое и типичное для определенной группы общее эмоциональное расположение духа, которое формируется в процессе общей трудовой деятельности коллектива, в общении между людьми.

На его формирование влияют три группы факторов:

- макросреда (общественно-экономический порядок, социально-экономические условия жизни человека, характерный для данного общества социальное расположение духа);

- мезофакторы (особенности больших групп общества, которые различаются по возрасту, социальному положению, национальности, региону проживания и т.п.);

- микрофакторы - факторы местного (локального) характера: производственные (содержание, характер, уровень организации, условия работы), социальные (система оплаты, стимулирование работы, организация общественного жизнь, система информирования членов коллектива и т.п.), социально-психологические (стиль и методы руководства, взаимоотношения в коллективе), психологические (особенности отдельных членов коллектива).

Показатели социально-психологического климата разделяют на объективные и субъективные. К объективным принадлежат производственные показатели, которые свидетельствуют, насколько климат влияет на выполнение коллективом главных задач. Группу субъективных показателей составляют удовлетворенность работой и разными факторами производственного окружения, стабильность коллектива (реальная и потенциальная), удовлетворенность отношениями с коллегами ("по горизонтали") и руководством ("по вертикалу"), уровень и частота конфликтов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ошибки каузальной атрибуции | Типы социально-трудовых отношений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.