Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учет затрат на сырье и основные материалы




Характеристика системы позаказного учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) (система позаказной калькуляции — ПЗК)

Классификация затрат для целей планирования, контроля и регулирования

Классификация затрат для целей принятия решений

Классификация затрат для целей калькулирования себестоимости продукции и оценки материально-производственных запасов

Затраты и цели их классификации

Затраты в управленческом учете играют особую роль. Менеджерам предприятия разных уровней требуется информация о затратах для исчисления различных показателей прибыли, в том числе маржинальной, себестоимости запасов, выборе политики технического перевооружения, мотивации и др. Для принятия решений по оперативному, тактическому и стратегическому управлению данных финансового бухгалтерского учета недостаточно.

"Разные затраты - для разных целей" - исходный принцип, положенный в основу организации управленческого учета.

Главная цель классификации затрат в управленческом учете заключается в удовлетворении информационных потребностей внутренних пользователей - менеджеров разных уровней управления.

Сведения о затратах нужны менеджерам практически на всех этапах разработки и реализации управленческих решений:

✔ при выборе проблемной ситуации и постановке цели;

✔ сборе информации для изучения существа вопроса; разработке альтернатив решений;

✔ при мониторинге выполнения управленческих решений.

Что касается терминологии в определении понятий: "затраты", "расходы" и "издержки" будем придерживаться следующего:

Затраты - это показатель прошлой или будущей способности поступиться экономическими ресурсами в интересах достижения определенной цели.

Расходы - это затраты, которые в данный период времени в ходе хозяйственной деятельности приводят к изменению активов организации и служат для получения соответствующих доходов.

Понятие "издержки" оставим для экономической теории и предприятий торговли и общественного питания.

Существуют разные способы измерения и группировки затрат. Анализ подходов классификациям затрат показал, что группы затрат целесообразно объединять по трем направлениям:

1) сбор информации о затратах для целей калькулирования себестоимости и оценки материально-производственных запасов;

2) сбор информации о затратах для принятия ситуационных оперативных, тактических и стратегических решений;

3) сбор информации о затратах для целей планирования, контроля и регулирования.

В каждом из перечисленных выше трех направлений​ в свою очередь, происходит дальнейшая детализация затрат в зависимости от целей управления.

 

Цель классификации/ Направление учета затрат Вид классификации/ Принцип классификации Наименование затрат
Калькулирование себестоимости и оценка иатериально-производственных запасов По участию в формировании прибыли - Входящие - Истекшие
  . По включению в себестоимость - Инвентаризируемые - Расходы периода
  По участию в процессе производства - Производственные - Непроизводственные
  По элементам - Материальные затраты - Затраты на оплату труда - Отчисления на социальные нужды - Амортизация - Прочие
  По экономической роли в процессе производства - Основные - Накладные
  По отношению к объекту затрат - Прямые - Косвенные
  .По отношению к двигателю затрат) - Постоянные - Переменные
Принятие решений По отношению к двигателю затрат - Постоянные - Переменные
  По влиянию, оказываемому на решение - Значимые - Незначимые
Планирование, контроль и регулирование По степени регулируемости - Регулируемые - Нерегулируемые
  По степени контролируемости - Контролируемые - Неконтролируемые
  По типу показателей - Фактические - Сметные (бюджетные) - отклонение

 

 

По функциям деятельности предприятия в системе управления производством затраты подразделяются на снабженческо-заготовительные, производственные, коммерческо-сбытовые и организационно-управленческие.

Деление затрат по функциям деятельности позволяет определять величину затрат в разрезе подразделений каждой сферы, что является одним из важнейших условий организации внутрихозяйственного расчета. Непосредственное управление и контроль за хозрасчетной деятельностью этих подразделений осуществляется путем учета и обобщения затрат по местам их возникновения (центрам затрат) и центрам ответственности. Для определения и оценки себестоимости продукции целесообразно было бы увязать учет затрат по видам и местам возникновения с учетом затрат по их носителям: видам продукции, работ, услуг.

По участию в формировании прибыли

Входящие - это средства, ресурсы, которые были приобретены, имеются в наличие, и, как ожидается, должны принести доход в будущем. В балансе они регистрируются как активы.

Если эти средства (ресурсы) были израсходованы для получения доходов и потеряли способность приносить доход в дальнейшем, то они переходят в разряд истекших, что отражается на результате деятельности организации (пассив баланса).

По включению в себестоимость

Инвентаризируемые (продуктовые, затраты на продукт, включаемые в себестоимость) включаются в оценку готовой продукции и незавершенного производства.

Затраты периода (расходы периода) не учитываются при оценке запасов и рассматриваются как расходы, приходящиеся на период, в котором они были понесены (управленческие и общие, коммерческие).

По участию в процессе производства

К производственным затратам относят:

✔ основные материалы;

✔ труд основных рабочих;

✔ производственные накладные расходы.

К непроизводственным непроизводственные накладные расходы (управленческие и коммерческие).

По экономической роли в процессе производства

Основные затраты -затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства.

В нашей стране многие десятилетия использовался критерий технологической зависимости при разделении затрат на основные и накладные. Накладными считались расходы, не связанные с технологией производства. Применение данного критерия привело к возникновению некоторых теоретических проблем в области бухгалтерского учета. В частности оставался открытым вопрос о взаимосвязи РСЭО с технологическим процессом производства. Полемику вызывало и предложение отнести коммерческие расходы (расходы на продажу) в состав накладных. Наиболее распространенный вариант деления расходов на основные и накладные представлен в табл.

 

Виды расходов Состав расходов
Основные Прямые расходы: на материалы на оплату труда   Эксплуатационные расходы (РСЭО)
Накладные Общепроизводственные (цеховые) расходы Общехозяйственные расходы Расходы на продажу (коммерческие)  

 

Изменения, которые произошли за последнее время в теории и практике отечественного бухгалтерского учета, потребовали новой формулировки термина «накладные расходы». По нашему мнению, необходимо отказаться от трактовки накладных расходов в промышленности только как затрат, которые не зависят от технологии производства. Более целесообразно рассматривать их как затраты в сфере обслуживания производства, управления и сбыта.

В мировой учетной практике под накладными расходами понимаются непрямые затраты, т.е. совокупные (валовые затраты) за минусом прямых расходов на материалы и прямых расходов на оплату труда.

Группировка накладных расходов может быть представлена таким образом.

1. Производственные накладные расходы (косвенные затраты на материалы, косвенные затраты на рабочую силу (заработная плата управленческого персонала производственных подразделений: руководителя и сотрудников производственного отдела инспекторов, начальников участков, мастеров, бригадиров, вспомогательных рабочих, уборщиков производственных помещений, расходы на отопление, освещение, ремонт и амортизационные отчисления, ремонт зданий и оборудования, страхование имущества, занятого в процессе производства и т.п.). Аналогом производственных накладных расходов являются «Общепроизводственные расходы» счет 25, которые включают в себя РСЭО счет 25/1 и общецеховые счет 25/2.

2. Непроизводственные накладные расходы:

✔ административные и общие расходы: заработная плата управленческого и прочего общего персонала, расходы на связь, почтовые, амортизация зданий и оборудования офиса, расходы на ткущий ремонт и содержание офиса, на страхование оборудования офиса, аренда офиса, охрана предприятия и т.п.); аналогом данных расходов являются «Общехозяйственные расходы» счет 26;

✔ расходы на продажу: расходы, связанные с реализацией продукции: транспортные расходы, реклама, заработная плата персонала, занятого в процессе продажи, амортизационные отчисления, ремонт и содержание объектов основных средств, обслуживающих процесс продажи и т.п. Аналог — «Коммерческие расходы» счет 44.

По отношению к объекту затрат

Объект затрат - это тот объект, по которому требуется произвести измерение затрат (выпускаемая продукция, структурное подразделение, рекламная компания и т.д.).

Прямые – затраты, которые можно прямо и непосредственно отнести на данный объект затрат экономически оправданным способом.

Косвенные - затраты, которые нельзя отнести прямо и непосредственно на определенный объект экономически оправданным способом.

В зависимости от двигателя затрат

Двигатель затрат (cost driver) - любой фактор, который оказывает влияние на затраты.

При калькулировании себестоимости объектом затрат является продукция, произведенная или реализованная в течение отчетного периода, Двигателем затрат является количество произведенной (реализованной) продукции.

Постоянными затраты (fixed cost) в общей сумме не изменяются при изменении двигателя затрат в течение определенного периода времени и в определенном значащем интервале (обычно отдельный плановый период), но рассчитанные на единицу (удельные) изменяются при изменении двигателя затрат.

Значащий интервал (иногда используется термин "область релевантности") - это интервал значений двигателя затрат, в котором отношения между двигателем и затратами остаются закономерными.

Переменные затраты (variable cost) в общейсумме изменяются прямо пропорционально изменению двигателя затрат в течение определенного периода времени в определенном значащем интервале, а рассчитанные на единицу (удельные) представляют собой постоянную величину.

Некоторые затраты не имеют отношения ни к объемам производства, сбыта или к основным мощностям предприятия. Уровень таких затрат (расходов) устанавливается решением руководства, Таким же решением они могут быть увеличены, сокращены или вообще устранены. В управленческом учете такие затраты называются дискреционными (затраты на рекламу, на подготовку и переподготовку кадров и т.д.)

Помимо чисто переменных и чисто постоянным затраты бывают полупеременными и полупостоянными.

Значительная часть затрат (полупеременные) состоит из переменной и постоянной части (например, затраты на ремонт оборудования: планово-предупредительный ремонт - постоянная часть; при увеличении объема производства - выше загрузка оборудования и износ отдельных его частей (переменная часть).

Рассмотрим поведение удельной себестоимости при изменении двигателя затрат (объема производства).

 

Объем производства, ед. Совокупные постоянные затраты, д.е. Совокупные переменные затраты, д.е. Удельные переменные затраты, д.е. Удельные постоянные затраты, д.е. Удельная себестоимость, д.е.
      0,1   1,1
      0,1 0,2 0,3
      0,1 0,1 0,2

Принятие решения - это процесс выбора курса действий из двух или более альтернативных вариантов для достижения поставленной цели.

В системе учета затрат на производство калькулируется фактическая себестоимость продукции, т.е. учитываются фактические затраты для оценки себестоимости произведенной продукции, запасов и полученной прибыли.

Принятие решений в отличие от калькуляции себестоимости — это процесс, направленный в будущее. Поэтому фактические затраты в управленческом учете важны в той степени, в которой они могут быть использованы для анализа деятельности и планирования будущих затрат и доходов.

Таким образом, для принятия решений необходима информация о будущих (ожидаемых) затратах и будущих доходах.

По влиянию, оказываемому на решений

В основе принятия решений лежит принцип значимости затрат.

В соответствии с ним все затраты и доходы должны быть проанализированы с точки зрений их отношения к решаемому вопросу​ проблеме. В этом случае все затраты и доходы определяются как:

значимые, принимаемые в расчет (релевантные);

незначимые, не принимаемые в расчет (нерелевантные).

Значимые доходы и затраты всегда - доходы и затраты, ожидаемые в будущем, которые изменяются в зависимости от принятого решения.

Незначимые — это те затраты и доходы, которые не зависят от принятого решения, остаются неизменными.

Рассмотрим пример. Предприятие несколько лет назад закупило сырье на сумму 100 тыс.д.е. Оказалось, что использовать в будущем или реализовать это сырье не представляется возможным. Наконец на это сырье (т.е.продукцию из него) поступил всего один заказ, при этом покупатель готов платить за него не больше 250 тыс.д.е.; дополнительные расходы на переработку в необходимую продукцию составляют 200 тыс.д.е. Целесообразно ли принять такой заказ?

Приблизительный расчет показывает, что затраты на выполнение заказа составят:

100 тыс.д.е. + 200 тыс.д.е. = 300 тыс.д.е.

Доход (выручка) — 250 тыс.д.е.

Убыток составляет 50 тыс.д.е. (250 тыс.д.е. - 300 тыс.д.е.)

Однако это не совсем так и мы имеем 2 варианта решения:

Затраты/доходы Вариант 1 (не принимаем заказ) тыс.д.е. Вариант 2 (принимаем заказ) тыс.д.е.
Сырье   100 — незначимые (вне зависимости от того будет принят заказ или нет, сумма затрат на сырье останется неизменной
Переработка - 200 — значимые затраты (принимаются во внимание, т.к. возникают только в случае принятия решения)
Доходы - 250 — значимый доход (возникает только в случае принятия решения)
Результат (чистые затраты) 50 — уменьшились на 50 тыс.д.е.(Сравниваем только принимаемые в расчет затраты (значимые) с доходом, который мы получаем в результате принятия заказа (значимым),

Следовательно, заказ следует принять, убедившись, конечно, что получить более выгодные заказы невозможно.

В рамках не принимаемых в расчет затрат можно выделить безвозвратные затраты или затраты истекшего периода. Под ними понимается стоимость уже приобретенных ресурсов, когда выбор в пользу какой либо альтернативы не может повлиять на сумму данных затрат. Это затраты, которые возникли в результате ранее принятого решения и не могут быть изменены никаким решением в будущем. Затраты на материалы (100 тыс.д.е.), нужда в которых отпала, как раз и являются примером безвозвратных затрат.

К категории безвозвратных затрат относится также остаточная стоимость амортизируемого имущества.

Пример. Станок стоимостью 100 тыс.д.е. Был приобретен 4 года назад. Срок полезного использования — 5 лет. Амортизация начислялась линейным способом. Остаточная стоимость — 20 тыс.д.е.? Какое бы решение мы не приняли (продолжать использовать, продать, передать безвозмездно, в уставные капиталы других предприятий), остаточная стоимость все равно будет списана. Эта величина затрат никак не может быть изменена будущим решением.

Безвозвратные затраты не учитываются при принятии решения, но между этой категорией и категорией непринимаемых в расчет, есть различия, так как не все не принимаемые в расчет затраты являются безвозвратными.

Например. При сравнении двух альтернативных способов производства затраты на основные материалы могут быть одинаковыми для обоих вариантов и, таким образом, затраты на основные материалы можно отнести в категории не принимаемых в расчет, но они не будут безвозвратными в данном случае, так как они будут понесены в будущем.

Среди значимых, т.е. принимаемых в расчет, можно выделить:

инкрементные (приростные) затраты и доходы;

вмененные затраты.

Инкрементные затраты / доходы — это разница между общими доходами и общими затратами, сопряженными с тем или иным решением.

Инкрементные затраты/доходы определяются при выборе из 2-х или более вариантов.

Приведем расчет, который является выдержкой из программы сбыта торгового предприятия.

(тыс.д.е.)

Показатели Текущий год   Прогноз на следующий год Значимые затраты/доходы
Выручка (доход) от реализации 100000 ед.товара по цене 7 д.е. за ед.      
Торговые издержки:      
- реклама     (40)
- заработная плата работников сбыта     (80)
- командировочные расходы агентов     -
- аренда помещений      
Итого инкрементный результат     26 (прибыль)

Тема проходящего собрания директоров: обсуждение и принятие программы сбыта на следующий год. На повестке собрания директоров стоит вопрос о создании нового региона сбыта. При этом ожидается:

✔ рост расходов на рекламу — 20%;

✔ дополнительный прием двух продавцов с заработной платой — 40 тыс.д.е. в год;

✔ рост сбыта на новой территории — 20000 ед.;

✔ есть возможность переместить офис в новый регион, где стоимость аренды площадей на 5% ниже.

При выборе решения о принятии программы мы должны оценить значимые затраты и определить инкрементные затраты/доходы.

Рекомендуемый вариант анализа (см.таблицу).

Программу следует принять или сравнить ее с другими по такому же принципу.

Существуют категории затрат, которые необходимо учитывать при принятии решений, но данные о которых невозможно взять из данных бухгалтерского (финансового) учета. Данные финансового учета, как уже отмечалось, основываются на прошлых, уже свершившихся фактах. Для принятия решений необходимо учитывать будущие затраты и условно начислять или приписывать затраты, которые может быть и не будут представлять собой реальных затрат в будущем. Их мы и будем называть вмененными (воображаемыми).

Вмененные затраты — это затраты, характеризующие возможность, которая потеряна или которой жертвуют, когда выбор какого-то альтернативного курса действий требует отказа от другого.

 

Пример. Предприятие имеет возможность получить заказ на производство изделий Х. Его изготовление требует 300 часов работы на рабочем месте А. Это рабочее место с полной (100%) загрузкой работает над выпуском изделий У. Поэтому заказ может быть выполнен только за счет уменьшения выпуска изделий У. Это будем означать потерю в доходах от производства и реализации изделий У. (например, в размере 200 тыс.д.е.). Выполнение заказа (выпуск изделий Х) потребует дополнительных затрат в размере 300 тыс.д.е. Как определить стоимость заказа?

Очевидно, что принятие заказа предприятием повлечет за собой убытки в размере 200 тыс.д.е. От уменьшения объема производства и реализации изделий У (упущенная выгода (доход)). Эта сумма и будет являться вмененными затратами и должна быть учтена как часть расходов при обсуждении условий выполнения заказа (как часть затрат на заказ).

Стоимость заказа должна быть назначена такой, чтобы как минимум покрыть дополнительные затраты на сумму 300 тыс.д.е. плюс 200 тыс.д.е. вмененных затрат (500 тыс.д.е.).

Вмененные затраты — это выгода, упущенная при отказе от альтернативного варианта.

Важно отметить, что понятие «вмененные затраты» применимо только в случае ограниченности ресурсов. Там, где ресурсы не ограничены​, нет необходимости жертвовать чем-то, как это бывает в случае их недостатка. Если бы рабочее место А было бы загружено на 80% его потенциальной мощности, то решение о принятии заказа не потребовало бы снижения объема производства изделий У и, следовательно, не будет потерь в доходах, вмененные затраты будут равны нулю.

 

Проанализировать эффективность использования ресурсов на каждом этапе производственного возможно если установить взаимосвязь затрат и доходов с действиями конкретных лиц, ответственных за расходование ресурсов через выделение зон ответственности согласно организационной структуре предприятия. Эти зоны называют центрам ответственности (ЦО). ЦО — это сегмент (участок) предприятия, менеджер (руководитель) которого индивидуально отвечает за его работу.

Затраты и доходы, регистрируемые по ЦО, классифицируются как регулируемые и нерегулируемые менеджером ЦО. В целом на предприятии все затраты регулируемы, но не все затраты могут регулироваться на низших уровнях управления. Так, руководство предприятия может распоряжаться всеми ресурсами предприятия и может оказывать влияние на рост или снижение затрат (приобретение материалов, наем персонала, организация отдельных производственных участков и т.д.) Руководство отвечает за общий уровень затрат предприятия, регулирует все затраты.

Нерегулируемыми называются затраты, которые не поддаются воздействию на определенном уровне управления.

Для начальника цеха регулируемыми будут затраты цеха. Управленческие расходы для него будут нерегулируемыми. Для бригадира регулируемыми будут затраты в приделах бригады, а цеховые — нет.

Таким образом, регулируемые затраты — затраты, величина которых в значительной степени может зависеть от менеджера соответствующего уровня управления. Нерегулируемые — не зависят от решений менеджера.

Следует отметить, что управлять затратами по подразделениям (ЦО) можно только в части затрат, регулируемых их руководителем (отчет об исполнении сметы), иначе можно вызвать полное отторжение системы управленческого учета как такового.

По возможности осуществления контроля затраты делятся на контролируемые и неконтролируемые.

К контролируемым относятся затраты, поддающиеся проверке (контролю) со стороны работников предприятия, к неконтролируемым — нет (повышение цен на оборудование материалы, ставок налогов, переоценка ОС, повлекшая увеличение амортизационных отчислений).

Система контроля за затратами предусматривает деление затрат на фактические, сметные (планируемые, нормативные) (бюджетные) и на отклонение от сметы.

Фактические показатели — это показатели реальных затрат за период (регистрируются в отчете об исполнении сметы).

Сметные (бюджетные) определяются заранее для каждого подразделения (обычно на год) с це

Тема 3: "Системы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции»

На предприятиях, выпускающих продукцию широкого ассортимента или выполняющих множество видов работ по заказам, где каждый заказ индивидуален в своем роде и требует конкретных затрат труда​ материалов, накладных расходов, затраты на выполнение каждого заказа должны подсчитываться отдельно. Такая система сбора учетных данных о затратах известна как система позаказной калькуляции (ПЗК).

ПЗК применяется на предприятиях, где материалы на технологические цели, заработную плату производственных рабочих легко идентифицировать с конкретной продукцией или ее группой. Обычно выполняется несколько заказов, требующих разные технологии, время выполнения, материалы и т.д.

ПЗК обычно применяется в строительстве, полиграфической промышленности, самолето- и судостроении, машиностроении, при выполнении ремонтных работ, оказании консультационных, аудиторских услуг, НИОКР, в ателье (салоне) индивидуального пошива одежды и т.д.

 
 


Рис. Примерная схема производственного процесса, для которого

характерна система позаказной калькуляции

Технологический процесс между цехами тесно взаимосвязан, готовую продукцию выпускает последний в технологической цепочке цех. Процесс производства происходят в цехах 1 и 2 (производственные подразделения). Все остальные подразделения — обслуживающие.

При ПЗК объектом учета и калькулирования является отдельный заказ, т.е. изделие, мелкие серии одинаковых изделий или ремонтные, монтажные, экспериментальные работы.

При изготовлении крупных изделий с длительным циклом производства заказы выдают не на изделие в целом, а на агрегаты, узлы, которые представляют собой законченные конструкции.

Заказ открывают на основании договора с заказчиком. В заказе указывается какие изделия подлежат изготовлению, в каком количестве и в какой срок.

Каждому заказу присваивается определенный номер, который проставляется на всех документах, сопровождающих заказ.

В целях регистрации производственных затрат на выполнение каждого заказа заводится карточка заказа, в которой аккумулируются затраты по основным материалам, основному труду и производственным накладны расходам по мере прохождения заказа через процесс производства.

Калькуляцию заказа производят по его окончанию. До завершения вех работ по заказу затраты представляют собой незавершенное производство (НЗП). Себестоимость законченного заказа определяют суммированием всех затрат.

Возможен частичный выпуск заказа. В этом случае он и НЗП оцениваются по плановой себестоимости данного заказа или по фактической себестоимости ранее выполненных заказов с учетом изменений в технологии, конструкции, условий производства и т.д.

Для учета затрат на каждый заказ открывают аналитический счет к счету «Основное производство» с указанием номера (шифра) заказа. Затраты на сырье, основные материалы и труд ОПР относят непосредственно на конкретный заказ (прямые затраты), а производственные накладные расходы (косвенные затраты) распределяют между заказами в соответствии с выбранными базами распределения.

Итак, процесс учета затрат при позаказной калькуляции можно разделить на два этапа:

1. Учет основных затрат (затраты на сырье, основные материалы и на труд ОПР);

2. Учет и распределение накладных расходов.

 

Здесь присутствует один вопрос: по какой цене списывать материалы на производство (относить стоимость материалов на заказ)?

Этот вопрос встает потому, что материалы одного и того же вида могли быть закуплены по различным ценам.

Фактическая себестоимость использованных в производстве материалов может иметь несколько значений в зависимости от метода оценки материалов:

FIFO (first in, first out) - первый пришел - первый ушел, то есть сначала отпускаются материалы по цене первой по времени приобретения партии, затем второй и т.д. вне зависимости оттого, из какой партии отпущены материалы:

LIFO (last in, first out) - последний пришел - первый ушел, то есть сначала отпускаются материалы по цене последней по времени приобретения партии, затем предпоследней и т.д. вне зависимости от того, из какой партии отпущены материалы.

Метод средневзвешенной цены - вне зависимости от того, какая партия отпущена в производства, оценка расхода материала производится по средневзвешенной цене. Средневзвешенная цена определяется следующим образом:

общая стоимость партий / общее количество материалов.

Пример. В течение IV квартала прошлого года предприятие по производству бытовой химии закупило жидкий компонент:

01.11. - 100 л по 10 д.е. за литр;

01.12. - 200 л по 15 д.е. за литр;

30.12. - 200 л было израсходовано на производство.

Необходимо рассчитать фактическую стоимость отпущенного сырья и стоимость запаса тремя методами.

Метод оценки Фактическая стоимость отпущенного сырья, д.е. Фактическая стоимость конечного запаса, д.е.
FIFO 100*10+100*15=2500 100*15=1500
LIFO 200*15=3000 100*10=1000
Средневзвешенная цена (1000+3000)/300=13,33 200*13,33=2665 100*13,33=1335

 

Метод самый логичный в том смысле, что материалы, приобретенные первыми, будут и отпущены первыми. При использовании данного метода в условиях инфляции себестоимость продукции будет ниже (рентабельность производства).

Согласно международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) метод LIFO не применим для оценки запасов в целях исчисления налогов. А в отечественном учете данный метод не применяется в финансовом бухгалтерском учете. Самый распространенный метод - по средневзвешенной цене.

Но для целей управленческого учета при принятии решений нас больше интересуют будущие затраты на сырье и материалы, поэтому наиболее приемлемым методом оценки запасов является метод оценки запасов по стоимости их замещения.

Использование материалов на той или иной стадии производства ведет к тому, что эти материалы приходится возмещать. В этом случае затраты на приобретение материалов в будущем периоде будут затратами замещения.

Пример. 1.01. предприниматель открыл свое дело с начальным капиталом 100000 д.е. 31.01. был закуплен на все деньги запас товаров 1000 ед. по 10о д.е. за единицу. 20.07. этот запас товара был продан по цене 120 д.е. за единицу. (100 д.е. + 20%). Для упрощения предположим, что не было затрат на рабочую силу и накладных расходов. Стоимость замещения данного запаса к тому времени составляет 150 д.е. за единицу (стоимость, по которой можно купить такой ж товар 31.07.). Баланс после каждой операции будет выглядеть следующим образом.

Актив Пассив
На 01.01.
Денежные средства   Капитал  
Баланс 100000 Баланс 100000
На 1.02.
Запасы (товары) (1000 ед. * 100 д.е.)   Капитал  
Баланс 100000 Баланс 100000
На 01.08.
Денежные средства (800 ед. * 150 д.е.)   Капитал Прибыль  
Баланс 120000 Баланс 120000

 

Из баланса видно, что мы получили прибыль 20000 д.е., однако капитал наш уменьшился по сравнению с началом года и эквивалентен только 800 ед. запаса (товара).

Поэтому, если бы результаты от реализации были бы исчислены исходя из стоимости замещеня, то была бы не прибыль, а убыток - 30000 д.е. (120000 - 1000 * 15. д.е.).

Оценка запасов по стоимости замещения может быть затруднена на практике при большой номенклатуре и большом объеме материалов, так как будут очень большие затраты на установление стоимости замещения. Это как раз тот случай, когда затраты на сбор информации могут превысить результат от ее использования.

Наиболее приближен к оценке запасов по стоимости замещения метод LIFO.

Предприятия могут использовать ориентированную на будущее систему оценки запасов по нормативным затратам (standart cost). Нормативные затраты - это целевые затрат, планируемые в начале отчетного периода, показывающие сколько должны стоить будущие закупки материалов при их эффективном осуществлении.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.101 сек.